С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Елена Владимировна

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботиться о её процветании? Всё зависит от нас -воспитывающих взрослых. 

Во все времена в обществе возникает необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа , к его вековым корням , к таким вечным понятиям , как род, родство, Родина. "Знать-значит любить"- гласит русская поговорка. Поэтому знакомить детей с малой Родиной надо начинать в дошкольном возрасте. Эти знания , а значит и чувство гордости за родную землю , за земляков, живущих рядом помогут детям правильно распоряжаться, владеть , сохранять и приумножать наследство, полученное от потомков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «С чего начинается Родина?».

Описание педагогического опыта воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения  « Преображенский детский сад №1 «Аленушка» Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Новиковой Елены Владимировны.

Преображенская

2013г.

Раздел I

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.

  1. Тема опыта :  « Воспитание любви к малой Родине, как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности».

  1. Автор опыта : Новикова Елена Владимировна.

  1. Место функционирования опыта : 403221 , станица Преображенская Киквидзенского района Волгоградской области , ул.Мира , 73 В , т.3-15-37.

  1. Длительность функционирования опыта : над данной проблемой работаю с 2010 года.

  1. Уровень новизны опыта : поисково-изобретательский.

  1. Опыт представлен : настоящим описанием и следующими приложениями :

-Приложение №1  «Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;

-Приложение № 2  «Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;

-Приложение №3  Проект «Народные умельцы земли Киквидзенской»;

- Приложение №4  Проект « Они приняли присягу и были ей верны»;

-Приложение №5  Проект «Семейные традиции»;

-Приложение №6  Встреча с народным мастером резьбы по дереву;

-Приложение №7  «Турпоход на реку Бузулук»;

-Приложение №8  Развлечение «Вся семья вместе, так и душа на месте»;

-Приложение №9  «Стихи местных поэтов о малой Родине»;

- Приложение №10 Фотоматериалы;

- Приложение №11  Конспект занятия в подготовительной группе  «Моя Родина»;

-Приложение №12  Конспект целевой прогулки в подготовительной к школе группе «Улица, на которой стоит наш детский сад»;

-Приложение № 13 Конспект экскурсии в краеведческий музей в старшей группе.

-Приложение № 14 Альбом «Милый сердцу уголок;

-Приложение № 15 Конспект занятия в подготовительной группе «Красная Книга».

-Приложение № 16 Конспект беседы в старшей группе «Моя малая Родина»;

-Приложение № 17 Анкета для родителей « Воспитание патриотического самосознания в семье»;

-Приложение № 18  Альбом «Старинный образ  станицы Преображенской»;

-Приложение № 19 Родительское собрание «Всему начало-отчий дом».

Раздел II

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.

1.Актуальность опыта.

Мир детства… Из него многое западает в душу . Вот пример из моего детства : часто мы с бабушкой сидели возле русской печки , в которой весело потрескивали дрова , а яркие языки пламени создавали на стене диковинные силуэты чего-то необыкновенного. Бабушка месила тесто  и неторопливо вела рассказ о своём детстве , молодости , о жизни в родительском доме .Мне до сих пор хочется оказаться возле той печки и рядом с бабушкой.

Останутся ли у современных детей яркие воспоминания из своего детства , если они много времени проводят возле телевизора или компьютера ?

А чему они могут научиться , если играют с куклой Барби  и человеком-пауком?

А ведь так хочется , чтобы дети наши знали , что Родина – это всё, что нас окружает.

У каждого листочка , у каждого ручья есть главное на свете –есть Родина своя.

Для ивушки плакучей -нет реченьки милей , для беленькой березки –опушки нет родней.

Есть ветки у листочка , овражек у ручья. У каждого на свете ЕСТЬ РОДИНА СВОЯ.

Всё начинается с малого .

Любовь к родному краю , к родной станице , к родному языку начинается с любви к своей семье , к своему дому.

Постепенно эта любовь переходит в любовь к родной стране –её истории , традициям.

Сегодняшние дошколята- это будущие строители, инженеры, служащие, депутаты , руководители, врачи, учителя.

Какими они вырастут?

Будут ли они гордиться своей малой Родиной , станут ли преумножать  её богатства и заботиться о её процветании ?

