"Волшебная капелька"
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме

Шанурина Валентина Николаевна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wrl339000.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 1551 (корпус 6)

П Р О Е К Т

«В О Л Ш Е Б Н А Я     К А П Е Л Ь К А»

Проект подготовила Воспитатель: Шанурина В.Н.

 

«Волшебная капелька»

Название: «Волшебная капелька».

Вид проекта: исследовательски-познавательный проект для детей 2-ой младшей группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный (17 октября – 20 января).

Участники исследовательской деятельности: дети 2-ой младшей группы, воспитатель,     родители воспитанников.

Актуальность исследовательской деятельности: 

Как отмечает Гарбузов В.И., если ребенок во второй половине четвертого года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т.д. Для того, чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, я рекомендую особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которых малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока… только накопление практического опыта под руководством взрослого. Малыш как бы «изучает» вещество или предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его строении, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые, «проказники». Это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование. На 4-ом году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования.

Выделяются два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  1. первый – экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  2. второй – экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса! Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

Данная работа направлена на развитие исследовательски-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

  1. на формирование у ребенка практических умений и навыков;
  2. на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
  3. на стремление к самостоятельному познанию мира, веществ и предметов;
  4. на развитие личности в целом (умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально переживать).

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков у детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.
  2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
  3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
  4. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  5. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  6. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями неживой природы.
  7. Формировать представления о некоторых свойствах веществ и предметов.
  8. Учить малыша выражать словами свои впечатления.
  9. Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  1. Вода – жидкость, она льется и капает;
  2. Вода превращается в лед и пар;
  3. Вода может менять цвет и вкус;
  4. Сформированы простейшие практические умения при проведении опытов;
  5. Сформированы умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы;
  6. Эмоционально и заинтересованно относиться к исследовательски-игровой деятельности.

К концу исследования воспитанники должны знать:

свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, капает. В воде растворяются некоторые вещества, бывает холодной, теплой и горячей, при замерзании превращается в лед, при нагревании – в пар.

Должны уметь:

  1. С помощью взрослого в игре проводить несложные опыты-эксперименты.
  2. Понимать простейшие причинно-следственные отношения в системе «действие-результат».
  3. Уметь наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать под руководством взрослого.
  4. Бережно относиться к окружающему.
  5. У детей должно быть сформировано представление о некоторых свойствах веществ и предметов.
  6. Выражать словами свои впечатления.
  7. Эмоционально реагировать на произведения поэтического творчества и фольклора.

Продукт исследовательской деятельности:

Создание мнемотаблицы «Вода». Презентация для родителей «Волшебная капелька».

Основной механизм реализации проекта

Проведение серии регулярных игр – занятий, наблюдений естественно-научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою любознательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к пониманию явлений и свойств вещества, способов действий, проявлению инициативы и творчества.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Почему водичка льется?», «Почему в одном кране горячая вода, а в другом – холодная?», «Почему намокла салфетка?»…

Дети отвечали невпопад, предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо посмотреть и подумать.

Обыграла ряд ситуаций: «Как умыть куклу?», «Куда плывет кораблик?», «Что повесим на елку?»…

Результаты исследований проговаривали, повторяли за воспитателем. Наблюдали, как я вношу результаты в мнемотаблицу.

По мере участия в играх-исследованиях заинтересованность в этом возрастала.

  1. ОСНОВНОЙ  ЭТАП (исследовательский) 

Работа по реализации проекта осуществлялась в таких направлениях:

  1. работа воспитателя с детьми;
  2. работа с родителями.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Подготовила необходимый материал: игрушки и оборудование для исследований. Дети с нетерпением ждали поступления в группу нового персонажа, а с ним и нового проблемного вопроса, ответ на который нужно было найти. Моей задачей было научить детей видеть и понимать проблему исследования, а затем, исходя из нее, проводить игровые действия экспериментального характера. Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению, обыгрыванию поступившего в группу вопроса.

Например: Почему кукла грязная? Что необходимо сделать, чтобы кукла стала чистой? Где для этого взять водичку? Что происходит с водичкой, когда включаем кран? Что происходит с водой, если кран только чуть-чуть приоткрыть? Какая вода течет из крана, если повернуть ручку красного цвета? Какая вода течет из крана, когда мы поворачиваем ручку синего цвета? Какой водой мы моем руки? Что мы видим, когда наливаем водичку в чайник, и вода нагревается? Откуда же появляется «дым?» (дети не знакомы со словом «пар» на начало исследовательской деятельности и называли его «дымом»). Почему замерзли лужи, и что появилось вместо воды? Что такое снег? Что с ним случилось, когда мы поставили его на теплую грелку? почему мячик плавает, а камешек – утонул?

После проведения игры-опыта я выделяла главное, рассказывала о последовательности проведенной работы:

  1. что взяла сначала;
  2. что делала;
  3. какие действия произвела;
  4. что получилось в результате.

Способность наблюдать и принимать участие в таких играх выступает важным средством развития детей.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

        К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное. Прежде всего, родители помогали с подготовкой оборудования, проведенные игры-опыты повторяли с детьми дома, разучивали с детьми потешки и стихи о воде, проводили дома и на улице беседы и наблюдения.

        Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка активности детей.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стала мнемотаблица: «Вода» и презентация «Волшебная капелька» с результатами нашей исследовательской работы. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, они активно вступают в общение и игры-эксперименты. В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились внимательно смотреть, выполнять необходимые действия, понимать действия и объяснения воспитателя.

Экспериментируя с водой, снегом, льдом и другими объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел в игре настоящее исследование, получил первые навыки его проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие :"Волшебная капелька"

закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску  в виде капельки....

Презентация проекта "Волшебные капельки".

Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....

Проект "Волшебная капелька"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Проект "Волшебная капелька"

Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...

Развлечение «Волшебные капельки воды»

Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...

Календарно-тематическое планирование по теме "Волшебная капелька"

Календарно-тематическое планирование в старшей разновозрастной группеЦели:- Рассказать о разнообразии воды в природе.- Дать детям элементарные понятия о круговороте воды в природе.- Воспитывать бережн...