Эксперименты в жизни дошкольников
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Панькова Наталья Александровна

Консультация для педагогов  о использовании экспериментирования в дошкльном возрасте. Связь экспериментирования с другими образовательными областями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igr.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игр – экспериментов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось раньше. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В образовательной деятельности дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерностей. Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создается субъективно – новый продукт. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям  используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование».

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями и умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе экспериментирования и её достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и практической деятельностью.

Работая по программе «Развитие+», изучая новинки методической литературы, нами был сделан вывод, что экспериментирование является важным средством интеллектуального развития. Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что для них характерно наглядно – действенное мышление, а экспериментирование , как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Рассказывать об экспериментах и открытиях своих воспитанников можно рассказывать бесконечно. Экспериментальная деятельность тесно связана со всеми видами деятельности, и в первую очередь с наблюдениями и трудовой деятельностью. Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает условия для экспериментирования.

Очень тесно связано между собой экспериментирование и коммуникативная деятельность. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете, умение четко выразить мысль улучшает качество проводимого опыта.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством двухсторонняя. Чем сильнее развитие творческих способностей ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат опыта.

Литература

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.,2004.
  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.,2003
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников – М.,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...

Картотека опытов и экспериментов для детей-дошкольников.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Предлагаю...

Консультация Тема: «Эксперименты и опыты в жизни дошкольников»

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности детей: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исслелователь...

Эксперимент в жизни ребенка

опыты с детьми в саду и дома...

Долгосрочный эксперимент «Продлим жизнь растению». Для детей 5-6 лет.

Наблюдение влияния отдельных факторов среды на жизнедеятельность растений...

Консультация для родителей "Эксперименты в жизни дошкольника"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти з...