Проекты
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ломакина Елена Александровна

Познавательно-исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

 «Золотой петушок» с. Доброе

(средняя группа)

                                                                        Составила:

                                                                    воспитатель первой

                                                          квалификационной категории

                                                            Ломакина Елена Александровна

с. Доброе

2013 г.

Познавательно – исследовательский проект «Зимующие птицы нашего края»

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

И если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

         15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто.

Уже конец января и нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища)

         Цель: расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

         Название проекта: зимующие птицы нашего края

         Вид проекта: познавательно-исследовательский

         Сроки реализации: Ноябрь - январь

         Участники: воспитатели, дети средней группы, родители

Продукт деятельности: 

  1. конкурс-выставка кормушек «Лучший

 домик для птиц»;

  1. информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем помогать»;
  2. экологический КВН «Зимующие птицы нашего края»;

Актуальность проблемы

 В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни.

Так как по «Программе «От рождения до школы»» тема «Зимующие птицы» в средней группе в основном проходит лишь через наблюдения во время прогулок и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, развивать интерес к их образу жизни.

Я надеюсь, что организация НОД, бесед, наблюдений за птицами, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем проникнуться любовью к миру птиц, чувством щадящего, оберегающего т ответственного отношения к ним.

Таким образом, задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

         

Предполагаемый результат:

  1. будут знать: название зимующих птиц нашего края; особенности их

внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе;

  1. будут уметь: читать стихи о птицах, загадывать загадки; определять

птиц по внешнему виду; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением птиц; рисовать и лепить птиц;

  1. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное

отношение к птицам.

 Задачи:

 ОО «Познание»:

  1. развивать познавательную активность через рассматривание

иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), театрализованной деятельности, рассматривании и чтении книг о зимующих птицах, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д.;

  1. развивать творческое воображение детей через продуктивную

деятельность;

  1. развивать творческое мышление через настольно-печатные игры «Чей

птенец? », «Части - целое», «Чей домик? », «Кто есть кто».

 ОО «Коммуникация»:

  1. развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе

познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей;

  1. развивать коммуникативные качества воспитанников через

организацию коллективной деятельности: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечения.

 ОО «Социализация»:

  1. обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех

мероприятий;

  1. воспитывать бережное и заботливое отношение детей к зимующим

птицам через развешивание кормушек, их подкормку;

  1. способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с

ребенком в условиях семьи и детского сада.

Примерная схема осуществления проекта

Вид деятельности. Пути реализации

 

Двигательная: 

1. Сюжетно-игровое физкультурное занятие «Зимующие птицы»;

2. Утренняя гимнастика «Мы весёлые птички»;

3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Голуби и кот», «Воробушки и кот», «Ворона и собачка», «Ловишки с воробьишкой», «Птицелов»;

4. Игровое упражнение «Прыгни как птичка»;

5. Физминутки «Вороны», «Снегири», «Руки подняли и помахали»

Игровая: 

1. Театрализованная игра «Напиши письмо другу (птице)» + игровая беседа «Берегите всяких птиц, друзья!»;

2. Сюжетно-ролевая игра «Что принесла нам сорока? »;

3. Развлечение «Синичкин календарь».

Трудовая:

1. Экологическая игра «В зимней столовой»;

2. Изготовление кормушек.

 Коммуникативная:

1. НОД. Развитие речи «Зимующие птицы»;

2. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Разрезные картинки», «Чей домик? », «Назови детёныша»

3. Подвижная игра с речевым сопровождением «Снегири», хороводная игра «Воробей»;

4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Птичка», «Дятел»;

5. Дидактическое упражнение «Какой птички не стало? », «Назови ласково»

Познавательно- исследовательская и конструктивная: 

1. Цикл наблюдений за птицами «Какие птицы прилетают к нам на участок» + Экологическая игра «В зимней столовой»;

2. ФЭМП «Сколько пицц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем… »;

3. Формирование целостной картины мира «Зимующие (дикие) птицы»;

4. Игра «Часть - целое».

 Восприятие художественной литературы: 

1. Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, В Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка»;

2. Заучивание стихотворения «Трудно птицам зимовать»;

3. Загадки о птицах.

Музыкально- художественная: 

Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц»

 Продуктивная: 

1. Рисование «Красивая птичка»;

2. Аппликация «Птицы у кормушки» + просмотр слайдовой презентации

3. Работа в раскрасках «Птицы»

План проекта

 1. Вводная часть.

  1. Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации

проекта.

  1. Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

 2. Практическая часть.

  1. НОД, посвященные теме зимующие птицы.
  2. Пословицы, стихи, загадки о зимующих птицах.
  3. Чтение рассказов.
  4. Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра, игра – викторина, вечер

загадок, театрализованная деятельность, пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дидактическая игра.

  1. Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурные

занятия, физминутки.

  1. Культурно – досуговая деятельность: развлечение, КВН, игровой досуг.

 3. Заключительная часть.

  1. Конкурс-выставка «Лучший домик для птиц»;
  2. развлечение «Синичкин календарь»;
  3. Информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем

помогать»;

  1. КВН «Зимующие птицы»;
  2. Презентация «Зимующие птицы нашего края».

Лучшая кормушка для птиц.

Мы посыпали зернышки в кормушку.

Покормили птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...