Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (экология-аппликация) в подготовительной группе «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Голубева Елена Анатольевна

В занятии расширяется знание о птицах:зимующих, кочующих, перелетных. Проводится опыт с пером птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_ptitsy.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

                Непосредственно образовательная деятельность «Познание»                

                        (экология-аппликация) в подготовительной группе

                                                     «Птицы»

                                                                                    Подготовила: Голубева Е.А.

Цель:

        -уточнить и расширить представление о птицах;

        - уметь классифицировать птиц на перелётные, зимующие, и домашние;

        - воспитывать бережное отношение к птицам;

        - формировать обобщённое представление о домашних, зимующих, и перелётных птицах;

        -  формировать представление о пользе птиц;

        - развивать воображение, умение сравнивать;

        - воспитывать взаимопомощь, доброжелательность;

        - научить различать птиц по внешнему виду, издаваемым звуком и следам.

Предварительная работа:

        Рассматривание иллюстраций зимующих, перелётных, домашних птиц; наблюдение за птицами на участке; чтение художественной литературы о птицах; дидактические игры «Чей след?», «Что я за птица?», «Чей домик?»; рисование «снегирь», аппликация «птицы на кормушке»; прослушивание грамзаписи «голоса птиц».

Оборудование:

Иллюстрации птиц, разновидность жилища птиц , д\и «Кто где живет», «Чей след?», «Кто появляется из яйца?», коллекция разновидностей яиц, вареное яйцо,  перья птиц, для опыта: масло, перо из бумаги, ёмкость с водой; для аппликации:  клей, кисть, скорлупа, тряпочка; грамзапись голоса птиц.


Ход занятия:

Воспитатель: (звучит музыка птиц, дети заходят в зал)

Ребята, сегодня я вас приглашаю в лес. Посмотрите сёли там в порядке. Поглядите как красиво в лесу, птицы на деревьях сидят. (останавливается около волшебного дерева). Ой, а это дерево наверное волшебное, сколько птиц на нём интересных. Но  что – то здесь не так, что лишнее?

Дети: Здесь не только птицы.

Воспитатель: Как не только птицы? Скажите – ка, что есть у птиц?

Дети: голова, туловище, хвост, крылья, лапы, глаза, клюв.

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Лишний – самолёт

Воспитатель: Почему? Ведь он летает, у него есть хвост, крылья.

Дети: Это воздушный транспорт. Он сделан из железа. Его сделал человек. (самолёт убирает с дерева)

Воспитатель: Что ещё лишнее?

Дети: Лишняя стрекоза.

Воспитатель: Почему? У неё есть крылья

Дети: Это насекомое (убирает стрекозу)

Воспитатель: Что ещё лишнее?

Дети: Лишняя белка.

Воспитатель: Почему? Ведь у неё есть хвост.

Дети: Белка – это дикое животное. (убирает белку)

Воспитатель: Теперь на дереве остались только птицы. А вот еще под деревом кто – то есть. Назовите их? (курица, гусь, утка, индюк). А какие это птицы?

Дети: Домашние.

Воспитатель: почему они так называются?

Дети: Живут с человеком, он о них заботится.

Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть в игру «Что я за птица» (дети в 3 колонны разбирают птиц 1 команда – домашние, 2 команда – перелётные, 3 команда - зимующие)

Молодцы! (дети садятся на места)

Воспитатель: Ребята , а скажите мне, все ли птицы одинаковые?

Дети: Нет. Есть большие, есть средние, есть маленькие.

Воспитатель: Назовите, каких знаете больших птиц?

Дети: страус, цапля, аист, журавль, ястреб…..

Воспитатель: Назовите маленьких птиц.

Дети: Воробей, перепёлка, колибри, синица, соловей, дрозд, трясогузка….

Воспитатель: Назовите птиц среднего размера.

Дети: курица, гусь, утка, индюк, ворона, кукушка, лебедь…

Воспитатель: Чем ещё отличаются друг от друга кроме размера?

Дети: цветом перьев (опереньем)

Воспитатель: Верно! Посмотрите (показ иллюстраций)  это кто ? (Иволга) какая она цветом (желтая). А это что за птица? (Галка), какого она цвета? (черная) и так несколько птиц…

Воспитатель: А яйца у птиц одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно! Птицы разного размера и разного и цвета, и яйца у них разные. Посмотрите (показ различных яиц)

А вы любите яйца?

