Проект «Осень – чудесная пора».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Губарькова Светлана Валентиновна

Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: воспитатели, логопед, дети, родители, музыкальный работник.

Форма проведения: групповая.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_nash.odt33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень – чудесная пора».

Старше-подготовительная логопедическая группа.

Воспитатель: Губарькова С.В.

Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.

Продолжительность: среднесрочный.

Сроки проведения: 5.09.11-5.11.11.

Участники: воспитатели, логопед, дети, родители, музыкальный работник.

Форма проведения: групповая.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки осени. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Цель:

- Помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.

- Создать условия для художественно-эстетического  воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

- Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.

   - Активизировать словарь по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Ягоды», «Грибы»,      «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы».

- Способствовать формированию умения замечать приметы осени.

- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.

- Способствовать  развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

 Подготовительный этап:

- Подбор методической литературы по данной теме.

- Подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

- Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы», муляжей.

- Подбор аудиозаписей по данной теме.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т.д.).

-Подбор образцов различных заготовок овощей на зиму, книг по кулинарии, кухонных принадлежностей.

 

Предполагаемый результат:

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период; знание и называние характерных признаков осени, осенних месяцев, овладение обобщающим понятием.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы и развивающих игр.

- Развитие детского творчества.

- Приобщение детей к изобразительному искусству.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Презентация проекта:

   - Выставка детских рисунков «Чудеса осени».

   - Выставка детских поделок из природного материала «Осенний вернисаж».

    Итоговое мероприятие :

   -  праздник «Золотая осень».

   - участие в семинаре в рамках преемственности начальной школы и ДОУ «День проектов».

Интеграция образовательных областей.

Паутинка проекта:

Образовательная область «Познание»:

  1. Наблюдения, экскурсии, загадывание загадок по теме проекта.
  2.   Беседы на темы «Мои любимые фрукты», «Что растет в саду, в огороде?» «Для чего      растению нужны семена?», « Царство грибов и ягод»,«Что можно приготовить из грибов и  ягод», « Деревья и кустарники».
  1. Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов», большого деревянного конструктора «Домик лесника», из природного материала: « Грибы в лесу», моделирование из бумаги «Осеннее дерево».
  2. Игра – экспериментирование « Таинственные письмена» - рисование соком лука.

Образовательная область «Физическая культура»:

  1. Эстафеты и подвижные игры по теме проекта: «Овощи – фрукты», «Свари компот, приготовь винегрет», «Собери урожай».
  2. Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче».
  3. Подвижные игры: «У медведя во бору»,  «Бабочки и цветы», «Листопад»,«Баба сеяла горох».
  4. Физкультминутки: «Ветер тихо клён качает…», «Руки согнули и разогнули», «Это деревья в лесу…»

Образовательная область «Здоровье»:.

  1. Пальчиковые гимнастики: «Капуста», «Осенние листья», « Корзина с ягодами»,

 « По ягоды»,« Осень».

  1. Координация речи с движением «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья»,« Мы идём в осенний лес»,« Ягоды».
  2. Знакомство с пользой овощей для человека.
  3. Д/и «Полезная и вредная еда».
  4. «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой».
  5. Физ. Минутка «Огородники».
  6. Беседы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные и ядовитые ягоды».

Образовательная область «Коммуникация»:

  1. Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки  «Репка»(настольный театр), по сказке В. Сутеева « Под грибом»
  2.  Пересказы: «Капустный листок» Л. Яхнин ,«Сказка о том, как овощи воевали»,

             Г. Скребицкий и В. Чаплина «Лес осенью».

  1. Заучивание наизусть  стихотворения И. Бунина «Листопад».
  2.  Придумывание и зарисовка сказок и историй « Путешествие листочка».
  3. Дидактические игры: « От какого дерева лист?»,  «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных,  птиц, овощей и т.д.)»,
  4.  Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке»,   «Осенний лес», «Чем осень хороша?», «Чем осень нам запомнится?», «Как мы ходили по грибы, по ягоды».
  5.  Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая»,   «Осень в деревне»,  и составление описательных рассказов по ним.
  6. Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И.Левитан «Золотая осень», М.Нестеров «Осенний пейзаж».  

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

  1. сказки: Г. Юдина «Ослиный огород»,  Д. Родари «Чипполино», Д. Радари «Большая морковка»,  В.Сутеева «Яблоко», В. Сутеева « Под грибом».
  2.  Стихотворение Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень».
  3. Загадки, потешки о явлениях природы.
  4. Чтение рассказов: И. Соколова – Микитова « Листопадничек»,  Я. Тайца

« По грибы», Л. Толстого  « Дуб и орешник», С. Маршака « Откуда стол пришёл», К. Ушинского « История одной яблоньки».

  1. Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
  2.  Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».                      

Образовательная область «Социализация»:

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму», «Мастерская художника».
  2.  Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови по описанию»,  «Детки и ветки»,«Что растет на грядке?»,«Собираем урожай», «Что напутал художник?»,                                                                                                                      «Что не так?», «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Поварята», «Назови, какой это сок», «Составь предложение».

Образовательная область «Труд»:

  1. Уборка опавшей листвы.
  2. Пересадка цветущих растений с клумбы в группу (ноготки, маргаритки и др
  3. Сбор природного материала для поделок на прогулке.
  4. Сбор и засушивание листьев для рисования.
  5. Сбор семян цветов.
  6. Дежурство в уголке природы.
  7. Ручной труд: «Красивые букеты» (флористика), изготовление гербария из осенних листьев.

  1. Образовательная область «Безопасность»:
  2.  Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.
  3.  Беседы о правильном поведении  на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
  4.  «Вершки-корешки».
  5. «Что едят в сыром виде, а что в вареном».

Образовательная область «Художественное творчество»:

  1. Рисование: с натуры «Яблоко, персик, груша», « Ветка рябины»; «Натюрморт с овощами и фруктами»,  «Фруктовое дерево»,  декоративное «Узор из осенних листьев, цветов, ягод»,  « Золотая осень», «Грибной ежик», « Гриб боровик и красив и велик», «Листопад, листопад – листья жёлтые летят».
  2.  Лепка:  «Осенние деревья» (рельеф), «Грибная поляна» (коллективная работа), из соленого теста «Овощи и фрукты для игры «Магазин»
  3.  Аппликация: «Дары осени»,«Осеннее дерево»,«Грибная поляна».

Образовательная область «Музыка»:

  1. Слушание П.И.Чайковского «Времена года».
  2. Разучивание песен об осени.
  3. Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
  4. Игра-хоровод «Кабачок»
  5. Исполнение песни «Антошка» (муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина)

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей: «Блюда из овощей»
  2.  Совместное с детьми сочинение сказки  про грибы или ягоды, например, «Почему мухомор    назвали мухомором?»

Использованная литература:

1.Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам».

2. Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

3.Перспективное планирование по программе «От рождения школы». Подготовительная группа.

4.И.А. Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда»

5.О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

6. Н.В. Бабина «500 как и почему для детей»

7.Т.В. Волосовец «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

8. Скоролупова О.А. « Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" для детей 2-3 лет

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" Цель:  Доставить радость от пребывания в детском саду. Создать радостное настроение, вызв...

Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Золотая осень – чудесная пора!»

Интересный материал про осень для детей младшего возраста....

Проект в подготовительной группе "Осень - чудесная пора!"

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности...