Методическая разработка по сотрудничеству с семьями воспитанников "Безусловная любовь к детям"
методическая разработка (средняя группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gusarevich_l.a.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

к Положению

о конкурсе инновационных проектов,

 программ или методических разработок

по сотрудничеству с семьями воспитанников

Муниципальный конкурс

инновационных проектов,

программ, методических разработок

по сотрудничеству с семьями воспитанников

Номинация

авторская методическая разработка

Гусаревич Людмила Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

воспитатель

(должность)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 35 «Василёк» города Смоленска

г. Смоленск

(полное наименование образовательнойорганизации, район/город)

«Безусловная любовь к ребенку»

(название разработки)

2020

План:

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

1.   Актуальность проблемы……………………………………………………...4

           11. Цель проекта………………………………………………………...…5

           1.2. Задачи проекта………………………………………………………...5     2.Безусловная любовь к ребенку………………………………………………...7

          2.1. Воспитательный образ – инструмент формирования личностных качеств в ребенке…………………………………………………………………7

          2.2. Негативные качества ребенка и источники их формирования…….8

2.3. Желаемые, положительные качества в нашем ребенке……………10

3. Развитие принятия и чувство благодарности к своему ребенку…………...11

4. Заключение…………………………………………………………………….12

5. Список используемой литературы…………………………………………...13

6. Приложения…………………………………………………………………...14

Пояснительная записка

Пояснительная записка    

Не воспитывайте детей,

Воспитывайте себя, ведь ваши дети

Все равно будут похожи на вас.

Лев Толстой

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия.

Данная методическая разработка позволяет помочь родителям ответить на следующие вопросы:

- Как понять своего ребенка, когда он не слушается и проявляет агрессию?

- Как лучше развивать ребенка, чтобы он рос счастливой, творческой личностью?

- Что нужно делать, чтобы между детьми и родителями было взаимопонимание и согласие?

Создание конспекта встречи с родителями осуществлялось с учетом требований ФГОС ДО, а именно:

- взаимодействие взрослых и детей на основе личностно-развивающего подхода;

- на основе уважения к личности ребенка.

Встреча с родителями предполагает сотрудничество между детским учебным заведением и семьёй и основывается на принципах создания благоприятных условий развития детей. Данный тип взаимодействия осуществляется в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой.

Актуальность проблемы

Актуальность темы « Безусловная любовь к детям» определяется ее социальной значимостью. В современном мире очень бурно обсуждается вопрос о воспитании детей. Родители и воспитатели часто заявляют: «Вы, неправильно воспитываете детей!»

Воспитание детей – проблема многоаспектная, но прежде всего педагогическая. В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания, разные педагогические критерии, противоречивые образы. Этот опыт, как практический, так и теоретический – нуждается в осмыслении. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится дошкольное учреждение. Сегодня главная цель института семьи и детского сада – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному трудовому и физическому развитию дошкольника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

Педагогическое воспитание детей – одна из самых трудоемких и ответственных задач.

В настоящее время наблюдается волна родительского интереса на информацию, как лучше всего общаться со своими детьми. Гуманная педагогика Ш. Амонашвили даёт очень интересный и действенный подход к воспитанию детей.

Основой гуманной педагогики является любовь к детям. Любовь на основе современных знаний психологии и педагогики – это лучи, которые греют и развивают душу ребенка.

Не всякая любовь, а именно безусловная, которая не подразумевает предпосылок – за что можно любить.  Сложно любить детей, чьи интересы стоят превыше взрослого. Трудно любить детей, которые не слушаются, лезут под парту, плохо себя ведут. Любить ребенка без условностей. Принимать его любым, верить в него – простые постулаты гуманной педагогики, которые важно усвоить осознанным родителям.

Цель методической разработки: донести до родителей воспитанников, какие формы и методы воспитания оказывают влияние на формирование личности ребенка.

Задачи:

- проанализировать особенности использования форм и методов воспитания в педагогическом процессе и рассказать об этом родителям;

- помочь родителям формировать общую культуру личности детей. В том числе ценностей здорового образа жизни;

 - рассмотреть понятие «безусловной любви» к ребенку и определить путь к ее формированию;

- обеспечить сотрудничество дошкольного учреждения  с родителями воспитанников для улучшения психоэмоционального климата в семьях;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям с целью повышения компетенции родителей.

Вид проекта: информационный, практический, фронтальный.

