Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе.

Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Предварительная работа. Чтение литературных произведений о животных; проведение  опытов по выявлению свойств воздуха.

                                   

                                       Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вас сейчас ждёт интересное занятие. (На доске крепится кроссворд). Вы  любите решать кроссворды? (Ответы детей). Вот и замечательно!

1-й вопрос.

Шишка. Гриб. Лесной орех.

Кто запасливее всех?

Из окна летят скорлупки,

А в окне – хозяйка в шубке.

                                   (Белка)

2-й вопрос.

Это животное приходится родственником белки,

собирает орехи в защечные мешки.

                                          (Бурундук)

3-й вопрос.

Лишь вечер на лес напускает дремоту

Выходит из логова он на охоту.

Опаснее нету  врага у зверей,

Увидев его, все бегут поскорей.

                                            (Волк)

4-й вопрос. Зверь такой на свете есть:

Он немытого не ест,

Всё в реке ополоснёт,

А зовётся он …

                        (Енот)

Ребята, вы заметили про кого были все эти вопросы-загадки? (Про диких животных). Ну что же, если вы правильно ответили, то по вертикали получите слово – название ещё одного животного, самого знаменитого землероя. (Крот). Используя карточки-подсказки, расскажите, что вы знаете о нем.

Составление описательного рассказа о кроте с использованием опорных картинок («домик» – где животное живёт; «тарелка» - чем питается; «шуба» - какой у него мех  и т. д.).

Воспитатель. Ребята, вы хорошо описали крота, я лишь немного добавлю к вашему рассказу. Кроты встречаются практически везде: в саду и огороде, в парке и на футбольном поле. Им нужны лишь насекомые – их любимое лакомство и рыхлая земля. Кроты предпочитают одиночество и большую часть времени находятся под землёй. На поверхность земли они выходят лишь в период брачных игр, да ещё изредка тёмными ночами в поисках пищи. Верным признаком того, что поблизости живёт крот, служат кротовины (горки земли). Это он выталкивает лишнюю землю из своих ходов. Кроме крота в Подземном царстве (так можно назвать почву как среду обитания) живут и другие его обитатели. В сырой земле прячутся жабы и ящерицы; они обитают в верхнем слое почвы. (Предложить для рассматривания плоскостную модель Подземного царства). Некоторые насекомые, например майский жук, начинают свою жизнь в почве, поскольку откладывают в ней свои яйца. Гусеницы некоторых видов бабочек (бабочки-совки) образуют куколку в почве. Роют ходы, продвигаясь в почве в поисках пищи, землеройка и крот. Огромное количество червей живёт в земле. Некоторые из них уже оказались в специальных подземных кладовках у кротов и землероек. Многие из обитателей Подземного царства столь малы, что плохо видны невооружённым глазом. Это микроорганизмы – самые маленькие живые организмы. Они состоят только из одной клетки.  Животные и насекомые, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они улучшают плодородие почвы. Почва не может обходиться без живых существ, а живые существа не могут обходиться без почвы. Она необходима для них, как среда существования. Вот замечательное подтверждение того, что всё в природе взаимосвязано. Говоря о взаимосвязях в природе надо сказать, что крота по традиции ошибочно считают «вредителем». «Роет землю старый крот, разоряет огород»,  -  так о нем говорят в народе. Но, во-первых, крот не вредит растениям, это насекомоядное животное. Во-вторых, (и это главное), с позиций экологии (науки о защите природы) в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот: питаясь насекомыми, живущими в почве, он не позволяет им размножиться сверх меры и уничтожить растения.  Если ваши родители считают, что кроту не место на вашем огороде, то надо постараться его поймать и выпустить где-нибудь в стороне от огорода. Ребята, теперь вы знаете о существовании Подземного царства с его многочисленными обитателями.  Скажите, а  чем дышат жильцы этого царства? Как и все животные – воздухом. А как вы думаете, есть ли в почве воздух? А давайте мы с вами сейчас это проверим.

Опыт 1

Я опускаю в банку с водой комочек земли, а вы понаблюдайте и скажите, что появляется в воде. (Пузырьки воздуха). Откуда появился воздух в воде? (Из почвы).  А теперь проведите опыт самостоятельно, чтобы вы смогли хорошо рассмотреть  этот процесс.

Опыт 2

Ребята, а сейчас рассмотрите почву, которая  у вас в розетках: как она выглядит (плотная или рыхлая). Обратите внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Это почва с участка, где редко ходят люди. А это земля с тропинки. Что вы можете о ней сказать? (Сравнить с первым образцом). Так вот, на тропинках, дорогах земля под тяжестью наших тел сжимается, «пустых мест» между комочками земли становится меньше, они прижимаются друг к другу, а воздух «уходит». Для него не остаётся места.  

Вопросы к детям.

1. Подумайте и скажите: где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека?

2. В лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

3. Что произойдёт с подземными жителями, если люди в парке, в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Воспитатель. Чем больше мест будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас, особенно в местах массового отдыха людей.

                                       Физминутка.

   ЖУК

1.К нам жук влетел,                                  2.  Вот он вправо полетел,  

Зажужжал и запел:                                   Каждый вправо посмотрел.                

«Ж-ж-ж».

3.Вот и влево полетел,                              4. Жук на нас хочет сесть,

каждый влево посмотрел.                       Не дадим ему присесть.

5.Жук наш приземлился,                         6.Жук, вот правая ладошка,                             Зажужжал  и закружился.                         Посиди на ней немножко.

7.Жук, вот левая ладошка,                       8.Жук вверх полетел        

Посиди и тут немножко.                           И на потолок присел.

9.На носочки  мы привстали,                   10.Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп

Но жука мы не достали.                            Чтобы улететь он смог.

Опыт 3

Ребята, рассмотрите воду в обеих баночках.  Чем она отличается? (Ответы детей). Да, действительно, в одной баночке чистая вода, а в другой – грязная, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, или просто выплёскиваем на землю. Ребята,  полейте почву в одной ёмкости чистой водой, а в другой – грязной. Что произошло? (Ответы детей). В первой ёмкости почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри.

Вопросы к детям.

1. Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, то какую почву выбрали бы для своего дома?

2. Чтобы вы почувствовали, если бы вам пришлось жить в грязной земле?

3. Чтобы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём попросили бы их?

4. Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождём, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мёртвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берётся «мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д. Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Гуляя в парке желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг: ведь мы там гости, а в гостях ведут себя, не разрушая дом хозяина. Ну а по большому счёту, нужно беречь всю окружающую нас природу.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг!

Всё, что нужно год от года

Нам даёт сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек!

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасная прогулка»

Конспектинтегрированного занятияпо познавательно-исследовательской деятельностидля старшего дошкольного возрастаТема: «Безопасная прогулка» Разработали:Соколова Наталия Викторовна,старший воспита...

конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка» во второй младшей группе №10

интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка»...

конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка» во второй младшей группе №10

конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка»  во второй младшей группе...

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Тема: «Кораблики».

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в 1 младшей группе.Тема: «Кораблики»....

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»

Конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности в младшей группе по теме «Краски Весны»Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Зд...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности «Фрукты»

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности «Фрукты»...