Всё зависит от нас –воспитывающих взрослых.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток ; это то чувство , которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём своим детям.

В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы :

-создана предметно-развивающая среда в группе, способствующая воспитанию гражданина и патриота;

-разработано перспективное планирование по ознакомлению старших и младших дошкольников с малой Родиной ;

-установлены тесные связи с семьей;

- сформированы у детей  познавательный интерес и потребность к посещению краеведческого музея ;

- обогащены знания об истории ,культуре и природе родного края.

2.Задачи, решаемые в опыте.

*Подобрать художественную литературу , методические пособия , где рассказывается о станице Преображенской , о народных умельцах , о героях войны и труда.

* Организовать деятельность детей , способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому , семье, д\с , станице , к природе родного края.

*Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

*Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу.

3. Педагогические средства, используемые в опыте.

1)Форма проведения :

-занятия познавательного характера,

- экскурсии,

- целевые прогулки  к памятникам боевой Славы, по улицам,

- развлечения ,

- чтение художественной литературы, стихов местных поэтов, статей из районной газеты «Нива»,

- встречи с интересными людьми ,

-дидактические игры,

-проектная деятельность ,

-самостоятельная игровая деятельность,

-мини-походы в природу.

2)Форма организации : коллективная ,групповая , индивидуальная.

3) Методы:

- словесные : беседы , чтение , прослушивание аудиозаписей;

-наглядные: экскурсии , рассматривание иллюстраций , фото, наблюдения;

-практические : дидактические игры , оформление альбомов , изготовление поделок , создание коллажей;

4)Приёмы : обращение к жизненному опыту детей , исследовательские действия , игровые приёмы.

4.Технология опыта.

                                  Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Ведущая цель моей работы состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому , семье, к истории и культуре малой Родины , созданной трудами родных и близких людей.

Наследование нравственных и духовных ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный , а потому и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Родине.

Для определения сформированности представлений старших дошкольников о своей малой Родине мною было исследовано 23 ребенка старшей группы «Непоседы»: была проведена беседа на тему : «Моя малая Родина» (приложение 16).Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на вопросы.

Результаты проведенной беседы показали, что у большинства детей недостаточно сформированы знания о малой Родине.

Также было проведено анкетирование родителей «Воспитание патриотического самосознания в семье».(Приложение 17).

В большинстве случаев родители затруднялись ответить на вопросы , ставили прочерк.

Свою работу я начала с серии конспектов о родной станице. Прежде всего были созданы условия для формирования представлений о малой Родине. Это и книги местных поэтов и фотографии станицы, и иллюстрации. Всё это вызвало  у детей огромный интерес. Рассматривая увлеченно фотографии, дети задавали много вопросов :»Сколько улиц у нас в станице?» , «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?»,»Почему наша станица носит название Преображенская?».

Работа с детьми строилась в форме путешествий по родной станице, где дети имели возможность увидеть её красоту и творение рук человеческих.

Чтобы удовлетворить интерес детей я много читала и рассказывала детям об истории  возникновения станицы, беседовала с детьми на темы : «Кто прославил нашу станицу?»,»Красавец-Бузулук», «Деревянные дома-терема», «Исторические памятники».

Рассматривая фото  зданий нашей станицы, дети отражали свои впечатления в продуктивной деятельности, в занятиях по конструированию.

Я рассказывала детям, что каждое  из зданий- это результат работы многих людей. У каждого из них- своя история и уникальность.

Так, здания детской библиотеки и полиции раньше были купеческими особняками. А в здании по ул.Комсомольской находился штаб В.И.Киквидзе, в честь которого наша станица была переименована в рабочий поселок Киквидзе.

Особое место принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии.

В ходе их дети получают знания о малой Родине, обогащаются знаниями о труде людей-земляков, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми.

Мною и детьми старшей группы, а потом и подготовительной , были  совершены экскурсии :

- в краеведческий музей;

 - в пожарную часть;

- в детскую и взрослую библиотеки ;

- в парк к Вечному Огню, к памятнику В.И.Киквидзе;

-в музей Киквидзенского РОВД;

-в районный дом культуры;

-в редакцию газеты «Нива»;

--на пекарню;

- в отделение «Скорой помощи»;

-по улицам Мира , Сухова, Попова;

Целевые экскурсии помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений, формируют представления ,кто и как заботится о людях станицы. Во время экскурсий и прогулок по станице , я обращала внимание детей на ухоженные здания, на деревья и кустарники , посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг.

 Объясняла детям, что всё это –результат труда преображенцев. Благодаря их усилиям , наша станица –такая уютная и красивая.

Чтобы сохранить и преумножить красоту , созданную руками земляков, ребята придумали «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ НАШЕЙ СТАНИЦЫ» :

1.Не ходи по газонам!

2. Не ломай деревья!

3.Не рви цветы!

4.Не сори!

5.Помни! Красота станицы –это труд многих людей!

Изготовили фотоколлаж «Чисто не там , где метут, а там ,где не сорят» совместно с родителями ,где на одной половине листа –красивые клумбы , фонтан , чистые скамейки; на другой половине- валяющиеся банки ,бутылки, обертки от конфет, сломанные цветы и деревья.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родной станицей пронизан  воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику нашей земли, как в военное время, так и в мирное. (Слайды 2-3).

Очень интересно и увлекательно проходят встречи с интересными  людьми станицы:  -народными умельцами,(Приложение 6); местными поэтами, ветеранами боевых действий, ветеранами войны и труда.

Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашей станице дети получают на таких занятиях, как «»Профессии моих родителей»,»Трудный путь хлеба»,»Есть такая профессия –Родину защищать», «Приходите к нам учиться», «Я покажу тебе музей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять уважение к людям труда. Представления о жизни людей-земляков дети получают в процессе повседневных наблюдений, игр, бесед, тематических прогулок, экскурсий.(Слайды 4-5).

 Дети любят бывать в парке : тихо постоять у Вечного огня , пройти по Аллее Героев .( Слайды 6-8).

Была налажена работа с детской и взрослой библиотекой ,дети с  нетерпением ждали встречи с миром  книг ,сказок, приключений, проводились викторины , игры, конкурсы , посещены выставки народных умельцев- мастера  резьбы  по дереву А.В.Иншина, рукодельниц  Н.Володиной, Р.Кононенко, фотовыставка «Родная земля» С.Коверченко. Собрана тематическая папка «Народные умельцы».

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер , пронизывать все виды деятельности дошкольника. Для этого я использовала метод проектов. Он позволяет развивать познавательный интерес , формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой  и продуктивной деятельности воспитателей, родителей и детей. Мною были разработаны и осуществлены долгосрочные , исследовательско-творческие проекты «Они приняли присягу и были ей верны»,»Народные умельцы земли Киквидзенской».

Эффективным способом ознакомления детей с родной станицей является моделирование. Дети совместно с родителями изготовили макет нашей станицы ,на котором были отмечены улицы, площадь, храм , светофоры ,здания. Наряду с макетом была изготовлена карта станицы Преображенской, с помощью которой дети довольно быстро научились ориентироваться на улицах. Также её использовали при составлении маршрутов походов и экскурсий.

Очень  много знаний дети «почерпнули»  с помощью «музейной педагогики».

 Непосредственное знакомство с коллекциями музеев , историческими экспонатами оказали огромное эмоциональное воздействие на детей.  В нашей станице есть краеведческий музей. В нем очень  много познавательного и интересного. Дети с удовольствием ходят на экскурсии, когда мы возвращаемся в детский сад ,спрашивают: «А мы ещё туда пойдем?». Расположен музей в уютном деревянном домике с крылечком.(слайд 9).

При входе в музей встречает диорама «Гражданская война в станице». Директор музея рассказала детям в доступной форме про годы гражданской войны. Почувствовать себя легендарным Киквидзе ,мальчишки смогли ,примерив бурку командира. Рассматривая экспозиции в музее следовала принципу «Руками трогать»! .Это значит, дети не только услышат рассказ экскурсовода и увидят экспонаты. Они смогут их ощупать, пролистать, прикоснуться. Полученная  таким образом информация останется в памяти надолго. (слайд 10).

Очень удивлены были дети таким экспонатом ,как настоящий бивень мамонта, найденный археологами при раскопках на территории нашего района. (слайд 11)

В зале музея «Казачья горница» дети познакомились с бытом,  одеждой  и оружием казаков. (Слайд 12).