Участники проекта:

- воспитанники подготовительной группы №2 МБДОУ «Василёк»;

- педагогический коллектив;

-родители воспитанников подготовительной группы МБДОУ «Василёк».

Мы предположили к концу года следующие результаты:

Дети

Родители

Педагоги

Увеличились положительные личностные

 качества: стали добрее, внимательнее относиться

друг к другу;

Улучшились взаимоотношения с родителями и

педагогами;

Укрепилось физическое, психическое и

эмоциональное состояние

У детей выявлены негативные качества;

Определены и устранены источники формирования отрицательных образов, которые  культивируют плохие личностные качества у ребенка;

Работа над своими отрицательными воспитательными образами;

Продумали план будущего своего ребенка, постарались сформировать положительные образы, которые помогут культивировать лучшие качества ребенка.

Оказание психолого-педагогической поддержки семьям в течение всего воспитательного процесса.

2. Безусловная любовь к ребенку

Безусловная любовь – любовь воспитателя, родителя или учителя не меняется вне зависимости от того, как ребенок себя ведет. Безусловная любовь – внутренняя волна нашего состояния, по которой мы могли бы плыть и находиться в этом внутреннем состоянии. Взрослый человек, общаясь с ребенком, должен осознать своё внутренне состояние и некоторыми упражнениями стараться приводить это состояние к безусловной любви.

2.1. Воспитательный образ – инструмент формирования личностных качеств в ребенке.

Чтобы глубже понять процесс воспитания и узнать все его составляющие, необходимо дать определение самому понятию. Что такое воспитание?

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс воздействия на личность ребенка. В широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества.// ред. В.В. Давыдов Издательство: Большая Российская энциклопедия Год6 1993 – 1999 г.г.

Выдающийся педагог Ш. Амонашвили, рыцарь гуманной педагогики определяет суть воспитания, как в-ос-питание, т.е. питание Оси. О какой оси идёт речь? И чем же её надо питать? «О духовной оси идёт речь.» - говорит педагог. Взрослый призван для того, чтобы помочь ребенку в проявлении своей сути через питание его духовной Оси образами. Образ, существующий в ребёнке, может проявиться не иначе, как заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, сострадания, духовности, радости, героизма и познания. Образами красоты знаний и наук.

Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

Ведущая роль в воспитании детей у Ш. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению. Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. Какими будут эти впечатления: положительными или отрицательными – зависит от взрослых. Окружающая действительность ребенка будет предполагать, какими впечатлениями будет наполнен его внутренний мир. Чем сильнее впечатление (хорошее или плохое), тем дольше оно будет управлять ребенком.

Впечатление или образ – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. В воспитании есть закон – детей воспитывают наши образы.

Образами для подражания могут быть жизненные примеры от родителей, которые воспринимаются эмоционально. Дети ведут себя не так, как мы им говорим (что надо делать), а делают то, что они видят в нас. Смена личностных качеств – сложный процесс. Можно прочесть много правильных книг, но на практике, как только перед нами ребенок, который доставляет дискомфорт – эти знания куда-то улетучиваются. Нужны: усилия воли и ежедневный труд.

2.2. Негативные качества ребенка и источники их формирования

Практика №1, слайд 2-4

«Определяем качества, которые нам не нравятся в ребенке».

Описание практики см. в Приложении №1

Воспитание детей происходит через зрение, не через слух. И если ребенок видит, что родители на него часто кричат, разговаривают с ним на повышенных тонах, с раздражением, то и у ребенка воспитывается  в эти моменты навык раздражения и грубости. Внутреннее состояние взрослого перетекает и становится частью ребенка. Взрослые часто ведут себя неосознанно.

Ничего не откуда не может появиться, всему есть свой источник. Отрицательные качества не могут свалиться с неба или влететь с ветерком и поселиться в душе ребенка. Любое отрицательное качество имеет источник, первообраз. Суть воспитания состоит в том, что дети воспитываются через примеры, которые они видят вокруг себя. Важно, какую эмоциональную окраску будут нести эти примеры: радостную или печальную.

Источником отрицательных образов могут быть: действия родителей, посторонних, компьютерных игр, мультфильмов.

Сам процесс непослушания имеет основу, которая была заложена источником.

Направление поиска:

- в себе самих (взрослые не замечают в себе, что каким-то образом действуют так же);

- компьютерные игры;

- друзья, одноклассники;

- взрослые, которые окружают.

