основы экологического воспитания
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сафина Раушания Фатиховна

материал по экологическому воспитанию для начинающих воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_osnovy_ekologicheskogo_vospitaniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

дошкольников

Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, то есть до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Иначе говоря, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. Понятно, что формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. И хотя определенные усилия по созданию базовых элементов такой системы в нашей стране предпринимаются в виде государственных программ по экологи-

ческому воспитанию различных групп населения и в форме деятельности различных общественных организаций, происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Система экологического воспитания включает определенное содержание, методы и формы работы, а также требует создания условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Решение проблемы экологического воспитания дошкольников возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить как управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он справиться с будущими проблемам реальной жизни. Но при этом ни в ко; случае не следует подавлять у склонность к чудесному. Альберт Энштейн писал: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это ощущение тайны. Она источник всякого подлипнет искусства и науки. Тот, кто никогда испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу и глаза его закрыты...»

Педагог ДОУ, осуществляющий логическое обучение и воспитание детей, должен владеть понятийным аппаратом, используемым в экологии, знать основные законы экологии и уметь в доступной форме довести их до сознания дошкольников. Кроме того, ему не обходимо знать основы анатомии и физиологии человека, так как различные факторы внешней среды оказывают выраженное влияние на организм

Как известно, экология — это наука об организации и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе и их взаимосвязи. Иначе говоря, предметом экологии является изучение влияния на живые организм других живых организмов и неживой природы. Факторы среды, влияющие на живые организмы, получили название экологических. Таким образом, экологический фактор — любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное воздействие на живые организмы. Экологические факторы делятся на три категории: а) абиотические — факторы неживой природы; б) биотические — факторы живой природы; в) антропогенные — факторы человеческой деятельности.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЗАЧЕМ НУЖНО, ЧТОБЫ ВОДА БЫЛА ЧИСТОЙ»

Программное содержание

Дать детям представление о роли воды в природе, о ее свойствах.

Активизировать словарь: снег, лед, облака, речка, сосулька и т. д.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал

Карточки в виде капелек воды с загадками; карточки с рисунками (ответы на загадки); лист ватмана (картограф); обручи; фильтры для очистки воды «Ак-вафор»; музыкальное сопровождение к игре; картинки с растительным и животным миром.

Предварительная работа. Наблюдения в природе за разными состояниями воды.

Ход занятия

Дети по очереди достают из ведерка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Лежало одеяло, мягкое, белое, Солнце припекло, одеяло потекло.

(Снег)

Люди ждут меня, зовут,    

А приду к ним — прочь бегут.

(Дождь)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет —

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

(Речка)

Дети прикрепляют на картограф карточки с рисунками — ответами на загадки.

Воспитатель. Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель. Как вы думаете, для чего людям вода?

Ответы детей.

Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу умывается, стирает и убирает свое жилище. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. Людям требуется очень много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

Дети. Рыбы.

— Растения.

— Все живое!

Воспитатель (показывает картинки с растительным и животным миром около водоемов).

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров (показывает разные фильтры. «Аквафор»), Но это небольшие фильтры. Мы их используем в своих квартирах. А вот на заводах и фабриках стоят большие очистительные

сооружения. А теперь послушайте стихотворение.

Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана кап, кап, кап. Мелеют реки и моря. Не тратьте воду зря, зря, зря. А то пройдет немного лет — И нет водицы — нет, нет, нет.

(С. Погорельский)

Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы детей. Воспитатель на картографе отражает ответы детей.

Физкультминутка. Игра «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети — это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», испарилась. Игра продолжается 2—3 раза.

Воспитатель. Вы все знаете жидкую воду. А какая вода еще бывает?

Дети. Снег! — Лед!

Воспитатель. Молодцы! Замерзшая вода — лед. А лед твердый или жидкий?

Ответы детей. (Вспомнить опыты со льдом.)

Вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, или облака, или туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. (Вспомнить с детьми опыт с зеркалами.)

Подведение итогов. Оценка занятия.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДИК?»

Программное содержание

Совершенствовать навык придумывания сказки о природном явлении.

Расширить знания о природных явлениях (молния, гром). Активизировать словарь: молния, молниеотвод, гром, гроза, атмосфера.

Воспитывать чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности. 

Предварительная работа. Чтение с детьми художественной и научно-популярной детской литературы по теме. Наблюдение за природными явлениями.

Материал. Схема круговорота воды в природе; вырезки из старых журналов «Юный натуралист», «Наука и жизнь» по теме; фотографии, карандаши, краски, альбом.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку о природном явлении. Отгадайте загадку.

Поглядите, поглядите — Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить? Не ответишь — подождем,

Отгадаешь под...

(дождем).

Дети младшей группы не знают, почему идет дождик, а они очень хотят понять и спрашивают об этом своего воспитателя. Мы много с вами читали, рассматривали иллюстрации, картины о различных природных явлениях — давайте сочиним вместе сказку для малышей и нарисуем ее, потому что маленькие дети не умеют читать.

