«Мой край- Кубань моя родная»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Алексеева Елена Николаевна

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Мой край- Кубань моя родная».20.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

«Мой край-

Кубань моя родная»

конспект непосредственной образовательной области

в старшей группе «Колокольчики»

2013г.

Конспект занятия в старшей группе «Колокольчики»

Тема: «Мой край- Кубань моя родная».

Цели и задачи:

«Познание»:

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков,  развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

«Коммуникация»:

Познакомить детей с символикой Краснодарского края: гимном, гербом, флагом, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родной станице, обращать внимание детей на ее красоту. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка, расширять представления о Кубани.

«Музыка»:

Познакомить детей с кубанским музыкальным фольклором. Создать атмосферу уважения и интереса к кубанской музыкальной культуре. Развивать и закреплять навыки выразительного исполнения песен, сольного исполнения, петь в характере музыки.

Звучит песня «При лужке».

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она  разудалая, раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань- эти слова неразрывно связаны друг с другом.

Дети рассказывают стихотворения.

«Родина»

Если скажут слово «Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот,

У реки береза- скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной кубанский двор,

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

З.Александрова.

Воспитатель: Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?

Дети: Родина- это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день. Родина – это наша станица, где мы с вами живем.

Воспитатель:  Правильно, молодцы. Родина – это мама, родной дом, улица, наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться домой. Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая Родина- это Россия. Мы должны гордиться тем, что живем в такой большой, замечательной стране, как Россия. А кто скажет, как называется наш край?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Главный город нашего края, его столица.

Дети: Краснодар.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки- символы государства. Кто вспомнит и назовет их.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Правильно, есть они и у Кубани.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, взять флаг в руки, поднять, чтобы все видели.

Из каких частей состоит флаг? Правильно, из древка и полотнища. А что вы видите на полотнище?

Дети: На полотнище есть три разноцветные полоски.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, цвета.

Дети: Синий, малиновый, зеленый.

Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?

Дети: Цвет моря, неба, речки.

Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?

Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.

Воспитатель: А зеленый цвет?

Дети: зеленый – цвет травы, леса, поля.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили. А сейчас мы послушаем гимн Краснодарского края, который расскажут дети нашей группы.

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага, на басурманина,

Мы пойдем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать.

Мы, как дань свою покорную

От прославленных знамен

Шлем тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон».

Воспитатель: Ребята, давайте споем с вами гимн нашей станицы «Кавказская».

Воспитатель: Вы слышали, с какой любовью воспевается наша Родина. Ее сравнивают с богатырем. А Кубань- река- многоводная и раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть.

Воспитатель: Казаки- люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Об этих обычаях сегодня нам расскажет наш гость Юрий Алексеевич.

- В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и страшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери? К отцу и матери обращались только на Вы. Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться. Что не разрешалось делать в присутствии старших? Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Воспитатель: А мы тоже знаем казачью игру «Тополек».

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

Но на землю не ложится.

Дуйте, ветры, с кручи

Сильные, могучие!

После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг тополя. За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «Пушинки» становятся «Ветрами».

Воспитатель: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы- не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводит на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками.

Песня: Кубанские казаки.

Воспитатель: Хвалит детей, дети садятся на стулья.

Воспитатель: Наш край называют еще Кубанью. Вы, наверное, слышали, и не один раз, от взрослых, что Кубань называют хлебосольной, как вы думаете, почему?

Дети: На наших полях выращивают много пшеницы. И у нас много хлеба на Кубани. Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Кубань называют хлебосольной.

Воспитатель: Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да  солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный».

Дети рассказывают стихи.

Степенные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря-

Все это Кубань.

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница-

Все это Кубань.

Здравствуй, наша Кубань,

Тополиный край,

Хлебом да солью,

Светлой любовью

В гости друзей встречай.

Воспитатель: У нас на Кубани труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней очень почетен. Каждую осень в столицу нашего края город Краснодар со всех станиц наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и проставить их. И нам с вами надо ценить их и уважать. Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

Дети: Хлеб- всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Где лодырь ходит – там земля не родит.

Хлеб бросать – силу терять.

Дурной, как сало без хлеба.

Худой обед, когда хлеба нет.

Воспитатель: Молодцы ребята, много пословиц вы знаете.

Воспитатель: А стихотворение знаете?

Дети:

Кубань- земля такая,

От края и до края,

Омытая морями,

Укрытая лесами,

Пшеничными полями,

Глядится в небеса.

 

Кубань – земля такая,

От хлеба золотая

Степная сторона.

Гостей она встречает.

И песни запевает,

И душу открывает

Прозрачную до дна.

Дети: Хором: Все места нам дорогие:

Краснодар и глухомань.

Наша Родина – Россия,

Наша Родина- Кубань.

Песня о Кубани.

Казак приносит каравай и дети рассказывают стихотворения.

Дети:

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она-

Вишня у окна.

Здесь моя судьба,

Радость и борьба.

Видно так и быть

Здесь мне век прожить.

До конца дружить,

До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья.

Большего не скажешь,

Здесь земля моя.

Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут от самого сердца. И хочется сказать Вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что Родина у нас одна.

Воспитатель приглашает всех гостей на чаепитие в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к ......

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой край – Кубань моя родная».

Непосредственно образовательная деятельноть направленная  знакомством детей с родным краем....

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

"Мой край - Кубань моя родная"

ознакомление с родным краем...

Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

Информация для родителей о работе МБДОУ д/с № 10 о работе по ознакомлению детей с историей Кубани, городом Тимашевск, бытом и традмциями кубанского казачества.природой родного края.Консультация о акту...

Консультация для родителей «Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

Консультациядля родителей «Как прививать детям любовьк родному краю Кубани?»        Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садо...

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»

Консультация для родителей на тему: «Как прививать детям любовь к родному краю – Кубани?»...


 

Комментарии

Алексеева Елена Николаевна

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.