Мнемотехника как средство развития познавательных процессов у дошкольников.
консультация (средняя группа) по теме

Маслина Светлана Владимировна

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие внутренних психических процессов и расширение  представления детей об окружающем мире. Одно из успешных и эффективных средств запоминания – мнемотехника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В.Маслина          МБДОУ ЦРР д/с №80 «Берёзка» г. Таганрог.

РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ познавательных ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПРИЕМами МНЕМОТЕХНИКИ.

 В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Но как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни,  привлечь их  внимание к какой либо теме, заинтересовать детей и главное -  запомнить материал.

В последнее время  родители все чаще жалуются на плохую память детей. Они не могут запомнить стихотворение или передать последовательно содержание сказки, рассказа. Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы  даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности  психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.

Учитывая, что дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели, мы решили, что для развития психических процессов целесообразно использовать технологию моделирования. Как показали психологические исследования  Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

 Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования:

 1. Действия замещения.

 В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

 2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.

 С их помощью ребенок решает познавательные задачи.

3. Построение модели.

 Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

 Одной из разновидностей построения моделей является мнемотехника.

 Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации  Особое место в работе с детьми  занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

 Цель использования мнемотехники:  развитие внутренних психических процессов и расширение  представления детей об окружающем мире.

Задачи:  

 I. Познавательная:

 Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

2. Развивающие:

 Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.

 Развить аналитическую (выделение существенных признаков предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, внимание, воображение.

 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

III. Воспитательные:

 Развивать самостоятельность детей, учить их сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

   Этапы использования мнемотаблиц:

  1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

  2.  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  3.  Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.

   4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

   5.   Воспроизведение  ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу,  выполненную им самостоятельно.                                                                                                                                                                        Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

                           -  пересказ;

                           -  составление рассказов по картине и серии картин;

                           -  описательный рассказ;

                           -  творческий рассказ.

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок:  на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

    Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд  задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др.

    Мнемотехника многофункциональна. На ее основе  можно создать разнообразные дидактические игры. Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1.восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2.смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3.определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4.найти лишнюю картинку;

5.найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7.игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

В настоящее время с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь  следующих результатов:

-        увеличился объем памяти детей ( из 22 детей в группе-  14 детей запоминают 8-10 слов из 10);

-         у детей появилось  желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;

-         повысился познавательный интерес и активность детей;

-         расширился  круг знаний об окружающем мире;

-         активизировался словарный запас;

-         дети преодолели робость, застенчивость, научились высказывать свои мысли и мнение.

В дальнейшей работе с детьми, с использованием приема  моделирования, мы предполагаем добиться следующих результатов:

 - овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

 - научиться  анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

-  самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

 -  составлять самостоятельно небольшие рассказы - загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).

-  научиться  обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

  Считаю,  чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя  метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности  к школьному обучению. Ведь еще К.Д.Ушинский сказал: «Учите  ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Литература:

Л.А.Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3.

Т.В.Большева. Учимся по сказке. СПб.: «Детство- пресс»,2001.

Т.Б.Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СП.б.: «Детство- пресс»,2009.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников

В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...

проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....