Например, ребенок увлечен компьютерными играми. Родителям это не нравится. Если посмотреть на мир с точки зрения новорожденного, то мы увидим, что, как только ребенок  открывает глаза и осознанно рассматривает все вокруг. Что он видит? Взрослого, который постоянно в руках держит телефон , общается по нему, что-то читает и изучает. Ребенок с детства видит эту модель. Для него – это атрибут взрослости, ребенок хочет прикоснуться к этому. Это желание родители сами начинают удовлетворять. Сами даем планшет, сами радуемся, что появилось время заняться делами. Получается, что содержание, которое находится в технике – воспитывает. Образы, которые навязываются с помощью игр, мультфильмов становятся частью личности. Не найдя источник, взрослый не сможет убрать отрицательные качества в ребенке.

2.3. Желаемые положительные качества в нашем ребенке

Практика №2, слайд 6-10

 «Представление будущего Человека».

Описание практики см. в Приложении №1.

Часто многие задают вопрос: «Кем должны быть мама с папой для ребенка?» Друзьями, наставниками, старшими в иерархии. Возникает встречный вопрос: «Почему нельзя быть одновременно  и друзьями и наставниками?» Ш. Амонашвили в своих трудах говорит, что ребенок больше нуждается в родителе-друге, который внимательно выслушает. Посочувствует, будет сопереживать. Авторитарные родители называют, что не так, но не слышат ребенка, не понимают его потребностей.

Современный мир устроен так, что жизнь идёт в очень быстром темпе. Взрослые живут в постоянной спешке, часто раздражаются. Раздражение передается детям и становится частью их личности.

Первый действующий шаг к воспитанию своего ребенка – это шаг воспитания через свои личные изменения.

Чудесно, если мама с папой становятся для ребенка друзьями, но предпосылки таких отношений закладываются с детства.

Л. Толстой говорил: «Не воспитывайте детей. Воспитывайте себя. Ведь ваши дети все равно будут похожи на вас».

Прежде всего, стоит составить план – какие бы качества вы хотели бы видеть в своем ребенке, а потом задуматься, есть ли они у вас самих. Если нет, то надо начинать в себе их культивировать.

3. Развитие принятия и чувство благодарности к своему ребенку

Практика №3 Слайд №11-16

«Развиваем принятия ребенка»

Описание практики см. в Приложении №1

Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея. Обратимся к К.Д. Ушинскому и узнаем, на чем, по его мнению, должна базироваться идея народного образования. Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек, что такое самые предмет. Который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека. Если мы говорим о воспитании человека, то должны предварительно составить себе понятие о человеке.

Ш. Амонашвили предлагает три постулата:

1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно. Если человек родился. Значит так надо, чтобы это явление произошло.

2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка нечет в себе качества определенного сорта, так и ребенок  является носителем тех качеств, которые должны появиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосмосе – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

Практика №4, слайд 17

 «Благодарность своему ребенку»

Описание практики см. в приложении №1

Заключение

Современные дети требуют необходимости отказа от стереотипов авторитарного мышления. Педагоги с родителями находятся в поиске совершенно новых подходов к воспитательно-образовательному процессу. Новому поколению нужна новая педагогика.

Нужна такая педагогика, которая имела бы свой философский взгляд на человека и ставила бы перед собой конкретную цель по воспитанию этого человека.

Гуманная педагогика Ш. Амонашвили является именно такой, так как:

- педагоги, работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;

- гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе ставит главной целью – воспитание благородного человека в процессе обучения;

- гуманная педагогика утверждает. Что каждый педагог является для своих воспитанников примером для подражания. Педагогом своего ребенка можно считать и родителей. Мамы и папы должны развивать в себе самые лучшие качества, принимать детей такими, какими они есть.

Данная методическая разработка была создана на основе воспитательного курса Пааты Амонашвили: «Четыре шага безусловной любви к ребенку». Проект ориентирован на совместную деятельность с родителями, которая подразумевает воспитание счастливых, самодостаточных личностей, как в семье, так и в обществе.

Список используемой литературы

    1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили. - М., 2016.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика. / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб, 2000.

Воронов, В.В. Технология воспитания. / В.В. Воронов. - М., 2015.

3. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе. / К.В. Гавриловен,. - Мн., 2013.

4. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Л.И. Гриценко. - М., 2012. - 237 с.

5. Групповые формы обучения / сост. Н.А. Сохранная. - М., 2014. - 125 с.

6. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. / В.В. Гузеев.

- М., 2014.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера, сегодня, завтра / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 2016.

8. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина/. - М., 1982.