В  зале «Родина-мать зовет» дети узнали о беспримерном  мужестве и храбрости воинов-земляков в годы Великой Отечественной войны. Из рабочего поселка Киквидзе на фронт ушло 1300 человек. Домой вернулись лишь 433 земляка, 10 из них –Героями Советского Союза.

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Сегодняшние дети постигают социальную действительность и жизненные ценности с помощью компьютера и телевизора. Распространенные любимые игры «стрелялки». В этих играх дети ежедневно кого-то убивают в «виртуальном  мире», невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков.

Я считаю , что основным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Встречи с ветеранами войны , тружениками тыла оставляют у детей неизгладимое впечатление.  Послушать  рассказ ветерана о войне , потрогать медали –всё это не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Частыми гостями  в группе были М.И.Чердак, Ф.П.Морозова, В.П. Бакалдин,Т.Н.Белякова, Е.И .Жарина. Дети с удовольствием с ними общались , рисовали и изготавливали для них подарки ,устраивали для них концерты. Цель этих встреч –это передача духовного богатства и жизненного опыта от старшего поколения к младшему. После таких встреч дети понимают , что одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту.(слайды 13-15).

 Прослушали рассказ об  экспозиции «Идет война народная», «Им было столько на земле обещано»-о воинах ,ветеранах боевых действий. Надо было видеть, как дети  бережно и трепетно передавали из рук в руки пилотку старшего лейтенанта Алексея Жарина, погибшего в ходе контртеррористической операции в Чечне, примеряли настоящую железную каску солдата. Дети увидели реальные вещи времен войны, письма с фронта- эти пожелтевшие листочки истории, ветхие, но такие дорогие для людей, прослушали  военные песни на стареньком патефоне.(слайды 16-17).

При посещении музея Киквидзенского РОВД дети   познакомились с этапами развития милиции, посмотрели какую форму носили милиционеры 40 годов,  какое у них было оружие ,каким транспортом пользовались .Сравнили форму и оружие с сегодняшними средствами полицейских , примерили бронежилет ,прочувствовали его тяжесть, пришли к выводу , что полицейский должен быть сильным ,ловким , изобретательным , метким.(Слайд 18).

Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих родных , близких и друзей. Так появилась «Мастерская радости». Полочка красоты ! Полочка эта не простая , а волшебная! Время от времени появляются на ней очень красивые предметы ( подарки народных умельцев) и исчезают. Кто первый из детей заметит на этой полочке новое , тот получает право первым рассмотреть этот предмет и рассказать о нем.(Слайд 19).

В группе оформлен уголок патриотического воспитания «Милый сердцу уголок». Изготовил его народный умелец А.В.Иншин. В нем находятся иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки «Узнай меня , я рядом», «Красная Книга»», «Азбука маленького россиянина»,»Стихи местных поэтов».

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, я подводила детей к пониманию, что наша станица-частица большой России, также ,как и везде, во всех уголках и городах много общего:

- люди трудятся для всех,

-везде сохраняют  традиции,

-берегут природу, родную землю.

В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, учитывала их психологические  особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления.

Невозможно привить детям любовь к родной земле ,не познакомив с её природными богатствами.

В общении с природой формируются лучшие качества  маленького человека : привязанность к родным местам  , чуткость, отзывчивость , сострадание.( Слайд 20-21).

 С красотой  малой Родины знакомлю детей на занятиях познавательного характера, на экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, на лугу, у реки, в березовой роще.(Слайды 22-23).

 Уделяю внимание природоохранному вопросу. Знакомлю детей с растительным и животным миром малой Родины.  Приучаю детей беречь природу. В подготовительной группе был собран богатейший природный материал : гербарии  разнотравья луга, леса, коллекции почв, камней. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают животных и птиц.

В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов (Приложение 8)., к участию в реализации проектов совместно с детьми.

