Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в Арктику"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с природой и климатом Арктики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_arktiku.docx512.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №12 г.о.Самара

Конспект открытого занятия по экологии

в подготовительной группе №11

подготовила и провела воспитатель Соколова Н.Н.

  1. учебный год

Цель: Закреплять знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

  1. Познакомить детей с :
  • месторасположение  /на Северном полюсе/;
  • рельеф /ледяная пустыня, голые скалы и каменистые россыпи на побережье/;
  • климат /холод, вечная мерзлота, снег, лед, сильные ветры/;
  • радиационный режим  /значение Солнца для этой области/;
  • сезонные явления и временные промежутки /продолжительность дня и ночи, времен года/;
  • особенности растительного и животного мира /как приспосабливаются к факторам внешней среды/;
  • влияние человека на природу ледяной зоны /метеорологические прогнозы, наблюдения фенологов, поиск полезных ископаемых/.
  1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания при помощи схем и моделей, логических умозаключений:
  • составление моделей, отражающих связь животного и растительного мира Арктики с факторами внешней среды /вода, свет, тепло, почва/;
  • чтение опорных схем суточного и годичного вращения Земли вокруг Солнца, расположения Солнца относительно линии горизонта в разное время года;
  • работа с индивидуальными карточками, отгадывание кроссворда.
  1. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
  2. Прививать интерес к научно-познавательной деятельности на эмоциональном настрое, закладывая основы экологической культуры.

Материал для занятия:

  • фотоиллюстрации с видами Севера;
  • аудиозапись метеорологического прогноза погоды на Северном полюсе;
  • предметная схема суточного вращения Земли вокруг Солнца;
  • предметная схема годичного вращения Земли вокруг Солнца;
  • графическая схема расположения Солнца относительно линии горизонта;
  • глобус, физическая карта;
  • демонстрационные карточки внешних факторов /вода, тепло, свет, почва;
  • индивидуальные карточки с условными обозначениями явлений погоды;
  • перфокарты «Где живут животные?», раздаточные карточки «Кто лишний?»;
  • опорная схема «Взаимосвязь животного мира со средой обитания»;
  • кроссворд.

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя о планете Земля, Северном и Южном полушариях, линии экватора, климате и характерных особенностях на примере рассматривания географической карты и глобуса.
  2. Проведение опытов «Почему бывает день и ночь?», «Как рождается зима и лето?», «Почему перерезанный лед остается целым?»
  3. Чтение художественной и научно-популярной литературы об этом крае.
  4. Самостоятельное составление схем и моделей о природе /на базе средней и старшей группы по разделу «Ознакомление с природой»/.

Ход занятия.

Организационный момент

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вступительная беседа

Воспитатель беседует с детьми с целью выяснения усвоенных ранее знаний и закрепления их.

Фонограмма шума пурги, затемнение комнаты.

Как вы думаете, где мы оказались?

Что вы чувствуете, когда темно и так воет ветер?

Воспитатель предлагает кроссворд с ключевым словом «Арктика»:

1

А

й

с

б

е

р

г

2

м

о

Р

о

з

3

К

а

с

а

т

к

а

4

Т

ю

л

е

н

ь

5

м

И

ш

к

а

6

ч

а

й

К

а

п

у

р

г

А

7

  1. Плавучая льдина.
  2. Он не велик, а стоять не велит.
  3. Северный дельфин. (иллюстрация)
  4.  Мягкий знак проспал весь день,

Укачал его …..(иллюстрация)

  1.   Летом ходит без дороги

  Между сосен и берез,

  А зимой он спит в берлоге.

 От мороза прячет нос.

Назовите ласково это животное.

  1.  Белая птица, над волной резвится.      
  2. Свистели метели,

      Летели снега.

      Стелила постели

      Большая ……

Дети рассказывают о своих ощущениях, высказывают предположения о том, где они оказались.

Уточняют, в какой климатической зоне оказались при помощи кроссворда.

Дети показывают местонахождение Арктики на глобусе и карте. Рассуждают о том, что это ледяная пустыня, голые скалы и каменистые россыпи на побережье.

