Главные вкладки

    Формирование основ экологической культуры в ДОУ
    методическая разработка (окружающий мир) по теме

    Швецова Ирина Петровна

    Формирование основ экологической культуры в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskaya_kultura_v_dou.docx19.04 КБ

    Предварительный просмотр:

           ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                    В УСЛОВИЯХ ДОУ.

    В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило

    возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна

    из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим

    тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается

    во всех цивилизованных странах , а в России эта идея закреплена законода-

    тельно ( Федеральный закон «Об охране окружающей среды») Согласно за-

    кону , главной целью экологического образования является формирование

    экологической культуры , под которой понимается совокупность экологичес-

    кого сознания , экологических чувств и экологической деятельности .

    Экологическое образование предполагает непрерывный процесс  обучения ,

    воспитания и развития личности на протяжении всей жизни .

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности , сензетив-

    ный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошколь-

    ном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Состав-

    ные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе

    и их экологическая направленность . Главной целью экологического воспита-

    ния дошкольников является  воспитание гуманного , то есть осознанно пра-

    вильного ответственного отношения к природе , воспитание человечности

    и доброты. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от

    условий его организации в практике ДОУ.

    Работа в этом направлении делится на 3 блока:

    Работа с детьми:

    - создание эколого – развивающей среды;

    Это создание реальных условий для общения и взаимодействия  ребенка-

    дошкольника с живой и неживой природой , это такая организация прост-

    ранства жизнедеятельности детей , когда для воспитателя существует хоро-

    шая возможность проведения различных видов деятельностей , насыщенных

    экологическим содержанием .Очень важны 2 аспекта : экологически прави-

    льная организация зеленой зоны детского сада , грамотное ( в соответствии

    с биологическими потребностями ) содержание всех живых существ и интен-

    сивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью

    получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей.

    Управление использованием обогащенной эколого –развивающей среды

    будет эффективным лишь в том случае , если вслед за созданием того или

    другого  « экологического пространства» разрабатывается локальная мето-

    дика его включения в общий эколого – педагогический процесс , в техноло-

    гию каждой возрастной группы.    

    - занятия по экологии ( с раннего возраста)

    - экскурсии и походы , практическая  деятельность в природе;

    - опытническо – эксперементальная деятельность ( с раннего возраста)

    - кружки и факультативы с природоведческой тематикой ;

    - природоохранные акции;

    - экологические праздники и развлечения ;

    - спектакли на экологические темы;

    Работа с педагогами :

    - создание экологически комфортной среды ;

    - повышение уровня экологической культуры ( педсоветы , семинары,

                                                                                       консультации )

    Повышение эколого- педагогической квалификации воспитателей – очень

    важный аспект управления экологическим образованием в детском саду.

    Ведущую роль в этом вопросе выполняет систематическое проведение руко-

    водителем научного проекта семинара- практикума , участие в котором

    позволяет воспитателям овладеть методикой экологического воспитания  и

    совершенствоваться в реализации технологий.

    - участие в конференциях , конкурсах мастерства.

    Работа с родителями воспитанников :

    - просветительство ( родительские  собрания , консультации , наглядно –

    текстовая информация ) ;

    - вовлечение в образовательно- воспитательный процесс ( совместные праз-

    дники и досуги , походы и экскурсии  , труд в природе );

    - участие в выставках , конкурсах , ярмарках.

    Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и про-

    блематичен , поскольку зависит не только от содержания экологического

    воспитания в детском саду ,но и от реальной жизненной обстановки .

    Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей , система

    работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном напра-

    влении , поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия

     с природой , приобщает к активной деятельности , показывает пример от-

    ношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для органи-

    зации работы по экологическому воспитанию детей необходимо привлекать

    родителей. Родители воспитанников активно включаются в экологическое

    образование – участвуют в выставках поделок из природного и бросового

    материала , совместных походах и экскурсиях , очистке и озеленении тер-

    ритории детского сада.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

    Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду

    развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии , помогает

    освоить эталоны экологической культуры , что в конечном итоге формирует

    экологическое сознание , в основу которого положен принцип единства

    человека и природы.Кроме того , экологическое воспитание детей дош-

    кольного возраста является основой для других направлений в воспита-

    тельном процессе , таких как нравственное воспитание , патриотическое,

    эстетическое и трудовое.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"

    Презентация "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"  для педагогов ДОУ...

    Интегративный подход при формировании основ экологической культуры дошкольника»

    Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения сме...

    « Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

    Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...