«Экологическое воспитание дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Курбанова Алсу Радисовна

Методобъединение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников». Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._metodobedinenie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №1 «Гузель» с.Бураево» в с.Бураево муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

Методобъединение

на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

(СЛАЙД 1)

 

подготовила:

воспитатель старшей группы

Галимова Алсу Радисовна

2013, Бураево

(СЛАЙД 2) Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. 

(СЛАЙД 3) Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы.

(СЛАЙД 4) Задачи:

 - формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

 - развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

 - формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности.

(СЛАЙД 5-9) В своей работе я использую разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

(СЛАЙД 9) Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску я задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

(СЛАЙД 10) Все результаты наблюдений я с детьми фиксирую в рисунках, поделках, рассказов об увиденном.

В процессе экологического воспитания организую прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:

 - разнообразные наблюдения;

 - дидактические задания;

 - трудовые действия самих детей;

 - подвижные игры и игровые упражнения.

Для того чтобы с пользой провести прогулки я разработала перспективный план наблюдений на прогулках.

 Например, Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

 В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком) организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.

 Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.

(СЛАЙД 11) Чтобы дети знали названия растений, умели определять родовые, видовые понятия (однолетние, многолетние), необходимы различные методы работы. В каждую прогулку включаю наблюдения, за каким либо объектом.

Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь я использую индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. Я предоставляю детям возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.

 Задачи по экологическому воспитанию решаю проводя занятия по экологии.

 (СЛАЙД 12) Проводимые занятия с детьми объединены логической последовательностью и проводятся в разных формах в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности наблюдения и игры и т. д.

 На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают звуки природы и работы у них получаются намного лучше. НОД оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

На территории детского сада установлены кормушки, который круглый год привлекает пернатых и позволяет мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами зимой в его кормушку кладём корм, летом в водопойный желобок наливаем воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке.

 (СЛАЙД 13) Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.

(СЛАЙД 14) Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Планирую и провожу беседы с родителями о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.).

(СЛАЙД 15) Практическая значимость работы в том, что был разработан проект и проведен районный семинар на тему «Белая береза под моим окном».

(СЛАЙД 16) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:

 - наличия базы, создании обстановки, условий для работы по экологическому воспитанию;

 - использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;

 - работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.

 Всё хорошее в людях - из детства!

 Как истоки добра пробудить

 Прикоснуться к природе всем сердцем

 Удивиться, узнать, полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала,

 И росли, как цветы, малыши,

 Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души!

Бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. Поэтому сегодня необходимо формировать нравственную позицию человека по отношению к природе. Это обязывает педагогов сделать всё возможное, чтобы заложить в сознание ребёнка необходимость построения гармоничных взаимоотношений с миром. Процесс формирования культуры природолюбия  должен стать одним из основополагающих в работе с детьми.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...