«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
консультация

Серебрякова Яна Александровна

Выступление на ГМО по экологическому воспитанию стрших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников

в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

С. Николаева

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении, а также формирование осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зеленая трава, белый снег и пушистые облака. Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Мы взрослые должны вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес, помочь ребенку увидеть красоту мира, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.

Соприкасаясь с природой, развивается не только познавательный интерес, но формируется личность ребёнка. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Влияние природы на ребенка огромно.

Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдают за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями в уголке природы.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников является главной целью экологического воспитания. В процессе реализации поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.

В ходе моей работы я реализовала и продолжаю реализовывать следующие экологические проекты: «Вода»«Домашние животные», «Комнатные цветы», «Березка – наше дерево» и другие.  В данный момент в нашей группе реализуется проект «Прикоснись к природе сердцем» (совместно с педагогом-психологом).  Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему. Результаты совместной работы над проектом были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса и их родителей, оформление экологического уголка в группе. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей и обучение становится более качественным.

Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия способствующие формированию у старших дошкольников экологической культуры.

По времени: среднесрочный (13 марта 2019 года по 16 августа 2019 года).

Основная цель проекта:

Использование метода проектной деятельности как способа формирование экологических знаний о природе, основ экологической культуры, осознанно-правильного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня экологических знаний и культуры поведения в природе.

Задачи педагогического проекта:

  1. Формирование поисково–исследовательской деятельности и интеллектуальной инициативы, посредством проектного метода.
  2. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  3. Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле.