Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В занимательной форме  дети закрепляют теоретический и практический  материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yarmarka.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей  подготовительной к школе группы

«Ярмарка»

Программное содержание:

  1. Закрепить представления детей о русской народной традиции проводить ярмарки. Вызвать интерес к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству. Учить детей понимать связь между средой обитания и причинами возникновения того или иного промысла.
  2. Учить детей составлять описательные и повествовательные рассказы, используя разные части речи, строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Добиваться понимания и объяснения пословиц.
  3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, видеть красоту народных промыслов, желание украшать интерьер предметами декоративно-прикладного искусства.

                                                Материал:

Иллюстрации по теме «Ярмарка», предметы народного декоративно-прикладного искусства, верёвочные вертушки,  презентация «Золотая хохлома», глина, льняное масло, алюминиевый порошок, формы для росписи.

Ход занятия:

              1 часть.

С давних времён на Руси по окончании полевых работ, сбора урожая с полей и огородов в городах и сёлах устраивали ярмарки, куда свозили на продажу плоды своего труда. На ярмарках было шумно, весело, проходили гуляния с хороводами, скоморохами, устраивались различные состязания.

Мы сегодня побываем на такой ярмарке.

2 часть.

     1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

    2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

    3-й скоморох.
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

    4-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

    5-й скоморох.

Все на ярмарку спешите,

И гостей с собой берите!

3 часть

- Так что же такое ярмарка?

- Кто такие коробейники?

- Что продавалось на ярмарке? (Съедобные продукты, народные промыслы).

- Мы разделимся на 2 команды: команда «Овощи» и команда «Фрукты». Команда, которая назовет больше плодов и корнеплодов, победила!

- Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская роспись, гжель, вятская игрушка, жостово, филимоновская игрушка, городецкая роспись).

4 часть.

 Нынче прибыли на праздник

 Мастера ремесел разных!

 Эй, народ спешите видеть

 В тесноте да не в обиде,

 К нам явились не купцы,

 А умельцы-молодцы.

- Каждый хотел продать свой товар, а для этого надо было заинтересовать покупателя.

- Кто хочет попробовать себя в роли мастера и торговца.

5 часть.

Рассказы детей.

- Я приехал из села Городец, что стоит на реке Волге. Село возникло почти 200 лет назад. Вокруг было много леса, поэтому мы его использовали в своём ремесле. У нас даже была поговорка «Волжанина лес кормит». Как вы думаете, что означает эта поговорка?

Раньше мы сами изготовляли деревянные прялки. Украшали обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, мы вешали донце на стенку, и оно становилось украшением.

Позже стали украшать и другие предметы крестьянского хозяйства: лукошки, солонки, деревянные игрушки.

Цветы городецкой росписи яркие, сочные. Изделия украшались пышными букетами, напоминавшими розы, ромашки. А позже стали появляться сюжеты: гулянья, чаепитие.

Мы используем основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; и обязательно оживляли белой и чёрной красками. Кисти у нас мягкие беличьи и колонковые трёх размеров: тонкая, средняя и толстая. Сначала наносили фон. Потом по нему рисуем крупные цветы – подмалёвок. Заканчивали роспись разживкой чёрной и белой красками.

В нашей росписи много символов. Например, конь – символ богатства, птица – символ счастья.

Наши изделия и сейчас прекрасно украсят любую кухню.

Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: в Италии, Германии, Японии, Франции и других странах.

6 часть.

- На ярмарке не только торговали, но и веселился народ.

- Какие русские народные игры, забавы вы знаете?

- Сейчас мы проверим, кто из вас самый ловкий и быстрый.

(Скручивание верёвки на скорость под музыку «Коробейники»).

7 часть.

- К нам приехали  и привезли свои поделки мастера ещё одного промысла. А кто это и откуда – догадайтесь сами. (Дети рассматривают и называют дымковскую игрушку). Кто хочет представить мастеров этого промысла?  

- Я приехала из слободы Дымково, что стоит на реке Вятке. Мой край богат красной глиной и мелким речным песком. Поэтому ближе к зиме, когда заканчивались работы в поле и на огороде, мы принимались за лепку игрушек. Занимались этим мы, женщины; потом везли на ярмарку. Мужские фигуры мы изображали с юмором: молодцы скачут на свинье или козле.

Фигурки мы лепили по частям из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепили торс, примазывали шарики (голова) и рук, соединяя их жидкой глиной. Следы соединения сглаживаем мокрой тряпкой. Потом всё обжигали в печи. Затем белили мелом, разведенном в молоке, и раскрашиваем.

Раньше расписывали палочками и перьями, поэтому и рисунок простой: разные линии, овалы, круги.

Наши изделия очень хрупкие. Поэтому ими надо любоваться, а играть осторожно.

8 часть.

- Сейчас мы отправимся в село Хохлома и познакомимся с историей возникновения и способом создания хохломской посуды.

(Презентация «Золотая хохлома». По ходу просмотра презентации детям даются для ощупывания глина,  алюминиевый  порошок, нюхают льняное масло).

9 часть.

- Ребята, а вы хотели бы быть мастерами народных промыслов? В нашей мастерской вас ждут формы, которые надо украсить соответствующей росписью. Удачи!