Как организовать познавательную деятельность детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Юсовских Светлана Ивановна

памятка воспитателю детского сада по работе с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie_rebenka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2

 пгт Даровской Кировской области

КАК  ОРГАНИЗОВАТЬ              ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДЕТЕЙ

(памятка воспитателю по работе с семьей)

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

•формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- различение живого и неживого;

- бережное и уважительное отношение к живому;

- готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

- орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;

- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

- игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;

- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

         - эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Педагоги и психологи дошкольного образовательного учреждения могут и должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды.

В каких формах педагоги могут осуществить помощь?

Прежде всего перечислим традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

1. Общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребенка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

2. Памятка для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.

3. Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на стенде для родителей. Например, полезна будет информация о торговых предприятиях, где можно приобрести качественную детскую мебель, оборудование, пособия, игрушки.

4. Создание библиотечки для родителей, куда войдут периодические методические и познавательные издания.

5. Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (темперамент, интересы и т.п.). по желанию родителей можно организовать такую дополнительную услугу, как выездная консультация педагога или психолога на дому.

         6. Семинар-практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.

Примерные темы консультаций:

• «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

• «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и телепрограммы.

• «Как знакомить детей с буквами».

• «Как учить детей считать».

Подобные консультации проводит педагог. Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как практические занятия, тренинги.

С помощью тренингов у родителей формируют необходимые для создания развивающей среды навыки:

- общения с ребенком, стимулирующие его собственную познавательную и творческую активность (проводит психолог ДОУ);

- организации наблюдения живых объектов в природе (проводит педагог);

- проведения простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребенком (проводит педагог);

- проведения познавательной беседы, чтения познавательной литературы, просмотра познавательных видео- и телепрограмм и т.п. (проводит педагог).

Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».

Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе, например дискуссионные клубы.

Предметом обсуждения могут стать темы:

• «Семейный досуг для любознательных».

• «Праздник в семье как повод узнать что-то новое».

• «Мы идем в музей».

• «Путешествия юных натуралистов» и т.п.

Родительские встречи позволяют за чашкой чая рассказать о собственных хобби. Эти встречи предполагают обмен такими материалами, как любительские видеофильмы, коллекции, фотоальбомы. Некоторые материалы педагоги смогут использовать и для проведения занятий с детьми. Важно, чтобы увлечения взрослых нашли место в жизни детского сада, чтобы с ними могли познакомиться и родители, и дети.

Встречи с увлеченными специалистами помогут заинтересовать родителей новыми сферами познания. Например, можно провести экскурсию в зоопарк только для взрослых, чтобы впоследствии во время семейного посещения они смогли больше рассказать своим детям.

Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» по теме: «Как организовать игровую деятельность детей дошкольного возраста.». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

В программе:Дискуссия   «Какие игрушки нужны детям в дошкольном возрасте» - старший воспитатель.Представление  «Возрастные игрушки»  – педагоги.Творческая мастерская – «Игруш...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....