СКАЗКА

Однажды Солнце, накатавшись вдоволь по небу устало, вытирая платком золотой лоб, пробормотало:

— Уф! Ну и жара! Пить хочется!

Глянуло оно на землю, а там моря-океаны плещутся, реки играют, ручьи звенят. Попыталось солнце дотянуться до воды, но не тут-то было.

— Пить хочу! — рассердилось Солнце.

— Пить-пить! Пить-пить! — зашумели в лесах проснувшиеся птицы. — Скорее напьемся, а то Солнце нам ничего не оставит.        

— Ш-ш-ш! — Зашептали деревья. — Надо спрятать в тень реки и ручьи, а то эта небесная печка не оставит на всей земле ни капли воды.

— Пить хочу! — в третий раз крикнуло Солнце.

— Может, вам еще чайку подать? — проворчал спросонья Ветер. Он был ужасно лохматый и невыспавшийся.

Вылез из горного ущелья, в котором ночевал, потянулся, зевнул и сказал: — Так тебе, светилушко, пить хочется? Сейчас мы это устроим. Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них вскоре и превратится в водяной пар, а легкий теплый воздух, поднимаясь с земли, захватит его с собой в небо. Ну, и я, конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберу их вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню их к тебе.

Взялось Солнце за дело, стало греть — сушить моря и океаны. Поплыли по небу невидимые капельки. Невидимые потому, что были они совсем крошечными: в обыкновенной капле их поместились бы миллионы. И поднималось этих капелек больше, чем песчинок в пустыне.

Все выше и выше поднимались они, все холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. Вспомните: когда в морозный день ребята бегут по двору, пар изо рта так клубами и валит! Это потому, что в теплом воздухе, который мы вдыхаем, много влаги. На холоде мельчайшие, невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растут и становятся видимым паром.

Так случилось и с капельками, которые в небо с земли уплыли. Высоко высоко поднялись они и превратились в пар — туман. Над полями, над лесами заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце, стараясь поднять белоснежные облака еще выше. Солнце жарило и парило вовсю. Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.

А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится в небе пылинка, поднятая Ветром, они скок на нее — и поехали! Уцепится одна капля за пылинку, а другая кричит:

— Подвинься! Я тоже хочу прокатиться...

Слились маленькие капли в одну большую, вырвалась она из облаков и на землю. А рядом миллионы точно таких же. Хлынул дождь.

Рассердилось Солнце.

— Как же так? — говорит оно Ветру. — Я работало-работало, а что получилось? Нет, видно, так у нас ничего не выйдет.

 

А Ветру очень понравилось гонять облака по небу да лепить из туч всякую всячину Почесал он в затылке и говорит:

— Терпение, ваше солнечное сиятельство. В этот раз не вышло, в другой раз получится. Начнем сначала. Только грей теперь леса. Леса сырые, в зеленых листьях много влаги, да и находятся листья высоко над землей, к тебе поближе. Высушишь листья - и напьешься.

Снова взялось Солнце за работу. Изо всех сил греет леса, горячо листьям, засохли бы они, да, спасибо, корни выручают: высасывают воду из-под земли и шлют ее листьям. А листья эту влагу щедро отдают Солнцу Как Солнце ни греет лист; а нагреть не может: капельки, улетая, все время охлаждают лист, забирая с собой немножечко тепла. Миллионы листьев в лесу, и каждый отдает немного влаги. Вот опять поплыли к небу невидимые потоки, выросли них пушистые облака. А Ветер подхватил их, понастроил из них башни и дворцы, понаделал зверей и птиц и был доволен. Но опять пошел дождь все испортил.

Совсем рассердилось Солнце, стало звать Ветер.

— Где ты, — кричит, — надувало?!

Ветер как услышал, шмыг и спрятался под пушистые белые перины. Искало его Солнце, искало, нигде нет. Наконец, опустилось к самому горизонту, заглянуло под облака. Ба! Вот он голубчик! Хотело Солнце Ветру сказать  все, что оно про него думает, да не успело, закатилось.

С тех пор так и повелось: поднимается Солнце, пить-то ему хочется, и ну землю греть, воду к небу поднимать: ; вдруг, мол, получится, вдруг удастся напиться! Ветер тут как тут. «Грей, -кричит, — да пожарче!»

Но к вечеру Ветер в страхе стихает и прячется. Солнце заглядывает под облака, ищет обманщика, сердится, краснеет, хочет крикнуть, да не может — горло совсем пересохло, и со злости закатывается.

При составлении сказки дети с помощью воспитателя делают зарисовки в наклеивают готовые картинки.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, как можно спрятаться от сильного дождя? Как нужно вести себя во время грозы?

Дети. Надеть капюшон!

— Раскрыть зонтик...

— А можно спрятаться под деревом...

Воспитатель. В грозу под деревом прятаться нельзя. Молния может попасть в дерево и зажечь его. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Как от нашего садика до метро, например. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется, происходит самый настоящий взрыв — звук, который люди называют громом. С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов люди защищают молниеотводом. Давайте повторим хором.

