"В гостях у Матроскина"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Астапова Тамара Анатольевна

Цели:

– уточнить представления детей о животных деревенского подворья, условиях их жизни, питании, значении животных в жизни человека;
– уточнить признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек забоится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни.

Задачи:

– способствовать развитию навыков наблюдения у детей, укреплять интерес к животным, воспитывать художественный вкус, умение понимать и любить природу, знать детенышей домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_matroskina.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

"В гостях у Матроскина"

Программное содержание

Цели: 

– уточнить представления детей о животных деревенского подворья, условиях их жизни, питании, значении животных в жизни человека;
– уточнить признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек забоится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни.

Задачи:

– способствовать развитию навыков наблюдения у детей, укреплять интерес к животным, воспитывать художественный вкус, умение понимать и любить природу, знать детенышей домашних животных.

Методические приемы

1. Вопросы к детям.
2. Использование художественного слова: загадки, стихи.
3. Наблюдение за живыми объектами – петушком и курочкой.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Рассказ – беседа

Материал к занятию

1. Письмо-приглашение кота Матроскина.
2. Картинки с изображением домашних животных.
3. Карточки с изображением домашних животных.
4. Клетка с петушком и курочкой.
5. Иллюстрации в книгах, показывающие образ жизни домашних животных.
6. Иллюстрации из книги Э.Успенского "Каникулы в Простоквашино".

Словарная работа

Обогатить словарь детей за счет слов: теленок, табун, жеребенок, пони, свинарник, отара, ягненок, насест, курятник, плавательные перепонки.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом занятии? Правильно, о собаках, о кошках. Это домашние животные. А почему их называют домашними? Потому что собаки и кошки живут дома, рядом с человеком, который о них заботится, ухаживает, кормит. Но кроме собак и кошек есть еще много животных, о которых заботятся люди. К нам сегодня пришло письмо из Простоквашино. Давайте его прочитаем. "Дорогие ребята! Добро пожаловать к нам в деревню. Очень ждем! Кот Матроскин и собака Шарик".

Ребята, а вы любите ходить в гости? Кто из вас был в деревне? Какие животные живут на деревенском дворе? Корова, коза, лошадь, свинья, овцы, куры, утки, гуси...

Волшебница, добрая фея, тепло и уютно нам с нею.
Всех в доме насытить готова кормилица наша...
(корова)

Ребята, какие продукты из коровьего молока вы знаете? Масло, сыр, кефир, творог, ряженка, йогурт, мороженое...

Показ иллюстрации

На зеленом лугу пасутся коровы. Целыми днями с утра до вечера жуют коровы сочную траву: клевер, ромашку, колокольчик. А тем временем вымя у них молоком полнится. Ребята, что это такое? (звенит колокольчик). Да, но это не простой колокольчик. Это ботало. Такие ботала подвешивают коровам на шею, когда их отправляют в стадо. Как вы думаете, зачем коровам на шею подвешивают такие колокольчики? Правильно, если корова заблудится или отстанет от стада, ее выручит колокольчик. У нас даже есть рисунок, где кот Матроскин изображен вместе с коровой. А корова не одна, с детенышем. Как называется детеныш коровы? Правильно, теленок. 

Физкультминутка, игра с колокольчиком

А сейчас такая загадка: с подстриженной гривой, скачет ретиво.

Чуть шпорами тронь, кто же это... (конь)

Показ иллюстрации

Ребята, для чего в деревне нужна лошадь? Правильно, на ней ездят верхом, летом ее запрягают в телегу, зимой – в сани; на лошади перевозят разные грузы, пашут и боронят землю. Одна – это лошадь, а когда много лошадей? Табун. Лошади очень красивы, умные, сильные и выносливые животные. Ребята, кто из вас катался на лошади? Как называется помещение, где живут лошади? Правильно, конюшня. Что на ногах у лошади? Копыта. Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить щеткой, расчесывать гриву, кормить. Что ест лошадь? Клевер, овес, траву, сено. Как называется детеныш лошади? Жеребенок. 

Показ иллюстрации

Раньше все лошади были дикими, но люди приручили их. Вывели разные породы. Скакуны и рысаки могут развивать большую скорость и долго скакать без отдыха. Они участвуют в скачках. Тяжеловозы перевозят большие грузы. А вот пони– маленькая лошадка, но тоже сильная и выносливая, она очень добрая, на ней учатся кататься верхом дети.

Ребята, я сейчас прочту вас стихи, а вы помогите мне, пожалуйста, подобрать в конце стихотворения нужное слово:

Носик круглый, пятачком, хвостик маленький, крючком, уши лопушками.
Встретит лужу или грязь, и спешит туда упасть. Не легко с ним маме!
Чешет спинку о забор, мама сетует: "Позор! Что за ребенок!"
А ребенок: "Хрю, хрю, хрю! Что хочу, то и творю!"
Я ведь...
(поросенок)

Так уж повелось, что невоспитанного, неряшливого ребенка сравнивают с поросенком. Но я думаю, что сидящие здесь ребята – воспитанные, культурные, знающие. Как называется сказка С.Михалкова про поросят? Три поросенка. Как звали тех поросят? Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф. У какого поросенка был самый прочный дом? Из чего он был сделан? У Наф-нафа, из камня. 