Дети: Да


Воспитатель: А из чего состоит яйцо, давайте рассмотрим( варёное яйцо сваренное в крутую и разрезано пополам).

Дети: Белок, желток, скорлупа.

Воспитатель: А из чего вылупляются птенцы?

Дети: Из яйца.

Воспитатель: А где находятся яйца до появления птенцов?

Дети: В гнезде.

Воспитатель: А гнёзда у птиц одинаковые?

Дети: Нет!

Воспитатель: (идёт к дереву на котором разные гнёзда) Давайте их рассмотрим, гнездо на ветке это гнездо вороны, это домик – скворечник – для скворца, это гнездо аиста, в камышах лебедя.

Предлагаю вам поиграть в игру «Посади птицу в гнездо»

Молодцы! Ребята ,а можно узнать птицу не видя её?

Дети: Можно!

Воспитатель: Как?

Дети: По голосу, по следам.

Воспитатель: А у меня тут какие – то следы, как вы  думаете, чьи они? (Показ различных следов)

Дети отгадывают, чьи следы.

Воспитатель:  А теперь послушайте и скажите, какая это птица.

Игра «Угадай, чей голосок» (грамзапись)

Воспитатель:  Молодцы! Вы сказали, что птенцы вылупляются из яиц. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. У одной команды должен получиться цыпленок ,а у другой утёнок. Игра «От яйца до птенца»

Воспитатель: У вас –цыплёнок, а у вас гусёнок.

Они похожи? Чем различаются?

Дети: Они похожи – есть голова, туловище, клюв, два крыла, лапки

А отличаются лапками, у гусёнка на лапках перепонки

Воспитатель: Верно! В народе у гуся есть такая поговорка: «Вышел сухим как гусь из воды»  Почему  так говорят, давайте проверим, так ли это?

Опыт с перьями:

Возьмите в руки куриное перо. Давайте его рассмотрим. Какое оно тяжёлое или лёгкое? Какое оно твердое или мягкое? А теперь опустите его в емкость с водой. Какое стало перо, что произошло (оно намочилось). Положите перо на поднос. Скажите, какая птица подарила вам перо? (курица) А курица это какая птица, где она живет? (домашняя, в курятнике) А вот у меня другое перо. Это перо как вы думаете чьё? (гусиное), Это водоплавающая птица живет около водоёмов. Смотрите, я опускаю перо в ёмкость с водой, вытаскиваю, а с него вода скатывается, и перо осталось сухим. Знаете почему? Это потому, что у водоплавающих птиц есть специальная железа, жиром которым гуси при помощи клюва перья и остаются сухими. Давайте, убедимся так это или нет. Возьмите перо(вырезанное из бумаги), намажьте его маслом (кисточкой), а теперь опустите его в воду, поднимите. Что происходит? (вода скатывается, перо не намокло)

Значит, верно, жир не дает перьям намокать в воде.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы людям?

Дети: уничтожают насекомых, уничтожают личинки, лечат деревья, красиво поют, дают мясо, яйцо, из пуха шьют тёплую одежду, подушки, одеяла

Воспитатель: Вы много рассказали о пользе птиц, а я хочу вам показать , что можно сделать и скорлупы. (показ работ из скорлупы).

 А теперь предлагаю сделать поделку из скорлупа. (Нарисованы цыплята и гусята, появившиеся из яйца, надо наклеить скорлупу от яйца)

Итог: Ребята давайте посмотрим, какие у нас получились птенцы. Что вам понравилось в нашем путешествии.  Что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность. Познание(РЭМП). «С математикой в космический полет» (Подготовительная группа)

Непосредственная образовательная деятельность. Познание(РЭМП).«С математикой в космический полет»(Подготовительная группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» «Математическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Космическое путешествие» (с использованием компьютера)

Закрепление математических знаний и умений детей, используя сюжет космического путешествия.  Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"

Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Птицы»

Программные задачи:Образовательные: Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги. Пополнить и активизировать словарь. Закреплять зн...