Дети (все вместе). Молниеотвод!

Воспитатель. Это такой металлический стержень. Один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

Если есть возможность, лучше переждать грозу дома, смотреть на нее из окошка и ждать, когда она закончится.

Еще бывают дожди опасные, радиоактивные. Если человек попадет под такой дождь, он может заболеть, у него даже могут выпасть волосы. Такой дождь получается из-за загрязнения атмосферы. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. А вам, дети, задание: узнать у родителей или прочитать в детской энциклопедии, чем полезен дождь.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ «ФАЗЫ ЛУНЫ»

Программное содержание

Познакомить детей с фазами Луны и их влиянием на здоровье человека.

Совершенствовать связную речь, активизировать словарь: новолуние, полнолуние, луноход, орбита.

Развивать мелкую моторику воображение.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материал. Фотографии Луны, лунохода; картинки с фазами Луны; картинки с точками и цифрами от 1 до 9 (силуэт ракеты); листы бумаги, карандаши, обводки.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня я расскажу вам много интересного, а о чем, вы попробуете догадаться сами. У каждого из вас на столе карточки с точками. Соедините точки по порядку — и получится картинка. Вы узнаете, на чем можно добраться туда, о чем мы с вами будем беседовать.

Дети соединяют по порядку точки от 1 до 9 — получается ракета.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Дети. Ракета.

Воспитатель. Как вы думаете, куда можно добраться на ракете?

Дети. На Луну!

Воспитатель. Молодцы, вы правильно догадались. Я вам расскажу о Луне. Луна — наша ближайшая соседка в космосе. Луна движется вокруг Земли, а та, в свою очередь, вокруг Солнца — по бесконечным замкнутым путям, называемым орбитами (показывает картинку). Нам кажется, что Луна светит, но на самом деле это не так — она лишь отражает свет Солнца. С нашей планеты виден только освещенный участок Луны. Поэтому кажется, что форма Луны каждую ночь меняется.

Посмотрите на эти картинки: это фазы Луны (показывает, детям).

На первой — новолуние. В новолуние Луна повернута к Земле своей темной стороной и поэтому совсем не видна. На второй — молодой месяц. Луна меняет свое положение так, что освещается самый ее краешек. По форме он напоминает серп. На третьей — первая четверть. В это время мы видим половину диска Луны. На четвертой картинке мы видим горбатый месяц. На пятой — полнолуние. В день полнолуния с Земли мы видим всю лицевую сторону Луны. В период полнолуния у многих людей возникают «беспричинные» головные боли. В полнолуние человек находится в расцвете своих физических сил, но голова его затуманена и как бы не поспевает за действиями тела. Водителю кажется, что он едет медленно, и он то и дело жмет на педаль газа. Пешеходу кажется, что он успеет проскочить перед носом автомобиля. Вот почему в полнолуние увеличивается число ДТП — дорожно-транспортных происшествий. В полнолуние наши глаза лучше воспринимают желтые, оранжевые и красные тона. Может быть, поэтому выбор цветов светофора связан с этими особенностями: красный предупреждает об опасности.

Люди с больным сердцем очень тяжело переносят полнолуние. Поэтому им за три дня до полнолуния необходимо предпринимать профилактические меры (принимать таблетки). В полнолуние люди становятся раздражительными и обидчивыми. А теперь скажите: как вы думаете, хорошо, если человек знает, когда наступает полнолуние? И почему? (Ответы детей.} Вы правы, зная о полнолунии, человек может уберечь себя от опасностей. Быть более внимательным на дорогах; если больное сердце, то принять таблетки. Посмотрите на остальные картинки. После полнолуния Луна начинает уменьшаться, словно «худея». Через неделю снова видна только половина Луны. Затем нам вновь виден лишь узкий серп, становящийся все тоньше и тоньше.

Физкультминутка. Игра «Водители»

Дети берут рули и начинают двигаться по группе. Воспитатель поочередно показывает картинки с фазами Луны (серп, четверть, полнолуние). Соответственно показанной карточке дети ускоряют или замедляют движение.

Воспитатель. Вспомните, на чем передвигались космонавты по Луне?

Дети. На луноходе.

Воспитатель. Я вам предлагаю изобрести свой луноход. Обведите на листах бумаги основу лунохода, а все необходимые части дорисуйте сами. Затем каждый расскажет, что он придумал.

Дети рисуют луноход и рассказывают о своих, изобретениях.

Итог занятия

Беседа по вопросам:

Что интересного угнали?

Что больше всего запомнилось?

Как вести себя во время полнолуния?

Задание на дом

Понаблюдать вечером, в какой фазе находится Луна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений....

Основы экологического воспитания старших дошкольников

Из опыта  работы воспитателя по экологическому воспитанию детей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

Деловая игра для воспитателей «Экологическая культура – основа экологического воспитания»

Деловая игра для воспитателей "Экологическая культура - основа экологического воспитания"...