Родители очень увлеклись сбором информации  и активно оказывали помощь. Родители Тимура Рамазанова , живущие на улице Попова , предоставили папку о земляке ,Герое Советского Союза В.С.Попове; сам Тимур очень увлеченно  рассказал ребятам о военных подвигах героя. Потом эти впечатления отразились в сюжетно-ролевых играх детей.(слайды 24-25)

Родители Саши Драгунова  собрали информацию о том , что в годы войны у нас в станице  в здании школы был госпиталь, где лечили раненых бойцов.

Родители Димы Бобровского предоставили материалы об известном  писателе-земляке Н.В.Сухове , в честь которого названа одна из улиц нашей станицы. Очень ценными и поистине историческими были фотографии , предоставленные бабушками и дедушками воспитанников. Так у нас появился альбом «Старинный образ станицы Преображенской». (Приложение 18).

 Каждому из нас мила родная сторона. Родная земля –как родная мать :добрая, щедрая, мудрая и бескорыстно любящая.( слайд 26).

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.

Сейчас я работаю во 2 младшей группе. Родители моих воспитанников –люди молодые. И невооруженным взглядом видно , что во многих семьях наблюдается ослабление связей между родителями и детьми.

Это ведёт к потере традиций , которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. В беседах  на вопрос «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали , что таковых нет.

Приступая к составлению проекта «Семейные традиции» задумалась, как построить совместную работу с родителями , чтобы наши дети выросли не «Иванами , не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Семья-это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной  целью приходят житейские бури и неурядицы , они ничего не смогут сделать , пока все мы будем хранителями своего семейного архива , своих семейных традиций.

Задачи проекта:

-Сплотить детей , педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций.

-Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных и народных традиций.

-Воспитывать уважение к членам свой семьи , бережно относиться к своим реликвиям и обычаям.

Особенностью данного проекта является то , что он может осуществляться только в тесном контакте с родителями.

  Была проведена огромная плодотворная работа : это и анкетирование родителей «Знаете ли Вы русские праздники , обычаи, традиции?», и консультации для них «Народные праздники», «Сказка, рассказанная на ночь», «День рожденья- только раз в году», «Что такое семейные традиции?», и родительское  собрание «Всему начало –отчий дом» (Приложение 19).(Слайд 27)

Изготовлены папки-передвижки «Наши добрые дела», каждой семьей генеалогические древа.

Была проведена фотовыставка «Я и моя семья», проведены акции «Поговори со мною, мама» ,»Бабушкина сказка».Также были проведены занятия познавательного характера «Моя семья», «Наши имена», «Моя любимая мама».( Слайды 28-29).

Были проведены развлечения с мамами «Хорошо рядом с мамой»,

 с бабушками «Масленица удалая», с папами «Папы всякие важны», семейные «Вся семья вместе, так и душа на месте» (Приложение 8).

Предлагаю посмотреть видеозапись семейного праздника.

Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи - играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. (слайды 30-32).

В течение года родители вместе с детьми совершили полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Это участие в субботниках, в посадке цветов, в обустройстве участка для прогулок.

 В ходе реализации проекта мы разучивали с детьми и родителями народные песни , танцы, хороводы, народные игры, много читали художественной литературы, русского фольклора, произведения местных поэтов. Очень увлеченно играли в сюжетно-ролевые игры «Семья»,»Дочки-матери». Все свои впечатления дети отражали в рисунках, аппликациях ,лепке и играх, беседах.

Были проведены конкурсы  среди родителей «Наша дружная семья»,

среди бабушек «Секреты бабушкиного сундука».(Слайд 33).

Создали мини-музей «Семейные реликвии».

Глядя на бесценные экспонаты , семейные реликвии , бережно хранящиеся в семьях и вверенные детскому саду , родители задумались об истории своих семей , о ценности и значимости сохранения тех вещей , которые кажутся ненужным хламом.

Я думаю , что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи –это история человека , истории семьи, история Отечества.

Я  уверена, что выбранное мною направление перспективно , что патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье , с приобщения к традициям.

А ведь какое приятное дело- ждать Дня Рождения , субботнего похода в парк и в лес, или просто вечернего чаепития всей семьей , маминой сказки на ночь , всех этих чудесных событий , без которых невозможно ощутить себя одной семьей , такой веселой, дружной и счастливой.

А сейчас я приглашу своих воспитанников и родителей – бесценных помощников и друзей. Они прочтут стихи и споют песню в качестве музыкального подарка гостям.

