Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Балина Виктория Викторовна

Задачи:

1.     Образовательные:        Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода  растворяет: соль, са­хар, кофе, что вода не может растворить рис, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет, что пар – это  вода.

2.       Развивающие:   Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать память, мышление, внимание, интерес.

3.      Воспитательная:  Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Микроцели  

                       

Создание

психологической

комфортности.

Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятия.

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию.

Активизация знаний.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Использование художественного слова, как средство закрепления полученных знаний о воде.

Уточнить представление детей о том, что вода нам всем нужна и её нужно беречь.

Развитие артикуляции.

Звукоподрожание.

Формировать представление о том, что вода бесцветная, а молоко белое.

Формировать представление о том, что вода прозрачная, а молоко нет.

Формировать представление о том, что вода  растворяет: соль, сахар, кофе. Вода не может растворить рис.

 

Формировать представление о том, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

Формировать представление о том, что пар – это  вода.

Самомассаж активных биологических точек с целью профилактики простудных заболеваний.

Использование анимации  как одно из средств получения  знаний о круговороте воды в природе.

Профилактика нарушения зрения.

Использование художественного слова и театрализации  как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе.

Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе.

Закрепить положительные результаты занятия.

Создать условие для психологического комфорта детей.

Ход занятия

1 Орг. Момент.

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

          2 Основная часть.

Воспитатель: -  Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит.    ( вода )

Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.

   Игровая ситуация.

В группу входит девочка в ободке капельки.

Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.

Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?

Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем капельке найти сестричек, а заодно и поиграем в мяч.

- Я буду кидать вам мяч, а вы ребята, рассказывайте: - Где живут капельки в нашем саду?

 Для чего нужна вода нам?

 Как мы ее используем?

( Пьем;  моем:  руки,  игрушки,  пол;

готовим еду; стираем;  поливаем цветы )

- Послушайте, я расскажу вам о воде!

       ОНА  ВЕЗДЕ!!!

В луже,

        В море,

                    В океане!

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить:

Без  ВОДЫ нам не прожить!

- Вот, сколько пользы приносит нам вода!

Давайте её беречь и зря не разливать!

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, а вы помните песенки  воды?

(ДА)

- Споем их?

(Да)

- Как поет вода, когда течет из крана?

(СССССССС)

- Как кипит в кастрюльке?

(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)

- Как капает дождиком?

(КАП_КАП_КАП)

- А сейчас мы с капелькой пойдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.

Давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Опыты с водой

      1  Опыт.     Воспитатель: - Сейчас  мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово.   Они все доказывают,  проводя опыты.

-Работаем все вместе. (Работа в группе).

. Дети, что налито в бутылочке? (Дети называют - молоко).  

- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).

- Почему ты выбрал эту полоску?

-Саша почему ты выбрала эту полоску?

-Какого цвета молоко? (Белого).

-Разойдитесь по парам. (Работа в парах).

- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги.  Ни один цвет полосочек  не совпадает с цветом воды).

-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)

- Вода осталась  БЕЗ ЦВЕТНОЙ полосочки!

- Какого цвета вода?  (БЕСЦВЕТНАЯ).

-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….

Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.

Открою вам, друзья, секрет
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.

2 Опыт.

Работа в группе по парам.

У  нас есть палочки . Я опущу  одну палочку в бутылочку с молоком.

-А вы  в свои  бутылочки с водой.

- Видно ли палочку в бутылочке с молоком?

- А в бутылочках с водой?

-Значит, что мы можем сказать о воде?

- Какая она? (Прозрачная.)  

- Сквозь чистую воду мы видим предметы.

-Господа ученые посмотрите сквозь бутылочки.

-Скажи, Кирилл, какая вода?

- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .

3 Опыт.

Работа в группе по парам.

Воспитатель: -В бутылочках  чистая вода.

-Миша с Кириллом насыпьте ложку соли.

- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.

- Миша, найди карточку с надписью «Соль».

-Что произошло с солью в бутылочке?

- Куда она исчезла?

-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.          

  - Хотите попробовать?

-А во вторую бутылочку Влад и Саша В. положат кусочек сахара рафинада и тоже приклеят  этикетку.

 

- Что произошло с сахаром?

- Сахара тоже не видно в бутылочке? Что с ним произошло?

-А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (Сладкая.)

 -У нас есть еще одна бутылочка с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)

 

-Саша Л. И Таня сделайте это.

 

-Приклеиваем этикетку «Кофе».  

-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)

Примечание: кофе не следует перемешивать.

В 4 бутылочку я насыплю  рис.

 -Миша подай этикетку с надписью «Рис». Приклеиваем этикетку.

- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)

Вывод: Вода  растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.

4 Опыт.

 (Работа в группе).

-Обратите внимание,  изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).

–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)

-Риса? ( Рис не окрасил воду.)

Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

 5 Опыт.

 (Работа в группе).

- Дети сядьте  на стулья .

- Для этого опыта нам понадобится термос.

- Что такое «Термос»?

-Для чего он нужен?

 (Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)

- Я налила в термос горячую воду.

- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)

- Давайте проверим, так ли это?

- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)

(Подношу стекло и говорю)

- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.

 (Пронести стекло и показать каждому ребенку).

 Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод:  «Пар – это что? Это вода».

- Влад, что такое пар?    

-Скажите все вместе.

-…. очень аккуратно работали. У них ни одна капелька мимо стакана не пролилась.      

-Вы порадовали меня!

Самомассаж.

- Ребята, встаньте, пожалуйста

Льётся чистая водица,

(Волнообразные движения руками).

Мы умеем сами мыться.

(Дети потирают ладонь о ладонь).

Моем носик, моем ротик,

(растирают крылья носа).

Моем шею, моем уши.  

 (козелок).

После вытремся посуше.

(поглаживают лоб).

Просмотр анимации.

« Круговорот воды в природе».

Зрительная гимнастика.

Капелька на тучке ночевала

А потом по небу кочевала.

По оврагам, по мостам,

По корягам и кустам.

(Дети следят глазами за передвижением капельки).

Театрализация стихотворения

«Путешествие капельки».

Я переделала стихотворение Г.Люшнина и досочинила окончание стихотворения.

Один ребенок читает стихотворение:

Нависла туча над селом,
(Выходит ребенок в костюме тучи и изображает тучу.)

И разразился в небе гром!
(Выходит ребенок в костюме грома и изображает гром.)

Катился гром, гремел, ворчал,
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя,
Упала капелька дождя.
(Выходит ребенок в костюме капельки  с леечкой и пританцовывая поливает цветы, сирень, огород.)

Поила капля целый день,
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растет.                               Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья,
(Капелька ставит леечку, подходит к 2 детям держащим низко к полу голубой отрез ткани(они изображают ручей).

И под небесной синевой,
Пропахла солнцем и травой.
(Капелька «плавает») 

В селе закончила дела,
И быстро в реку утекла,
(2 ребенка  держащих низко к полу голубой отрез ткани(они изображали ручей) поднимают ткань чуть выше, теперь они изображают реку .)

И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
(Капелька в одной руке держит «мальчишек» сделанных в технике аппликация и «ныряет»).

В реке закончила дела,
И в море капля уплыла.
(2 ребенка  держащих  ткан (они изображали реку) поднимают ткань еще выше, теперь они изображают море .)

От берегов родных вдали,
Качала капля  корабли.                                        

(Капелька в одной руке держит «корабли» сделанные в технике аппликация  «покачивается и ныряет»).

Капля ныряла до дна океана.                   Потом поднялась клубами тумана .          

(Капелька встает танцуя кружится и заходит за детей изображающих тучку и гром).

Ветер холодный унес ее вдаль,                          А на дворе и зима и февраль.                        

(Из-за «тучки и грома» выходит кружась девочка одетая в костюм снежинки. Она танцует.).

Капелька с ветром по небу летала,                    И белой снежинкой на землю упала.

(Дети кланяются и  садятся на стульчики).

Воспитатель: – В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда,

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода.

3 Итог занятия.

Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?

Психотерапия.

- Капелька сейчас подарит вам на память своих подружек – «капелек».

-Дружите с ними и берегите их!!!

-А я напою вас чистой родниковой водой!

Подношу поднос. В кружечках чистая кипяченая вода. (Так называемый эффект плацебо).

- Она очень полезна для нашего организма!!!

-Занятие закончено. Поднимайтесь в группу.

Используемый материал.

Ободок и костюм капельки.

Мяч.

Тряпочки.

Бутылочки с водой.

Цветные полоски бумаги.

Бутылочка с молоком.

Палочки.

Этикетки «Соль»,  «Сахар»,«Рис»,«Кофе».

Ложка соли.

Кусочек сахара рафинада.

Ложечка кофе.

Ложечка риса.

Термос.

Стекло.

Диск.

Указка с капелькой.

Ободки, костюмы, полотно ткани голубого цвета.

 

Маленькие капельки                 (аппликации).

 Кружечки с чистой родниковой водой.

Программное содержание:

Задачи:

  1. Образовательные:

Формировать представление о том, что вода бесцветная, а молоко белое.

Формировать представление о том, что вода прозрачная, а молоко нет.

Формировать представление о том, что вода  растворяет: соль, сахар, кофе. Вода не может растворить рис.

Формировать представление о том, что некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

     Формировать представление о том, что пар – это  вода.

            Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.

  1.  Развивающие:    Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

     Развивать память, мышление, внимание, интерес.

  1. Воспитательная:  Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Словарная работа: Обогащение словаря и активизация словаря (бесцветная,  растворяет,  прозрачная, окрашивать, жидкая).

Материалы и оборудование: Ободок и костюм капельки. Мяч. Тряпочки. Бутылочки с водой. Цветные полоски бумаги. Бутылочка с молоком. Палочки. Этикетки «Соль»,  «Сахар», «Рис», «Кофе».  Ложка соли.  Кусочек сахара рафинада. Ложечка кофе.  Ложечка риса.  Термос.  Стекло. Диск.  Указка с капелькой.  Ободки.   Костюмы.  Полотно ткани голубого цвета.  Маленькие капельки  (аппликации).  Кружечки с чистой кипяченой  родниковой водой.  

Предварительная работа: 

  1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
  2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
  3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
  4. Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация),  сотворчество «Превращение Капельки».
  5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
  6. Посильная помощь в уходе за цветами и миниогородом .
  7. Оснащение Центра воды и песка.
  8. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
  9. Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
  10. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
  11. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
  12. Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Путешествие капельки»...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, прозрачная, жидкая, может течь). Дать представления о разнообразных состояниях воды (вода, лед, пар). Побуждать на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие капельки"

Формирование у детей умений понимать простейшие взаимосвязи в природе....

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему: «Путешествие Капельки»  Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...