Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»
классный час по окружающему миру по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

1.Расширить знания учащихся о сказках;

2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.

3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;

4.Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.

5.Воспитывать интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_dorogam_skazok_v_biblioteke_im._r.rozhdestvenskogo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Омской области

Казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Тематическое мероприятие

в библиотеке имени Р.Рождественского

«По дорогам сказок»

для дошкольников и младших школьников

Подготовили и провели:

Ройтблат Т.Ф.

Карачёва С.А.

Омск

Июль  2013 г.


Программное содержание:

  1. Расширить знания учащихся о сказках;
  2. Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.
  3. Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  4. Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.
  5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал:

  1.  Телевизор, DVD, компьютер.
  2.  Видеозаставка "В гостях у сказки".
  3.  Видео кроссворд (картинки).
  4.  Цикл слайдов иллюстративного материала к сказкам.
  5.  Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов),  книги с иллюстрациями для игры.
  6.  Книги разных жанров (сказка, стихотворение, рассказ, скороговорка, загадка)
  7.  Фрагменты, иллюстрации с подсказками из сказок.
  8.  Звукозаписи (сказочная музыка).
  9.  Мультфильм.
  10.  Книга по мультфильму.
  11.  Костюм  для Почтальона  Печкина.

Ход занятия

Ведущая Т.Ф.:  Что такое, подскажите,

     Там игрушки не сидят.

     Книги выстроились в ряд,

     Ждут читающих ребят...

Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека...

Ведущая Т.Ф.:   Как вы догадались?

Дети: Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...), что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.

Ведущая Т.Ф.:   Правильно, библиотека.

У нас в каждой группе тоже есть библиотека. В ней находятся разные книги. С какими вы знакомы?

***Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.

Ведущая С.А.:  Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр)

***Голос воспитателя выражает специфику жанра.

  1.       Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи... (сказка).

Почему ты так думаешь?

 Ответы детей.

Ведущая Т.Ф.: 

  1.       Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвятся и играя,

Грохочет в небе голубом  (стихотворение).

Докажи, пожалуйста, свой ответ.

Ответы детей.

Ведущая С.А.: 

  1.        Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик (рассказ).

Объясни своим друзьям, почему ты так решил?

Ответы детей.

Ведущая Т.Ф.: 

  1.       Шла Саша по шоссе и сосала сушку (скороговорка)

Ты уверен в своем ответе? Докажи нам.

Ответы детей.

Ведущая С.А.: 

  1.        Спереди — пятачок, сзади — крючок.

Посередине — спинка, а в ней — щетинка   (загадка).

***Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.

Появление сказочного персонажа Почтальона Печкина.

Почтальон Печкин: 

 Здравствуйте, ребята! К нам на почту пришло письмо, думаю, я пришёл по адресу. Так,  где тут оно у меня? Сейчас  я прочитаю его (читает):

Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы! 

(Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).

Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!

Тот, кто сказку назовет

Реку смело перейдет,

Сразу в сказку попадет

И подсказки там найдет.

Оставляю вам подсказки.

С низким поклоном, Василиса Премудрая.

Ведущая Т.Ф.: 

 Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?

***Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

Почтальон  Печкин:

А первое задание, которое прислала нам Василиса Премудрая  это викторина  видео-загадки.

Презентация «Русские народные сказки»

Ведущая Т.Ф.: 

Следующее    задание:

«Закрывайте глазки… открывайте глазки… волшебная картинка из какой сказки?»

Предметные картинки со страниц книг (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов). Дети угадывают  сказки и героев.

Ведущая С.А.:  Сказки бывают народные, а бывают авторские. Кто мне скажет почему называют  русские – народные сказки и авторские?

Ответы детей.

Правильно,   называются они так потому, что их придумал народ.  Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.  А какие сказки авторов знаете вы?

Ведущая Т.Ф.: 

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

Ответы детей.

 (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название.

“Салат из сказок”

           Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла   две горсти муки и испекла Репку.

            Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

           Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Ведущая С.А.: 

 Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли?

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Цветик – семицветик”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”, “Карлсон, который живет на крыше”)

Ведущая Т.Ф.: 

 Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю назвать  персонажи различных сказок и определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые.

Почтальон  Печкин: Ещё одно задание от Василисы Премудрой

нужно выполнить, назвать сказки скрытые в загадке:

  1. Летела стрела и попала в болото.

 А в том болоте поймал её кто-то.

 Кто, распростившись с зеленою кожею

 Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  1. Нет ни речки, ни пруда.

 Где воды напиться?

 Очень вкусная вода

 В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  1. Отворили дверь козлята

 И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

  1. На окошке он студился

 Взял потом и укатился

 На съедение лисе. (Колобок)

  1. Что за чудо, что за диво

 Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

  1. Заигралась сестрица.

 Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Ведущая С.А.:  Какие вы молодцы!  Может и это задание вам по плечу!

Как называется персонаж сказки:

  1. Дерево волшебное

С яблоками спелыми.

Если съешь его плоды-

От врага упрятан ты(яблоня из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  1. На сметане мешан, на окошке стужён

         Круглый бок, румяный бок

         Покатился …….. (колобок)

  1. Сколько лет — никто не знает,

В ступе и с метлой летает,

Нос - крючком, горбом спина,

С нечистью лесной дружна.

Дом её — на курьих ножках,

Ну, и вредная немножко...

 (Баба-Яга)

Ведущая Т.Ф.: Ребята, а с моим заданием  справитесь?

Задание   “Угадай-ка”

 1 – Какую песенку пел Колобок?

 2 – Что пела коза своим козлятам?

 3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

 4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

 5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

 6 – Что говорила в это время лиса?

 7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

 8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Почтальон  Печкин: прочитаем, какое  еще задание написано

«Рифмы» Вспомните известные рифмованные сказочные выражения

  1. Лиса - ... (всему лесу краса)
  2. Волк - ...(зубами щелк)
  3. Ежик - ... (не головы, не ножек)
  4. Мышка - ...(норушка)
  5. Волчок - ... (серый бочок)
  6. Сивка - Бурка -...(вещая каурка)
  7. Волчище -...(серый хвостище)
  8. Баба - Яга - ...(костяная нога)
  9. Кот - коток - ...(серый лобок)
  10. Зайчишка - ...(трусишка)
  11. Конек - ...(Горбунок)
  12. Сорока -..(белобока).
  13. Зайка - …(побегай-ка ).
  14. Лягушка - …(квакушка).

Воспитатель: Мы с вами с успехом выполнили задание. Пора бы и книгу волшебную найти, может попросим помощи у нашей хозяйки, у библиотекаря?

***Библиотекарь выносит книгу, по которой предлагает посмотреть  м/ф в качестве приза за ответы и старания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Методическая разработка. Презентация "Знакомство с библиотекой"

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет (методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)...