Конспект непостредственно-образовательной деятельности "Почему всё звучит?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Балакай Оксана Евгеньевна

Данный материал может применён при организации интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_vsyo_zvuchit.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Почему всё звучит?» с детьми среднего дошкольного возраста

Образовательная область: «Познание».
Интеграция областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность».
Возрастная группа: средняя группа.
Тема: «Почему все звучит?». 
Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития тактильной, слуховой чувствительности детей, на основе жизненного опыта детей.
Тип занятия: интегрированное.
Задачи:

1.Образовательная: 
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;

- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр. 

2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать представления о свойствах звука;
- совершенствовать и развивать  коммуникативные навыки ребенка;

3.Воспитательная:
- воспитывать толерантность в общении со сверстниками.   

4. Оздоровительная: 
- использовать  элементы здоровьесберегающих технологий, такие как: двигательная пауза,  самомассаж;
Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, эвристический, поисково – исследовательский, творческий.


Форма организации деятельности: групповая, подгрупповая и индивидуальная.


Средства обучения:
1. Оборудование:
- мольберт;

- магнитофон (музыкальный центр).

2. Наглядный материал:
- иллюстрации;

- линейка металлическая;

- линейка пластмассовая;


3. Раздаточный материал:  
- линейки (деревянные (на каждого ребенка);

- листы бумаги на каждого ребенка;

- стаканчики с натянутой на них резинкой (на каждого ребенка);

- материалы для изготовления шумовых инструментов: пустые баночки с крышкой, крупа фасолевая и семечки.

        
Предварительная работа: 

Беседа о том, какие звуки дети слышат каждый день в детском саду, дома, на улице; слушание музыки; беседа о музыкальных и шумовых звуках.

Ход занятия:


В-ль: Доброе утро, ребята! Скажите, пожалуйста, слушает ли вы то, что происходит вокруг? Вам нравится слушать и слышать? Тогда сегодня я приглашаю вас в удивительную страну – страну ЗВУКОВ.

В страну, где все звучит,

Где звуки обитают,

Где даже малыши

Всё, всё о звуках знают

В вашем садике, на улице живут разные звуки. Послушаем их сейчас. Что вы услышали? Вспомните, что вы слышали, когда шли сегодня в детский сад. (проезжала машина, чирикали воробьи, кричали ребята, хрустел под ногами снег, дул ветер и т.д.). Знаете ли вы, как появляются звуки?

Как вы думаете, может ли звучать линейка?  Предлагаю взять свою линейку, со стола в руку и поднять ее вверх. Звучит? Я подскажу, что нужно делать, чтобы она зазвучала. Положите линейку на стол так, как я. Прижмите один конец к столу. Держите покрепче, чтобы не убежал. Свободный конец нажмите и быстро отпустите. Что вы слышите?  (она запела, зазвучала, появился звук). Правильно. Но что происходит с линейкой, когда она звучит? (линейка дрожит, движется, колеблется). Положите свои линейки.

Усложнение.

Посмотрите. У меня в руках линейки из разных материалов – деревянная и пластмассовая. Как вы думаете, одинаково ли они звучат? (одинаково, по - разному, не знаем). Что нужно сделать, чтобы проверить это? Послушайте. как звучит деревянная линейка. А теперь послушайте пластмассовую линейку. Что можно сказать о их звуках? (Линейки звучат по - разному). Значит, как звучат предметы из разных материалов? (Предметы из разных материалов звучат по -  разному). .

В-ль: А это не простой стаканчик. Посмотрите внимательно. Что в нем необычного? (На стаканчике резинка). Подергайте резинку. Что произошло? (Появился звук). Как появился звук? Что происходило с резинкой, когда она звучала? (Резинка двигалась, вибрировала, дрожала, колебалась). Поставьте стаканчики на край стола. Встаньте около стола, возьмите лист бумаги в правую руку,  подумайте и скажите, что нужно сделать, чтобы бумага зазвучала? (Покачать ее, заставить двигаться, колебаться). Поэкспериментируйте с листом бумаги. Почему появился звук? (Бумага двигалась, дрожала, колебалась). Положите лист.

В-ль: Какие бывают звуки? (Звуки бывают музыкальные, и немузыкальные)., Как по - другому можно назвать немузыкальные звуки? (Шумовые).

Я как раз знаю интересную песенку о звуках. Предлагаю выйти из-за столов ко мне и подвигаться. Повторяйте движения за мной.

Динамическая пауза – самомассаж:        

В доме моем тишина,          - Делают над головой крышу из ладоней,                       прикладывают, указательный палец к губам.                                 

В доме моем я одна,           - Делают над головой крышу из ладоней, разводят руки в стороны.

Только слышно шуршунчики шуршат,        - дети растирают ладошки,                         Только слышно шуршунчики шуршат,                ноги, ушки, плечи.

Шуршунчики шуршат…

В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно стукунчики стучат,                 - дети стучат кулаком о кулак,

Только слышно стукунчики стучат,                   кулачками по ногам, по плечам.

Стукунчики стучат …

В-ль: Присаживайтесь, ребята!

А что такое оркестр? (Звучат вместе много инструментов. По – другому - звуков). Предлагаю сделать шумовой оркестр своими руками. Отправимся в мастерскую. Заполним большие баночки фасолью, а маленькие - семечками.

Кто закончил, вставайте в полукруг – справа от меня баночки с фасолью, слева – баночки с семечками.

Подниму красный флажок, играют баночки с фасолью, синий – с семечками. Лариса, какие баночки играют, когда поднят красный флажок?  Лена, когда играют баночки с семечками?

Играем ритмично, под музыку.

Наш оркестр не простой,

Наш оркестр шумовой…

Свободнее вставайте,

В оркестре заиграйте!

В-ль: Что нового вы узнали сегодня о звуках? …Вот и подошло к концу наше занятие. Продолжите свои опыты дома и расскажите завтра о них всем ребятам. До свидания!

Список литературы:

  1. Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с. : ил. – Библиогр.: с. 203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"

В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...

Конспект непостредственно-образовательной деятельности во II-младшей группе "Баранки и крендельки" (лепка)

Комплексное развитие детей средствами интеграции следующих видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, трудовой....

Конспект организации интегрированной непостредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание») по мотивам сказки "Три медведя» во второй младшей группе

Конспект НОД для детей второй младшей группы разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Интегрируется пять образовательных областей. Целью НОД является: закрепление знания содержания сказки "Три м...

Непостредственно образовательная деятельность

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей о строительстве и строительных профессиях.Учить образовывать названия строительных профессий от слов – названий транспорта;- Развитие мелкой мот...

Непостредственно образовательная деятельность

Конспект занятия "Страна правил дорожного движения"...

Конспект непостредственной образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие с цифрами"

Конспект разработан с целью создания условий, для закрепления порядкового счета до 10. Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой....