ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кайшева Наталья Ивановна

методический доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

                                                      К. Д. Ушинский.

Возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников изучены пока не достаточно. Но точно установлено: экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также в процессе его деятельности в природе.  

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства.

Почему? Во-первых, любовь к природе, бережное к ней отношение, экологически грамотное поведение человека стали залогом выживания человечества на планете Земля. Во-вторых, и это хорошо понимали мудрые наши предки, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к Красоте, Гуманности и Здравому смыслу, которых так порой не хватает.

 В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.

Одним из принципов экологического воспитания является непрерывность. Процесс обучения, воспитания и развития человека в духе экологической ответственности должен проходить на протяжении всей его жизни. Но особую роль в этом процессе занимают детские годы.

Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание именно экологическому воспитанию, пробуждению в детях любви к природе, к окружающему их миру, ко всему живому. Охватывая все возрастные группы- от ясельной до подготовительной к школе, мы проводим циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия. Все дети участвуют в создании и поддержании условий, необходимых для жизни обитателей уголков природы.

 

Развивая технологию экологического воспитания детей ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки, пестушки, помня о том , что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной для ребёнка форме обучать его. Жизнь малышей-  это в первую очередь питание, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с ними мы отбирали колыбельные песни, потешки, пестушки, которые с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.

  Умывая малышей напеваем: ВОДИЧКА, ВОДИЧКА…

Причесывая приговариваем: РАСТИ КОСА ДО ПОЯСА…

Во время кормления показываем игрушечную козу, приговаривая: ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ…

КАК НА НАШЕМ НА ЛУГУ СТОИТ ЧАШКА ТВОРОГУ…

 

На прогулке разыгрываем с детьми потешки: БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ: ТОП,ТОП…

-НОЖКИ, НОЖКИ  КУДА ВЫ БЕЖИТЕ?

-ВО ЛЕСК ВО БОРОК –

ГРИБЫ ЯГОДЫ СОБИРАТЬ,

НАШИХ ДЕТОК УГОЩАТЬ.

Сначала детям непривычно слышать проговаривание потешек. Иногда они даже протестовали: «не говорите, не надо!». И лишь спустя некоторое время привыкли к ним и начали повторять их за нами.

К сожалению в нынешнее время не свойственно использовать фольклор в повседневной жизни, поэтому мы провели консультации для родителей, раздали тексты потешек, песен, чтобы они могли использовать их дома.

Важно отметить: потешки, пестушки, колыбельные – явления семейной народной педагогики, поэтому как правило, они обращены к одному ребёнку, а в д/с мы работаем с группой детей, поэтому в некоторые потешки мы ввели обращение к группе.

АЙ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, ЛАДЫ,

НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ.

ЧИСТО УМЫВАЕМСЯ,

ДЕТКАМ УЛЫБАЕМСЯ.

УМНИЦЫ, ДЕТКИ,

ЕШЬТЕ КАШКА СЛАДЕНЬКУ-

ВКУСНУЮ, ДУШИСТУЮ,МЯГКУЮ, ПУШИСТУЮ.

ПРИЛЕТЕЛИ ПТАШЕЧКИ,

ПРИНЕСЛИ ДЕТКАМ РУБАШЕЧКИ, РУБАШЕЧКИ ЦАПЛИ СШИЛИ,

ЛЯГУШКИ ПУГОВКИ ПРИШИЛИ.

БАЮ, БАЮ, БАЮ, ЖИВЁТ МЕЛЬНИК НА КРАЮ,

ОН НЕ БЕДЕН, НЕ БОГАТ- У НЕГО ПОЛНО РЕБЯТ.

ВСЕ ПО ЛАВОЧКАМ СИДЯТ , КАШУ МАСЛЕНУ ЕДЯТ.

ЛАВКА КРАШЕНА, КАША МАСЛЕНА ,СЕРДЦЕ БЬЁТСЯ,

РОТ СМЕЁТСЯ, ДУША РАДУЕТСЯ.

Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения и т. д. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, ме проговариваем потешку: СОЛНЫШКО- ВЁДРЫШКО! ВЗОЙДИ ПОСКОРЕЙ, ОСВЕТИ ОБОГРЕЙ,

ТЕЛЯТ ДА ЯГНЯТ, ЕЩЁ МАЛЕНЬКИХ РЕБЯТ!

ДОЖДИК- ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬМАЛЫХ ДЕТУШЕК МОЧИТЬ!

РАДУГА- ДУГА , НЕ ДАВАЙ ДОЖДЯ, ДАВАЙ СОЛНЫШКА КОЛОКОЛНЫШКА!

А КАК ПЕТЯ - ПЕТУШОК РАННИМ- РАНО ПО УТРУ НАМ СПОЁТ КУ-КА-РЕ-КУ!

ТРАВКА-МУРАВКА СО СНА ПОДНЯЛАСЬ, ПТИЦА-СИНИЦА ЗА ЗЕРНО ВЗЯЛАСЬ,

ЗАЙКА-ЗА КАПУСТКУ, МЫШКА-ЗА КОРКУ, ДЕТКИ ЗА МОЛОЧКО.

Ещё одна особенность фольклорного материала- ритмичность, насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с нами.

В работе мы ориентировались на уровень развития детей, стараясь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приёмы, соответствующие ему.

Используя потешки в младшей группе, мы обучали детей ритмичному бегу, прыжкам другим движениям. В игре «Волк и козлята» ребята сначала, как козлята, щипали травку, а когда просыпался волк, прятались или убегали. Хочу отметить, что когда мы сначала действовали вместе с детьми, увлекая их, они быстрее включались в игру.

Результаты свидетельствуют: использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными ( «Котя- коток», « Киска, киска, киска, брысь!» , « Наши уточки: кря-кря- кря!», « Идёт коза рогатая», « Как у нашего кота» ).

На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребёнка, который легче устанавливается с помощью таких жанров русского фольклора, как колыбельная, потешка, пестушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Дидактические игры как средство экологического воспитания младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическо...