Формирование основ экологической культуры в ДОУ
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Швецова Ирина Петровна

Формирование основ экологической культуры в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_kultura_v_dou.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

       ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                В УСЛОВИЯХ ДОУ.

В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило

возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна

из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим

тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается

во всех цивилизованных странах , а в России эта идея закреплена законода-

тельно ( Федеральный закон «Об охране окружающей среды») Согласно за-

кону , главной целью экологического образования является формирование

экологической культуры , под которой понимается совокупность экологичес-

кого сознания , экологических чувств и экологической деятельности .

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс  обучения ,

воспитания и развития личности на протяжении всей жизни .

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности , сензетив-

ный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошколь-

ном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Состав-

ные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе

и их экологическая направленность . Главной целью экологического воспита-

ния дошкольников является  воспитание гуманного , то есть осознанно пра-

вильного ответственного отношения к природе , воспитание человечности

и доброты. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от

условий его организации в практике ДОУ.

Работа в этом направлении делится на 3 блока:

Работа с детьми:

- создание эколого – развивающей среды;

Это создание реальных условий для общения и взаимодействия  ребенка-

дошкольника с живой и неживой природой , это такая организация прост-

ранства жизнедеятельности детей , когда для воспитателя существует хоро-

шая возможность проведения различных видов деятельностей , насыщенных

экологическим содержанием .Очень важны 2 аспекта : экологически прави-

льная организация зеленой зоны детского сада , грамотное ( в соответствии

с биологическими потребностями ) содержание всех живых существ и интен-

сивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью

получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей.

Управление использованием обогащенной эколого –развивающей среды

будет эффективным лишь в том случае , если вслед за созданием того или

другого  « экологического пространства» разрабатывается локальная мето-

дика его включения в общий эколого – педагогический процесс , в техноло-

гию каждой возрастной группы.    

- занятия по экологии ( с раннего возраста)

- экскурсии и походы , практическая  деятельность в природе;

- опытническо – эксперементальная деятельность ( с раннего возраста)

- кружки и факультативы с природоведческой тематикой ;

- природоохранные акции;

- экологические праздники и развлечения ;

- спектакли на экологические темы;

Работа с педагогами :

- создание экологически комфортной среды ;

- повышение уровня экологической культуры ( педсоветы , семинары,

                                                                                   консультации )

Повышение эколого- педагогической квалификации воспитателей – очень

важный аспект управления экологическим образованием в детском саду.

Ведущую роль в этом вопросе выполняет систематическое проведение руко-

водителем научного проекта семинара- практикума , участие в котором

позволяет воспитателям овладеть методикой экологического воспитания  и

совершенствоваться в реализации технологий.

- участие в конференциях , конкурсах мастерства.

Работа с родителями воспитанников :

- просветительство ( родительские  собрания , консультации , наглядно –

текстовая информация ) ;

- вовлечение в образовательно- воспитательный процесс ( совместные праз-

дники и досуги , походы и экскурсии  , труд в природе );

- участие в выставках , конкурсах , ярмарках.

Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и про-

блематичен , поскольку зависит не только от содержания экологического

воспитания в детском саду ,но и от реальной жизненной обстановки .

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей , система

работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном напра-

влении , поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия

 с природой , приобщает к активной деятельности , показывает пример от-

ношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для органи-

зации работы по экологическому воспитанию детей необходимо привлекать

родителей. Родители воспитанников активно включаются в экологическое

образование – участвуют в выставках поделок из природного и бросового

материала , совместных походах и экскурсиях , очистке и озеленении тер-

ритории детского сада.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду

развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии , помогает

освоить эталоны экологической культуры , что в конечном итоге формирует

экологическое сознание , в основу которого положен принцип единства

человека и природы.Кроме того , экологическое воспитание детей дош-

кольного возраста является основой для других направлений в воспита-

тельном процессе , таких как нравственное воспитание , патриотическое,

эстетическое и трудовое.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....