«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» /Из серии занятий «Воздух»/ Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Это занятие знакомит детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Знакомит с органами дыхания человека. Помогает детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.

Учит устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.

Воспитывает умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формирует осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_my-issledovateli.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

Комплексного занятия

(Ознакомление с окружающим + ИЗО)

ТЕМА:

«МЫ – ИСЛЕДОВАТЕЛИ»

/Из серии занятий «Воздух»/

Подготовительная к школе группа

                               

                                                                 Провела                  

Воспитатель МДОУ «д/с№54»

Октябрьского р-на г.Саратова

Байгулова Лилия Гаязовна

Дата проведения:03.04.13г.

/для городского семинара «Школа

молодого руководителя»/

Программное содержание

Дать представление детям о воздухе как о газообразном веществе.Познако-

мить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.

Учить устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.

Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.

Расширять и активизировать словарь: газ, твердое тело, жидкость, исследования.

Предшествующая работа

Опыты с водой, с твёрдыми и сыпучими веществами, наблюдения, беседы, занятия из цикла «Моё здоровье».

Материалы

На подносах: стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, соломинки для коктейля, камешки, резиновые игрушки, кусочки мела /по количеству детей/.

3 банки с водой- на середине стола.

Для рисования: цветные карандаши, рисунки детей/ улицы города/.

Ход занятия

Воспитатель организует детей на занятие, подзывает их к себе.

Воспитатель.    Ребята, отгадайте загадку:

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю.

Дети.   Воздух.

Воспитатель.    Правильно. А почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель./Обобщает, дополняет/  Воздух есть везде: вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство. Хотите в этом убедиться?

Предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Согласны?

Перед нами стоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Вы готовы к трудностям?

Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

 

/Дети садятся за столы/

Но прежде чем приступить к работе напоминаю вам правила, которые помогут нам сохранить наше здоровье: сидеть прямо, сохраняя осанку; работать осторожно с лабораторными материалами; внимательно слушать задание, выполнять его, не мешая другим.

Итак, приступаем к работе.

1 опыт . С камнем.

Воспитатель. Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какай он на ощупь?

Дети. Твёрдый, жёсткий, крепкий.

Воспитатель. Давайте обобщим: Камень это…

Дети. Твёрдое тело.

Воспитатель. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Дети. Нет нельзя.

Делаем вывод: воздух не твёрдое тело.

2 опыт.  С водой.

Воспитатель. Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте на вкус и скажите какая она.

Дети.  Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

Воспитатель. Вспомните, что умеет делать вода?

Дети. Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую.

Воспитатель. Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…

Дети. Жидкость.

Воспитатель. Назовите другие жидкие вещества.

Ответы детей.

Воспитатель. А можно ли попробовать на вкус воздух, пить его, переливать?

Дети. Нет нельзя.

Делаем вывод: Воздух не жидкость.

Воспитатель. Так что же такое воздух? Воздух, ребята, это газ.

Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах?

Ответы детей.

Делаем вывод: Воздух –это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса и запаха. Вот наше открытие.

Воспитатель. Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же его обнаружить?

3 опыт. С пакетом.

Воспитатель. Возьмём полиэтиленовый пакет, откроем его, взмахнём и начнём его скручивать с открытого края. Что мы видим?

Ответы детей.

Воспитатель. Пакет стал выпуклым. Почему?

Ответы детей.

Делаем вывод: Пакет наполнился воздухом, мы его «поймали», но мы его не видим, он прозрачный.

 

4 опыт.

Воспитатель .Устали, нам жарко? Помашем ладошкой около лица. Подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?

Дети. Ветерок, прохладу, движение  воздуха.

Делаем вывод: Воздух движется и его движение мы можем ощущать своим телом с помощью кожи.

Воспитатель. Давайте с вами отдохнём, сделаем физминутку.

/дети имитируют движения/

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз-наклон, и два-наклон,

Зашумел листвою клён.

Воспитатель. Продолжим работу, уважаемые коллеги.

Воздух есть везде. Проверим это утверждение.

