Конспект совместной деятельности Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конькова Елена Валентиновна

Цель: углубление  знаний детей о свойствах воздуха  (сила воздуха приводит в движение предметы).

Задачи:

Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери», «Воздух может приводить в движение транспортные средства», «Воздух может поднимать тела» с опорой на  алгоритмы.

Развивающая: Развивать познавательную активность, доказательную речь, умение делать умозаключения.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в подгруппах, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_issled._vozd.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерства

«Учитель года – 2018»

Конспект совместной деятельности

Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА»

 (подготовительная к школе группа)

интегрирующие дисциплины:

ОО «Познавательное развитие»,

ОО «Социально-коммуникативное»,

ОО «Речевое  развитие»67429_html_m197ac2c9

 

         

          Конькова Елена Валентиновна,

          воспитатель

высшей квалификационной категории

          МБДОУ «Детский сад №8»

   г. Верещагино, 2018

Пояснительная  записка

Тема  занятия: «Исследователи воздуха»

Возрастная группа: подготовительная  к школе группа

Место занятия: основной этап

Цель: углубление  знаний детей о свойствах воздуха  (сила воздуха приводит в движение предметы).

Задачи:

Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери», «Воздух может приводить в движение транспортные средства», «Воздух может поднимать тела» с опорой на  алгоритмы.

Развивающая: Развивать познавательную активность, доказательную речь, умение делать умозаключения.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в подгруппах, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Предварительная работа: беседа о профессиях ученый, лаборант; проведение опытов в центре «Науки» с опорой на алгоритмы и фиксацией полученных результатов, просмотр видеороликов  о природных явлениях.

Методы

Приемы

Наглядный:

Наблюдение

Демонстрация видеоролика

 Показ  способов действий

Алгоритм проведения опыта

Словесный:

Рассказ детей

 

Беседа после просмотра видеоролика

Объяснение

Вопросы

Пояснение

Практический

Проведение опытов

Проблемный вопрос

Игра с элементами соревнования

Необходимое оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, 6 столов,  стулья, 3 набора для экспериментирования  «Воздух и вода», конструктор Полидрон Гигант, спецодежда (бахилы,  медицинские шапочки на каждого участника), воздушные шары по количеству участников; бейджики 3 цветов: зелёный, синий, жёлтый; алгоритмы проведения опытов.

Оборудования для  опыта «Воздух может открывать двери»: соединитель, шприц, воздушный шарик, длинный шланг, книга.

Оборудования для  опыта «Воздух может приводить в движение транспортные средства»: клапан для воздушных шаров, воздушный шар, насос для воздушных шаров, тележка, вилка для клапана.

Оборудования для  опыта «Воздух может поднимать тела»: клапан для воздушных шаров, воздушный шар, насос для воздушных шаров, диск на воздушной подушке.

Ход совместной деятельности:

Организационно-мотивационный этап

Дети просматривают фрагмент видеоролика из мультфильма

«Волшебник Изумрудного города».

Ведущий: О чем этот видеоролик? Какое природное явление вы узнали в этом видеоролике?

Ответы детей: Ураган, ветер.

 Ведущий: Как вы думаете, какая сила движет эти предметы и сооружения? 

Ответы детей: Ветер, воздух.

Ведущий: Действительно – это ветер. А что такое ветер?

Ответы детей: Воздух

Ведущий: Предположим, ветер - это колебания воздуха, то чем сильнее колебания воздуха, тем сильнее ветер. Проверять наши предположения или гипотезы, мы будем в  лаборатории. Вначале  нам нужно попасть в лабораторию, в ней мы  будем подтверждать или опровергать выдвинутые  предположения, затем подвести итог.   Для дальнейшей работы нам теперь  нужно объединиться  в 3 подгруппы по цвету бейджиков,  ваши родители  будут консультантами в каждой подгруппе, затем надеть спецодежду, которую можете получить у своих консультантов. Пройти в лабораторию мы сможем с помощью наших бейджиков, которые дают разрешение для входа.

Дети  и взрослые по цвету  бейджиков  объединяются в 3 подгруппы, надевают спецодежду, по очереди прикладывают свой бейджик к устройству, тот издаёт звуковой сигнал, все входят в лабораторию.

Основной (операциональный) этап

Ведущий:  Вот мы уже и в лаборатории. Что мы будем делать?

Дети: Проводить опыты.

Ведущий:  Какие предположения мы будем проверять с помощью опытов?

Дети: Что воздух имеет силу, он двигает предметы.

Ведущий: Я с вами согласна, начнем проверять наши предположения. Ваше рабочее место совпадает по цвету с вашим бейджиком.

Каждая группа подходит к столу с таким же цветовым

обозначением, как и цвет бейджика.

 Ведущий:  На каждом столе имеется оборудование для проведения опытов и  алгоритмы, которые помогут вам правильно провести опыт. По завершению опытов каждая подгруппа расскажет о своих результатах. Время на работу в подгруппах 5 минут. Как только вы услышите звуковой сигнал, работа в подгруппах закончится.

Работа в подгруппах

Дети по алгоритму выполняют опыты, родители оказывают им посильную помощь.

Последовательность проведения опыта «Воздух может открывать двери».

  1. Положить пустой шарик на стол и наполовину прикрыть его книгой.
  2. Медленно вдавливая поршень шприца, наблюдать за тем, что происходит с книгой.
  3. Медленно вытаскивая поршень шприца, по–прежнему наблюдать за книгой.
  4. Повторить это действие несколько раз.
  5. В завершение ещё раз впустить воздух в шарик и положить шприц на стол,  не двигая поршень.
  6. Описать, что происходит и сделать вывод.

Последовательность проведения опыта «Воздух может приводить в движение транспортные средства»: 

  1. Накачать шарик; когда он достигнет в диаметре около 15 см. – закрыть клапан сильным сжатием гармошки. Затем отсоединить клапан от насоса.
  2. Вилку  для клапана вставить в крепление тележки так, чтобы вилка была направлена под углом вниз.
  3. Клапан вставить в вилку таким образом, чтобы его открытый конец был обращён назад и выдавался на 2 см. При закреплении клапана в вилке следить, чтобы клапан не открывался преждевременно. Закрывать вентиль и прикреплять шар к вилке должен родитель, а открывать вентиль будет ребенок.
  4. Поставить тележку с шариком на стол или гладкий пол. Разомкнуть гармошку на клапане и сразу отпустить тележку. Наблюдать поведением тележки.
  5. Описать, что происходит и сделать вывод.

Последовательность проведения опыта «Воздух может поднимать тела»: 

  1. Накачать шарик так, чтобы он достигал в диаметре около 15 см., закрыть клапан, плотно сжав гармошку. Затем отсоединить клапан от насоса.
  2. Положить диск на ровную и гладкую поверхность (стол), насадка в середине платформы должна быть направлена вверх.
  3. Осторожно вставить клапан вертикально в отверстие диска. При этом следить, чтобы клапан не открылся преждевременно.
  4. Разомкнуть гармошку на клапане и сразу отпустить клапан. Наблюдать за поведением диска.
  5. Слегка подтолкнуть диск и наблюдать за его поведением.
  6. Описать, что происходит и сделать вывод.

Ведущий: Пожалуйста,  расскажите, какой опыт вы проводили и что  у вас получилось. Какая группа уже готова нам рассказать? Остальные присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Дети рассказывают о проведенных  опытах с опорой на алгоритм, и подтверждают либо опровергают ранее высказанное предположение о силе воздуха.

Ведущий: Проведя опыты, мы убедились в том, что чем сильнее колебание воздуха, тем сильнее сила ветра.  Предлагаю  ещё раз подтвердить наше предположение во время  игры  с воздушными шарами «Чей шарик дольше продержится в воздухе». Пожалуйста, возьмите по одному шарику и  встаньте в шеренгу. По сигналу «Раз, два, три -  шарик надувать начни», мы все одновременно начнем  надувать шарики. Как только вы услышите слова «Раз, два, три  - шарик отпусти», вам предстоит отпустить шарик из рук. Победит тот, у кого шарик дольше продержится в воздухе и не упадёт на пол, а следить за нашими шариками будут гости.

Игра с воздушными шарами. Дети надувают воздушные шары и отпускают их из рук.

 И убеждаются в том, что чем больше надут шарик, тем быстрее он полетит и дольше не упадёт на пол.

Ведущий:  Пришло время вернуться обратно в детский сад.

Дети и взрослые снимают спецодежду, складывают её в мусорку  и присаживаются на стулья для рефлексии.

Рефлексивно-оценочный этап

Ведущий: 

  • Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались в лаборатории?
  • Как вы считаете, удалось ли нам подтвердить выдвинутые предположения?  Обоснуйте свой ответ.
  • С какими трудностями вы столкнулись во время проведения опытов?
  • Что для вас было новым, необычным?

Дети  и взрослые высказывают свое мнение и оценивают свою деятельность.

 Ведущий:  Мне было приятно с вами работать в лаборатории.  Думаю, что сегодня вам удалось понять, как колебания воздуха приводят в движения предметы и сооружения. Надеюсь, что вернувшись к своим товарищам, вы сможете рассказать им о проведённых опытах и полученных знаниях.  Спасибо вам за работу.

Список литературы:

  1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г. Примерная образовательная программа  дошкольного образования «Детство»,  Санкт – Петербург, 2014
  2. Пособие с инструкциями «Аня и Леня проводят опыты с водой и воздухом», Москва, 2012

Интернет – ресурсы:

  1.  www.SimpleScience.ru
  2.  www.nik-show.ru
  3. www.bebiklad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Правила дорожного движения"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группыПравила дорожного движения...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".

Цель совместной деятельности  - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»

Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»

В занимательной форме  дети закрепляют теоретический и практический  материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"...