Основы экологического воспитания дошкольников.
статья по теме

Экологическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Воспитатель является носителем экологической культуры. О необходимости воспитания детей в мире природы в своих трудах отмечали такие выдающиеся деятели, как П.П. Блонский П.П., Я.А.Коменский, Й.Г. Песталоцци, Роберт Оуэн, В.А.Сухомлинский, Толстой Л.Н., К.Д.Ушинский. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе. Природный мир – это природное содержание в дошкольном учреждении: в помещении, на участке детского сада, а также имеющиеся зелёные насаждения в окружающих парках, скверах и т.д . К созданию эколого–развивающей природной среды я активно привлекаю детей и их родителей, вызывая на совместные обсуждения и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой работы у детей формируются художественно-эстетические чувства, вкус, способности. Вместе с тем эстетически оформленная окружающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей, вызывает желание что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.

Таким образом, систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует:

-очевидному становлению у дошкольников начал экологической культуры;

-формированию эмоционально–доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;

-развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических проблемах родного города;

-уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и неживой природе;

пониманию причинно–следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;

-умению создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

-ответственному и бережному отношению к домашним животным, к растительному богатству нашего края;

-формированию представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;

-охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой;

-формированию представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического воспитания старших дошкольников

Из опыта  работы воспитателя по экологическому воспитанию детей....

Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"

В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Статья «Основы экологического воспитания дошкольников»

Статья "Основы экологического воспитания дошкольников"...