2

Работа со схемами , закрепление знаний о климатических условиях Арктики

Воспитатель предлагает к обдумыванию фразу «Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда не тающего снега и льда… »

Вопрос воспитателя: «Вы согласны с ним? Обоснуйте и докажите свой ответ. Обратите внимание на схемы суточного и годового движения Земли, расположения Солнца относительно Земли в разное время года, вспомните проведенные опыты» .

Рассказ воспитателя: в пределах ледяной зоны 179 суток длится полярная ночь, темнота которой несколько оживляется мерцанием звезд, вспышками северного сияния и слабым светом луны. Полярная ночь постепенно сменяется полярным днем, продолжительность которого 186 суток. Наступает короткое полярное лето.

Воспитатель предлагает прослушать прогноз метеорологов: «Температура воздуха на северном полюсе – 56 градусов, сохраняется устойчивая сухая погода с пасмурными низкими слоистыми облаками, ветер северный, со скоростью 40 м/с, в ближайшие дни ожидаются осадки в виде снега.»

Задание: на карточках закрыть те  явления погоды, которые диктор не назвал.

Вывод: переданный прогноз погоды указывает на то, ничего живого здесь нет?

Дети на основе схем и опытов делают выводы о том, что это настоящий полюс холода и солнце играет для него исключительную роль: когда оно низко над Землей, то бывает холодно. В Арктике царствуют холод, вечная мерзлота, снег, лед, сильные ветры.

Индивидуальная работа детей по карточкам.

Дети соглашаются или не соглашаются с воспитателем, доказывая свой ответ.

3

Работа со схемой «Все живое»

Воспитатель предлагает уточнить условия внешней среды, влияющие на развитие всего живого /свет, тепло, вода, почва/.

Дети называют эти факторы, устанавливают связь между ними.

4

Физминутка

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой  крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Действия в соответствии со словами стихотворения.

5

Работа по подгруппам

Воспитатель предлагает доказать, работая по подгруппам, что на Севере есть: растения, животные, птицы, человек.

Воспитатель предлагает условные обозначения корней и стебля.

Все ваши рассуждения подтверждают ученые – фенологи – изучают изменения в растительном и животном мире от смены времен года и погодных условий.

Дети работают по подгруппам, составляя модель зависимости растительного и животного мира от факторов внешней среды.

Каждая подгруппа обосновывает построенные модели.

Дети выбирают необходимые, доказывая правильность выбора.

Дети доказывают, что если растительность может развиваться только за короткий летний период, то животных тоже не много, но живут они там и зимой, и летом, приспосабливаясь к условиям. Они – хищники, имеют толстый слой подкожного жира, густую шерсть и подшерсток, на шерсти тоже есть жир, который отталкивает воду и шерсть не намокает.

Птицы тоже приспосабливаются к условиям внешней среды. У них плотное теплое оперение, питаются рыбой, гнезда строят из камней на скалах.

6

Игра «Какое животное лишнее?»

Цель игры: развитие логического мышления и памяти детей, через умение распределять животных по природным зонам, в которых они живут.

Индивидуальная деятельность детей по карточкам ,соотносят предметное или силуэтное изображение животных с той природной зоной, в которой оно живет.

7

Итог занятия

Вопрос : «Могут ли наши животные жить вместе с белым медведем в Арктике? Почему?»

Задание детям на дом: На большинство вопросов мы с вами ответили. А вот обнаружены ли геологами – полярниками полезные ископаемые, я предлагаю вам разобраться дома, работая с картой.

Рассуждения детей.

При планировании занятия использовалась литература:

  1. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.:Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ТЦ «Учитель»,2004.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб.пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию.- М.: Новая школа.- 1996.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2007.

Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по изобразительной деятельности "Хозяин Арктики"

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Хозяин Арктики» из цикла «Путешествие на Северный полюс» Цель:  Развитие изобразительных навыков путем передачи полученных знаний с помощью ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Животные Арктики" (ознакомление с окружающим миром)

Конспект занятия в подготовительной группе "Животные Арктики" (ознакомление с окружающим миром)...

Конспект НОД по окружающему миру "Животные Арктики"

Конспект занятия по окружающему миру "Животные Арктики" для детей средней группы с использованем ИКТ...