9. Жук, А.И. Основы педагогики. / А.И. Жук, И.И. Казимирская. - Мн.,

2013.

11. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. / В.Т. Кабуш. - Мн., 2001.

12. Касицина, Н.В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика. Педагогика поддержки: так взаимодействия / Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М., 2007. - 32 с.

13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000.

14. Интернет-ресурс.

                                                                                                      Приложение №1

Практика №1, слайд 2-4

«Определяем качества, которые нам не нравятся в ребенке».

На листе бумаги просим родителей записать ряд качеств своего ребенка, которые, по его мнению, имеют негативную сторону.

Напротив каждого отрицательного качества пишем образ, который это качество сформировал. Стараемся найти источник его формирования.

Направляем вес силы на устранения этого источника. Помним, что пока источник не удален, исправить качество невозможно.

          Практика №2, слайд 6-10

         «Представление будущего Человека».

На листе бумаги пишем качества, которые мы представляем в нашем ребенке, когда он вырастит. Каждому качеству даем пояснение и располагаем по мере его значимости, от большего к меньшему. Качества оцениваем по 10-бальной шкале. Анализируем, какие образы должен ребенок видеть в нас, в окружении, чтобы они помогли сформировать эти положительные качества в будущем.

          Практика №3 Слайд №11-16

«Развиваем принятия ребенка»

         Принимаем ребенка со всеми «хочу» - «не хочу».

         Представим звездное небо. Попробуем подумать о том, зачем нам нужны звезды и Галактики? Можем ли мы понять все законы космоса? Почему звезды светятся, а планеты – нет. Человеческое сознание не может понять все причины. Мы можем оценивать, но понять  истинные причины мы не можем. Мы принимаем законы Вселенной такими. Какие они есть. Так и должно быть.

       Жизнь. Наше сознание не может признать причины всех обстоятельств, происходящих в нашей жизни. Наше сознание не может определить все причины появления индивидуальной жизни.

       Родители. Человек не выбирает родителей, они дали нам жизнь. Мы можем оценить их: нравятся или не нравятся. Но с глобальной точки зрения, мы можем только сказать: «Так и должно быть».

       Муж и жена. Семью создаем по любви. Поразмышлять, как начинались отношения. Можем не можем оценить главную причину взаимоотношений, мы постараемся ее принять, как есть и должно быть.

       Ребенок. Мы дали ему жизнь, но принять сложно, т.к. есть у нас видение – каким наш ребенок должен быть. Но ребенок делает то, что мы бы никогда не сделали. Мы не можем понять, какие причины движут этим. Если даже возьмем один поступок ребенка, то все причины его поведения мы понять не сможем. Доверимся Высшему руководству и примем своего ребенка таким, какой он есть.

       Практика №4, слайд 17

       «Благодарность своему ребенку»

       Берем лист бумаги и пишем благодарность своему ребенку за то, что он для нас сделал, чему нас научил, какие качества в нас культивировал. После написание благодарности вместе с ребенком ее читаем.

        Например:

        Дорогой мой сыночек, Арсений. Мы благодарим тебя за то, что ты у нас есть. Спасибо тебе, за то, что делаешь нас мудрее, терпеливее, заботливее. Ты научил нас смотреть на мир твоими детскими глазами, радоваться вместе с тобой и грустить. Мы тебя очень любим, ты для нас – самый лучший, самый красивый и самый умный мальчик. Будь счастлив, дорогой наш сын!

Приложение №2

План деятельности воспитателя с родителями на тему «Воспитание личности ребенка в гуманной педагогике» на 2020-2021 год

Четыре шага безусловной любви к ребенку.

Первый шаг– воспитательные образы,

принятие, благодарность

Сентябрь 2020

Второй шаг – развитие ребенка согласно

 календарным срокам

Декабрь 2020

Третий шаг – учимся слушать и

сопереживать.

Март 2020

Четвертый шаг – направляем ребенка

на поиск смысла жизни через образы

Май 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»

1.Расширить знания учащихся о сказках;2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;4.Закреплять знание детей особенност...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка на тему "Роль семьи в воспитании детей среднего дошкольного возраста".

Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательно средой. В ней происходит первичная социализация личности. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляются в семье и детс...

«Методические рекомендации по сотрудничеству с семьями воспитанников по художественно – эстетическому развитию»

Одним из основных принципов Дошкольного Образования является: СОТРУДНИЧЕСТВО Организации с семьёй           (п. 1.4 ФГОС ДО)...