Развитие экспрессии детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андреева Елена Леонтьевна

В статье рассказывается о театральных этюдах,  театрально-игровой деятельности и развитии, передаче эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экспрессии детей дошкольного возраста.

В детском саду № 4 Приморского района Санкт-Петербурга воспитатели, музыкальные руководители углубленно занимаются развитием детской экспрессии по средствам театрализованных игр.

Экспрессия в толковом словаре определяется как выразительность, выражение человеком того или иного эмоционального состояния.

Экспрессивность ребенка-дошкольника – процесс выражения ребенком эмоционального состояния другого, передача этого состояния различными средствами выразительности: мимикой, пантомимой, пластикой, голосом.

Почему мы занялись развитием экспрессии у детей?

В процессе естественного развития, роста происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Изменяется его мировоззрение, отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и управлять своими эмоциями возрастает, совершенствуется. Но сама по себе эмоциональная сфера, в том числе экспрессия, качественно не развивается, ее необходимо целенаправленно развивать. Театрализованная игра является оптимальным условием развития в дошкольном возрасте, она охватывает все его духовные и не только духовные способности, развивая их. Синкретизм игры, нерасторжимое единство в ней чувственных образов, воображения, эмоций, волевых импульсов, физических движений и звуков, выражающих игровое состояние, все это и есть то основание, из которого произрастают различные виды художественной деятельности ребенка и его приобщение к различным видам искусства.

Огромное значение для детей дошкольного возраста имеют всевозможные творческие игры-этюды, игры-импровизации, творческие упражнения - помощники эмоционального развития ребенка.

Театрализованные игры-этюды, включают в себя движение, мимику и пантомимику, развивают воображение ребенка, расширяют его возможности в передаче эмоциональных состояний и чувств, содействуют эмоциональной выразительности речи, то есть весь спектр средств выразительности заданного художественного образа.

 В нашем детском саду создана театральная студия, мы стремиться к тому, чтобы театрализованные игры-этюды, игры-импровизации и создаваемый в них ребенком образ - стали для него мостиком, соединяющим игру и творчество.          

И сюжет и роль могут быть различными по содержанию. Чаще всего дети хотят сыграть ту роль, которая произвела на него наибольшее эмоциональное впечатление, вызвала наибольший интерес. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися образами. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованного импровизационного этюда оказывать развивающее влияние на детей. Перевоплощаясь, ребенок естественно принимает, присваивает и выражает  свойственные образу черты, развивая тем самым экспрессию.                 

                Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться, выражать себя. Развивающие возможности театрализованных игр-этюдов усиливаются тем, что их тематика разнообразна, вариативна и содержание может определяться интересами детей.

       Совместно с психологами мы изучили эмоциональные проявления детей, особенности их эмоциональной сферы. На основе этих наблюдений педагог может каждому ребенку предложить проиграть соответствующую роль, создать тот образ, который наиболее соответствует характеру и индивидуальным особенностям ребенка. Для того чтобы привлечь робких детей к театрализованным играм-этюдам,  используем настольный театр, другие вспомогательные средства, планируем работу индивидуально и работаем с ребенком постепенно, предлагая ему широкую вариативность художественных задач в разработанных для него комплексах театрализованных игр-импровизаций.

Эффективность влияния игр-импровизаций определяется также сочетанием, подбором игр. В связи с этим, необходимо разработать комплексы игр-импровизаций, с учетом индивидуальных экспрессивных возможностей дошкольников. Разработка комплекса игр требует учета определенных принципов, таких как.

  1. доступность (опора на опыт ребенка при разработке содержания игр-импровизаций, учет индивидуальных возможностей детей);
  2. научность (опора на современные научные психоло-педагогические  исследования, разработки педагогов практиков);
  3. вариативность (используются: игры–импровизации на отражение различных эмоциональных состояний);
  4. гибкость в использовании  игр-импровизаций;
  5. постепенное усложнение игровых задач (переход от более доступных  к более сложным.

Театрализованные игры, в отличие от других видов детских игр, легче для ребенка, хотя  бы  тем, что развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. На основе анализа разработанных  нами методических рекомендаций позволил сделать вывод о том, что в итоге работы с комплексами игр-импровизаций, необходимо организовать импровизационный праздник, спектакль, в котором бы дети имели возможность проявить свои творческие возможности в полную силу, самостоятельно используя экспрессивный репертуар.

В 2013/2014 учебном году мы организовываем фестиваль театрально игровой деятельности, всех желающим приглашаем принять в нем участие. Дополнительная информация о проведении фестиваля будет сообщено.

Заведующая ГБДОУ № 4    Е.Л. Андреева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...