Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Костерева Надежда Николаевна

    Цель:

    1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.

    Задачи:

    1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.

    2.     Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

    3.     Обогащать  словарный  запас  детей.

    4.     Развивать  связную  речь.

    5.     Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.

    6.      Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

    7.     Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.

    8.     Развивать внимание, память.

    9.     Формировать познавательную активность детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanatiya_puteshestvie_v_stranu_shahmat.docx23.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 59

    комбинированного вида

    Колпинского района города Санкт - Петербурга

    Конспект  совместной деятельности

    «Путешествие в страну шахмат»

    в рамках  проекта: «Королевство шахмат»

    с детьми  подготовительной  к  школе  группы

    интеграция образовательных областей:

    «Познание», «Социализация», «Коммуникация»,

    «Физическая культура».

    Используемые технологии: здоровьесберегающие,

    ИКТ, работа с моделью

    Составитель:

    воспитатель  первой квалификационной  категории

    Юдкина Ольга Олеговна

    Цель:

    1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.

    Задачи:

    1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
    2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
    3. Обогащать  словарный  запас  детей.
    4. Развивать  связную  речь.
    5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
    6.  Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
    7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
    8. Развивать внимание, память.
    9. Формировать познавательную активность детей.

    Материал:

    1. Компьютер.
    2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
    3. Самостоятельно  разработанная модель «История шахмат в России».
    4. Самостоятельно разработанная компьютерная игра «Что изменилось?».
    5. Шахматы.

    Предварительная работа:

    1. Разработка   проекта    на  тему: «Шахматное королевство»
    2. Рассматривание и чтение книг о шахматах:

    «Шахматы для самых маленьких»,  «Приключения в шахматной стране»И. Г.Сухин;

    «Приключение пешки» Е.Ильин;

    «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»

    В.Гришин, Е.Ильин.

    1. Беседа с детьми об истории шахмат в России.
    2. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
    3. Зарисовки, обводки по данной теме.
    4. Аппликация «Шахматная доска», рисование на тему: «Шахматное королевство»
    5. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
    6. Обучение правилам игры в шахматы.

    Дети находятся в самостоятельной деятельности. Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, где показан первый слайд презентации «Путешествие в страну шахмат»

    Воспитатель:  дети,  посмотрите, пожалуйста, на экран как вы думаете кто это?

    Ответы  детей: 

      Воспитатель: Правильно, это богиня шахмат – Каисса. Играя в шахматы очень долгое время, многие люди так и не знали, и даже не догадывались, что существует покровительница шахматного искусства.  Каисса была нимфой на Олимпе. Однажды бог войны Марс влюбился в нее, но Каисса не ответила ему взаимностью. Тогда Марс поспросил помощи у своего друга бога спорта – Эфрона. Эфрон придумал замечательную игру под названием «Шах и Мат». Марс принес это игру нимфе, игра очень понравилась Каиссе. С тех пор Каисса – богиня шахмат.

    Воспитатель: ребята, Каисса приглашает нас в путешествие по стране шахмат. Но прежде чем, отправиться в путь, давайте отгадаем загадки про жителей королевства шахмат. Согласны?

    Ответы  детей: да.

    Воспитатель: Мы могли на ней бы плыть с русским князем по воде,

                                  Но позволено ходить и по клеточкам…

     Ответ  детей: (Ладье)

    На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

    Воспитатель: Быть особо защищенным, у него такая роль.

                                  Это правило резонно, потому что он …

    Ответ  детей: (Король)

    На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

     Воспитатель:  Обитает не в саванне и не так огромен он,

                                    Но такое, же названье у фигуры этой …

    Ответ  детей: (Слон)

    На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

    Воспитатель:  Он, не цокает, конечно, но легко перешагнем,

                                   Через ряд фигур и пешек, этим шахматным…

    Ответ  детей: (Конем)

    На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

    Воспитатель: Кто не любит прыг да скок, кто ходить привык без спешки

                                  И берет наискосок?

                                  Ну конечно, это …

      Ответ  детей: (Пешки)

    Воспитатель: Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь.