Выступления детей с родителями.

И  польза, и удовольствие , полученное всеми участниками проекта , вызвали искреннее желание продолжить сотрудничать в новых проектах , чтобы семьи стали особым государством , чтобы детство малышей было намного богаче.

Таким образом, работая по теме «Моя семья», я стараюсь сформировать у детей первоначальное представление о семье, с одной стороны воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, чтобы они принимали активное участие в деятельности детского сада.(Слайд 34).

Во все времена в обществе возникает необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа , к его вековым корням , к таким вечным понятиям , как род, родство ,Родина.

«Знать- значит любить «-гласит русская поговорка. Поэтому знакомить детей с малой Родиной надо начинать в дошкольном возрасте . Эти знания , а значит и чувство гордости  за родную землю , за земляков, живущих рядом помогут ребенку правильно распоряжаться , владеть , сохранять и приумножать наследие, полученное от потомков.

5.Результативность работы.

   Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края малой Родины.

Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея.

Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать посетив музей.

    Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о станице повысился (приложение 20 ).

 В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей , живущих рядом.

    Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к станице, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю малой родины, любознательность.

 У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

 В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

    Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Дети с желанием и радостью знакомятся с нашей станицей , а это значит , что они уже любят свою малую Родину , и есть надежда , что повзрослев , они будут настоящими патриотами своего Отечества.

Раздел III

СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.

1. Теоретико-практические основы опыта

   В основу опыта легли концепция дошкольного воспитания, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Т.И.Оверчук, Е.И Шаламовой,  Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой.

2. Условия эффективности опыта

- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 10 часовым пребыванием, функционирует 7 групп.

- Средняя наполняемость в группе – 20 детей в возрасте 6-7 лет, 3-4 лет.

- Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста,  младшего дошкольного возраста, группа оснащена всем необходимым материалом, указанным в приложениях.

- Наличие краеведческого музея в непосредственной близости от детского сада.

- Образование воспитателя – среднее профессиональное.

3. Перспективы и возможности использования опыта

    Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителями  дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2 . Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. –«Мозаика-Синтез», 2008. – 85 с.

3.Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . - «Мозаика-Синтез»,  2008. – 165 с.

4. Рожко Л.И., Яровая Л.В. Патриотическое воспитание дошкольников.  /Л.И.Рожко. - Волгоград. Учебный год.  2008.  - №4. – с.13 – 22.

5.Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – .

6. Тюрикова А.Н. Сотрудничество детского сада с семьей по гражданскому образованию дошкольников. / А.Н.Тюрикова. -Волгоград. Учебный год. 2008.- №3.– с.24-27.

Приложения:

  • Приложение №1 «Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малой Родиной-станицей Преображенской»;
  • Приложение №2 «Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной –станицей Преображенской»;
  • Приложение №3 Проект «Народные умельцы Земли Киквидзенской» ;
  • Приложение №4 Проект «Они приняли присягу и были ей верны»;
  • Приложение №5 Проект «Семейные традиции»;
  • Приложение №6 Встреча с народным мастером резьбы по дереву;
  • Приложение № 7 Турпоход на р.Бузулук;
  • Приложение № 8 Развлечение « Вся семья вместе, так и душа на месте»;
  • Приложение № 9 Стихи местных поэтов;
  • Приложение № 10 Фотоматериалы;
  • Приложение № 11 Конспект занятия в подготовительной группе «Моя Родина»;
  • Приложение № 12 Конспект целевой  прогулки в подготовительной группе «Улица, на которой стоит наш детский сад»;
  • Приложение № 13 Конспект экскурсии в краеведческий музей в старшей группе;
  • Приложение № 14 Альбом «Милый сердцу уголок»;
  • Приложение № 15 Конспект занятия в подготовительной группе « Красная Книга»;
  • Приложение № 16 Конспект беседы в старшей группе «Моя малая Родина»;
  • Приложение №17 Анкета для родителей «Воспитание патриотического самосознания в семье»;
  • Приложение № 18 Альбом «Старинный образ станицы Преображенской»;
  • Приложение № 19 Родительское собрание «Всему начало-отчий дом»;
  • Приложение № 20 Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы по теме «Малая Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...