Показ иллюстрации

Как называется дом, где живут свиньи в деревне? Свинарник. А что едят свиньи? Морковь, капусту, свеклу, очистки от картофеля, яблоки. Для чего люди выращивают свиней? Мясо свиней употребляют в пищу, из кожи шьют кожу и одежду: плащи, куртки.

Ребята, вы все конечно знаете Хрюшу из телепередачи "Спокойной ночи, малыши". А хотите поговорить на хрюшином языке? Я буду вам читать стихотворение, и если в нем встретится слово: "Раз", то вы громко все вы вместе хрюкаете, как Хрюша. Вот так: "Хрю, хрю".

Расскажу я вам сейчас замечательный рассказ!
Без обмана, без прик
рас будет длиться мой рассказ.
Раз пришел я в лес дремучий, расступился мрак колючий,
Расцвели на ветках розы, растрезвонились стрекозы.
Раз, два, три, а где: "Хрю-хрю?" Дальше тропку я торю.
Раз и вылетела птица, надо мной она кружится,
Я видал ее не
раз, где "Хрю-хрю", спрошу я вас?
Вас спросить ребята можно: научиться хрюкать можно?

А о ком эта загадка? По горам, по долам ходит шуба, да кафтан? (овца, баран)

Показ иллюстрации

Что овцы дают человеку? Для чего их разводят? Из овечьей шерсти прядут пряжу, а затем вяжут из нее зимнюю одежду, шерстяные кофточки, теплые шарфы, варежки, носки. Из овчины шьют дубленки на зиму, а из овечьей кожи – обувь. Мясо овец очень вкусное. Стадо овец называют отарой. Живут овцы на фермах. Каждую весну у овцы рождается детеныш. Как называется детеныш у овцы? Ягненок. Овцы пасутся на лугах. У барана рога крутые, витые, крепкие. Не даром он стоит во главе стада.

А сейчас я буду показывать картинки детенышей животных, а вы называйте их.

А теперь отгадайте такие загадки:

Птица ли она? Ответь сумей-ка, у нее и крылья и перо,
Целый день хлопочет чародейка, чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу, ну, конечно, это наша...
(курица)

Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок. Я горластый...(петушок)

Желтые комочки, легкие как вата! Бегают за квочкой. Это кто...(цыплята)

Для чего человек разводит кур? Куры несут яйца, мясо их идет в пищу, да и перья не пропадают: ими набивают подушки и перины.

Показ иллюстрации

Одна несушка может снести 300 яиц в год. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Когда курица высиживает цыплят, она согревает яйца своим теплом. В яйце развивается зародыш. Он растет, питаясь яичным желтком и постепенно превращается в цыпленка. Через 3 недели желтый птенец клювиком разбивает изнутри скорлупу и выбирается наружу.

Дети наблюдают за петушком и курочкой, которых принесли из "живого уголка". Что едят куры? Травку, червяков, зернышки, насекомых. А иногда глотают мелкие камешки, которые помогают перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов. А вот интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? Куры, даже разных пород отлично понимают друг друга. Есть куры разговорчивые и молчаливые. Куры по разному кудахчут при появлении коршуна, кошки, когда петух найдет червяка и зовет курочек. Тело курицы покрыто перьями. Они могут быть белые, черные, рыжие, пестрые. Оперенье петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят курсы на насесте в курятнике. Ребята, а каких еще домашних птиц вы знаете? Гуси, утки, индюки.

Удивительный ребенок, только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять, как его родная мать...
(утенок)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет, я иду, не боюсь. Кто же это... (гусь)

Показ иллюстрации

Итак, курочки и петушки живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот, без воды жить не могут. Они плавают, ныряют. А сейчас вопрос для наблюдательных.: "Чем отличаются лапы гусей и уток от лапы курицы?" (Дети рассматривают чучело утки). У гусей и уток есть плавательные перепонки. Ребята, какие вы знаете сказки про домашних птиц? "Курочка Ряба", "Гуси лебеди", "Гадкий утенок", "Серая шейка"...

А теперь давайте поиграем. Я буду называть домашних животных, а вы говорите, как они кричат. Собака, корова, курица, кошка, лошадь, утка, гусь, овца, цыпленок, свинья, коза, петух.

Как много мы с вами узнали. Мы крякали, лаяли и гоготали, мычали и хрюкать учились немного, пускай не осудят нас взрослые строго. А теперь настала пора прощаться с деревенским подворьем. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Матроскину

НОД по ознакомлению с окружающим...

Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе. Тема: "В гости к Матроскину"

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.Наблюдать за поведением птиц на улице. Закрепить знания детей о зиме;учить составлять предложения по картинкам.Формировать...

Конспект занятия в младшей группе, с использованием ИКТ «В гости к Матроскину» Совместная деятельность с использованием игровых компьютерных технологий в младшей группе Центра ТНР.

Цель: расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: познакомить со способом изображения узора с помощью картофельных штампов на материале.Задачи:Образовательные:- Прод...

НОД "В гости к Матроскину"

Познавательное занятие с элементами эксериментирования...