                                  Будет лучший результат, если ты поставишь …

    Ответ  детей: (Мат)

    На экране появляется слайд с картинкой – отгадкой.

    Воспитатель: Молодцы ребята! С вами не страшно отправляться в путешествие по чужой стране. Тогда отправимся тот час, и время не теряя, сегодня в королевстве шахмат мы с вами побываем.

    Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.

    Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в замечательной стране шахмат. Дети, как известно опытные путешественники знают историю той, страны, в которую отправляются. Я предлагаю вам рассказать нам по моделям историю шахмат в России.

    Воспитатель  выставляет модель.  

    Дети рассказывают об  истории шахмат  по «модели».

    Воспитатель:  Я вижу, вы очень хорошо подготовились к этому путешествию, ну что немедля в путь – нас приключения там ждут.

    Под музыку В.Зубкова. А.Горохова «Шахматная королева» дети закрывают глаза и поворачиваются кругом три раза и открывают глаза. Музыка выключается.

    Воспитатель: Впереди я вижу шахматный ручей, что бы его перейти нам с вами придется правильно ответить на вопросы. Кто правильно отвечает, делает шаг вперед, друг другу помогать разрешается.

    - Без какой фигуры не бывает игры?

    Ответы  детей: Король

    - Где возникли шахматы?

    Ответы  детей: в Индии

    - Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых?

    Ответы  детей: По ровно

     - Как пешке укрыться от чернопольного коня?

    Ответы  детей: встать на белое поле

    - Между какими фигурами стоит конь в начале игры?

    Ответы  детей: слон и ладья

    - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры?

    Ответы  детей: конь

    Воспитатель: Молодцы! Это препятствие на нашей дороге мы преодолели. Ой, смотрите, наш экран замигал!

    Дети подходят к монитору.

     Воспитатель:  Все мы знаем для того что бы играть в шахматы надо быть внимательным, хорошо знать правила игры, запоминать ходы противника. Вот сейчас мы с вами и проверим, обладаем ли мы всеми этими качествами?

    На экране появляется игра «Что изменилось?». На доске 6 фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет слайд, где меняются местами две фигуры, потом меняется слайд, где заменяется  две фигуры на такие же ,только противоположного цвета, и последний слайд остается неизменным.

    Воспитатель:  Вы просто умнички, все справились с этим сложным заданием!

    После такого испытания не мешало бы и отдохнуть!

    Физкультминутка (под музыку «Шахматные кони)

    Вся в квадратах – белых, черных,
    Деревянная доска.
    А ряды фигур точеных – деревянные войска.

    Люди их передвигают, коротают вечера.
    Люди в шахматы играют, гениальная игра!

    Воспитатель:  Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?  

    Ответы  детей: шахматы.

    Воспитатель:  Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»?

    Ответы детей:  два человека, два партнера.

      Воспитатель:     Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!

    Дети начинают выбирать партнеров с помощью считалки:

    Раз, два, три, четыре!

    Будем жить в ладу и мире!

    Будем весело играть:

    В шашки, шахматы, лото –

    Не поссорит нас не кто!

    Дети рассаживаются за столы.

    Воспитатель:  Сейчас, что бы размяться перед партией мы с вами проведем эстафету «Кто быстрее»? Для этого два противника сначала делают жеребьевку, какими фигурами они будут играть. Задание очень простое надо быстро и правильно расставить шахматные фигуры на доске. Готовы?! На старт, внимание, марш!

    Дети расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, воспитатель проверяет правильную расстановку фигур.

    Воспитатель:  Остается все фигуры, подравнять в ряду.

                                   И терпеньем запастись, начинать игру!

      Воспитатель:    И так турнир по шахматам в группе «Почемучки» объявляю открытым!

    Дети самостоятельно начинают играть в шахматы, после окончания партий объявляются финалисты шахматного турнира.


            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

    Конспект совместной деятельности с детьмиподготовительной к школе группы ...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

    Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы" Путешествие в сказочный лес"

    Воспитывать у детей умение принимать игровую задачу , находить способы ее решения.Уточнять и закреплять представление детей о диких животных:внешнем виде, повадках, детенышах.Расширять и активизироват...