5 опыт. С мелом и резиновой игрушкой.

Воспитатель. Бросим в банку с водой кусочек мела. Наблюдаем; что происходит?

Дети. Из мела выходят пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха.

Возьмите резиновую игрушку, нажмите на неё. Что вы ощущаете?

Ответы детей.

Делаем вывод: Воздух есть везде: в пакете, в резиновой игрушке, в меле, в воде.

 

Воспитатель. А теперь проверим такое свойство: занимает ли воздух место?

6 опыт. Со стаканом.

Воспитатель. Посмотрите: я осторожно опускаю перевёрнутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?

Дети. Вода в стакан не вливается.

Воспитатель. Что- то не пускает воду в стакан. Но он же был пустой.

Теперь я осторожно наклоню стакан, а вы внимательно смотрите. Что вы увидели? Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель/обобщает ответы/ Из стакана в виде пузырей вышел воздух и вода заняла его место.

Делаем вывод: Воздух занимает место.

Воспитатель. Уважаемые коллеги. Мы с вами провели ряд опытов, которые помогли нам узнать о свойствах воздуха.

Что же мы с вами узнали? Давайте обобщим наши открытия.

/Дети отвечают на вопросы/

Что такое воздух?

Где можно обнаружить воздух?

Какими свойствами он обладает?

Итак, делаем вывод: Воздух – это невидимый газ. Он не имеет вкуса и запаха. Воздух находится везде и занимает место.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух?

Дети. Для дыхания.

Воспитатель. Дыхание. Вот главное назначение воздуха.

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

7 опыт. С соломинкой.

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?

Дети. Пузырьки воздуха.

Воспитатель. И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается /Расширяется/ и опускается /сжимается/.

Что происходит с лёгкими при дыхании?

Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.

Убедиться в этом мы сможем, если проведём ещё один опыт.

8 опыт. С шариком.

Воспитатель. Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими?

Дети. При вдохе.

Воспитатель. Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими?

Дети. При выдохе.

Воспитатель. Кстати, ребята, надувание воздушных шариков очень хорошо тренируют и развивают наши лёгкие. А ещё для нашего здоровья полезны физкультура и дыхательная гимнастика. Давайте мы с вами проведём физминутку.

Раз, два –стоит ракета

Три, четыре – самолёт

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

Воспитатель.  Друзья, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?

Ответы детей.

Воспитатель. давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.

Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.

 Но здоровье человека и всего живого в природе зависит не только от того, как мы дышим, но и от того, чем мы дышим. Очень важно, чтобы воздух был чистым. Что же приводит к загрязнению воздуха на планете.

Дети. Заводы, транспорт, люди курят…

Воспитатель. Подумайте, ребята, а что бы мы с вами могли сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Беречь природу, сажать деревья, цветы…

Воспитатель. Молодцы. Скоро мы с вами будем сажать молодые деревца и цветы на нашем участке, а пока я предлагаю вам закончить ваши рисунки, где вы рисовали улицу города. Чего не хватает на наших улицах?

Дети. Деревьев, цветов.

Дети переходят за другие столы, рисуют /звучит музыка/

Воспитатель. Молодцы. Какие зелёные улицы на ваших рисунках. Давайте и в нашем городе будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.

Мне очень понравилось,как вы сегодня занимались: были внимательными, наблюдательными, сделали много открытий, узнали много нового о воздухе. Вы были настоящими исследователями и художниками.

А вам понравилось занятие? У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Возьмитесь за руки, постройте цепочку добра и радости.

Давайте чистым воздухом дышать.

Оберегать живое на планете.

Давайте будем лес кругом сажать,

Чтоб были счастливы и взрослые, и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе На тему: «Воздух и его свойства»

Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект совместной деятельности Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА» (подготовительная к школе группа)

Цель: углубление  знаний детей о свойствах воздуха  (сила воздуха приводит в движение предметы).Задачи:Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери&raqu...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Маленькие исследователи».

Цель: формирование представления детей о свойствах песка.Задачи:Образовательные: способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.Раз...