Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой край – Кубань моя родная».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Демидова Евгения Владимировна

Непосредственно образовательная деятельноть направленная  знакомством детей с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_demidova.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой край – Кубань моя родная».

Автор: воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 138» (МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138») Демидова Евгения Владимировна.

Программное содержание:

-Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

- Обобщать знания детей о современном развитии сегодня Краснодарского края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание на его красоту.

- Учить радоваться новому облику  малой Родины.

Словарная работа: хлебосольный, хлебороб, борона, браконьер, егерь.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- каравай (хлебобулочное изделие), рушник;

- колосья пшеницы, альбомы с иллюстрациями, муляжи хлебных изделий, изготовленные из солёного теста;

- мультимедийная презентация «Краснодар: вчера и сегодня»;

- книга «Стихи кубанских поэтов»;

- фонограммы народных мелодий, народных кубанских песен;

- карточки с изображениями  различных животных.

Предварительная работа: рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб является основой питания. Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».

Литература:

  1. Лотышев И.П., Сердечная В.В., «Мой край родной» Путешествие по Кубани. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования»,2013г.
  2. Мирук М.В., Науменко Т.А., «Введение в историю Кубани». ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2000г.
  3. Онищук А., Онищук О., «Кубань священная». ООО «Флер-1», Краснодар2010г.
  4. Шулякова Г., «Зовут меня Кубань». Краевое издательство «Северный Кавказ», 1993г.

Ход деятельности:

Звучит русская народная песня «Выйду на улицу».

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая, раздольная, широкая. Красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань – эти слова неразрывно связаны друг с другом.

До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось, она ждала, что придёт земледелец и начнёт пользоваться её плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твёрдая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница.

Звучит фонограмма кубанской народной песни «Хлеб всему голова». Воспитатель вносит каравай на рушнике.

Воспитатель:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

Вырос он под синим небом,

И пришёл на стол к нам хлебом.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы оказаться на наших столах.

Я начала со стихотворения, о чём в нём говорилось? (о хлебе).

Воспитатель: Хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Как ещё называют наш край? (Кубанью).

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, от взрослых, что Кубань называют хлебосольной. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

 -На наших полях выращивают много пшеницы.

-У нас много хлеба на Кубани.

-Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем пирогами, поэтому Кубань называют хлебосольной.

Воспитатель: Дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный».

Воспитатель: Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы).

Воспитатель: Много лет назад главным занятием кубанцев было возделывание земли. Хлеб был основным питанием. Без него было не прожить. Хлеб пекли из теста на дрожжах, а дрожжи готовили сами из хмеля, очень распространённого растения. Хлеб пекли в печи, на чисто выметенном печном полу, позже стали выпекать в формах. Тяжёлым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. (Показ иллюстрации). Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зёрна. Сеятель надевал большое лукошко через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зёрна в землю по сторонам. Как в наше время сеют хлеб? (рассматривают картину «Уборка урожая») (Вначале трактор плугами вспахивает поле).

Воспитатель: Кто управляет трактором? (тракторист).

Воспитатель: Чем трактор рыхлит землю? (бороной).

Воспитатель: Из чего зёрна попадают в землю? (К тракторам цепляют сеялки, из которых зёрна попадают в землю, а бороны сверху присыпают их землёй).

Воспитатель: А как хлеборобы узнают, что пора убирать хлеб? (Когда пшеница пожелтеет.).

Воспитатель: Посмотрите на картины, огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить? (ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», других – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам» и говорят:

А мы пашенку пахали,

А мы пашенку пахали,

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы худые,

У вас серпы тупые.

«Жнецы» им отвечают:

А у вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал, на меже лежал,

Да ворон считал.

По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Если им это удаётся, то начинают игру «жнецы».

Воспитатель: Пшеница поспела, как  её убирают? (комбайны выходят в поле и убирают пшеницу).

Воспитатель: В старину люди в ручную срезали колосья серпом и связывали их в снопы. Тяжёлый это был труд. К тому же ещё надо было обмолотить цепями. То есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу, молоть муку. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы.

Воспитатель: У нас на Кубани труд хлеборобов с давних времён и до сегодняшних дней очень почётен. Каждую осень в столицу нашего края город Краснодар со всех станиц губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того, чтобы наградить и прославить их.

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

Дети: Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, земля – матушка.

Хлеб бросать – силу терять.

Худой обед, когда хлеба нет.

Где лодырь ходит – там земля не родит.

Дети читают стихотворение кубанского поэта Константина Обойщикова «Кубань – земля такая».

Кубань – земля такая,

От края и до края

Омытая морями,

Укрытая лесами,

Пшеничными полями,

Глядится в небеса.

Кубань – земля такая,

От хлеба золотая

Степная сторона.

Гостей она встречает

И песни запевает,

И душу открывает

Прозрачную до дна.

Воспитатель: Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. А что ещё стали сажать вслед за пшеницей? (подсолнечник, кукурузу).

Воспитатель: Где впервые на Кубани были посажены первые виноградники? (на Тамани).

Воспитатель: Почему? (там подходящая для этого почва).

Воспитатель: Чем ещё занимаются кубанцы, что выращивают? (Занимаются садоводством, выращивают на полях овощные культуры.).

Воспитатель: А знаете ли вы, что кубанская земля – очень древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: мрамором, рудой, природным газом. В лесах обитает множество животных. Назовите этих животных? (кабан, волк, лиса, заяц, белка).

Воспитатель: В горах живут редкие кавказские зубры и леопарды. (Показ иллюстраций) На Кубани есть заповедники, где люди охраняют животных от браконьеров. Браконьерами называют тех, кто охотится или ловит рыбу в неположенных, запрещенных местах. А людей, которые охраняют животных называют – егери.

У водоёмов можно встретить ондатру, выдру, енота.  (Показ иллюстраций). А какая рыба водится в наших реках, озёрах, лиманах? (Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.).

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Проводится игра «Кто здесь лишний».

На двух столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Дети должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся на Кубани. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.

Воспитатель: Теперь вы представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живём. Как называется столица Краснодарского края? (город Краснодар).

Воспитатель: Мы очень много говорили с вами о нашем прекрасном городе и крае. Давайте полюбуемся видами нашего города Краснодара (мультимедийная презентация «Краснодар: вчера и сегодня»).

Воспитатель: За последние годы наш Краснодар стал ещё лучше, ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем городе, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. О городе, как о своём родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Каждый, кто родился и вырос на Кубани, любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна.

Звучит гимн Краснодарского края «Ты, Кубань, ты наша Родина» (слова Константина Образцова).