Проект для детей старшего возраста "Город мой любимый над Невой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лаврова Елена

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект по ознакомлению детей старшего возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга. В проекте отражена тема во всех интеграционных областях. Здесь вы можете найти перечень игр, занятий,произведений, описание игр по теме. Надеюсь, кому-нибудь пригодится мой опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_moy_nad_nevoy.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для старшего дошкольного возраста на тему: «Город мой прекрасный над Невой»

Актуальность проекта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.

Цель проекта:

- развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;

- воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем, гордости за её культуру,

-формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни;  

-формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Задачи проекта:

-Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт-Петербурга.

- Расширять представления детей о достопримечательностях родного города

-Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

 - Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами великих людей Петербурга, их достижениями;

- Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

- Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество

Участники проекта: дети  старшей группы;  родители; воспитатели; специалисты ГДОУ

Тип проекта:   познавательно-творческий

Интеграция образовательных областей: познание,   коммуникация, художественная  литература, музыка, социализация,   продуктивная деятельность, художественное творчество, труд, безопасность, здоровье, физическая культура

1 Этап - Подготовительный        

  • Планирование  проекта
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе
  • Подбор методической литературы по теме
  • Подбор  и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания,  дидактические и настольно-печатные игры)
  • Подбор литературно-поэтических произведений о городе в книжном уголке 
  • Подбор репродукций картин, открыток, фотографий с видами Санкт-Петербурга
  • Подбор  материала на тему: «Профессии города».  
  • Создание аудиофонотеки (подбор музыкальных произведений:  классическая музыка, песни о городе)

Работа с родителями

  • анкетирование
  • Оформление уголка для родителей «Мой любимый город» (стенд с кармашками, где находятся карточки: Кармашки: «Репертуар театров»;«Музей города» -адреса, телефоны, схемы проезда, цена; «Читаем детям» - перечень рекомендуемой литературы по текущей теме; «Знакомимся с городом» – карточки с вопросами детям по теме изучения и подсказками для родителей)
  • консультации: - «Рекомендации по проведению экскурсий выходного                                    дня»
  • Папки –передвижки:  «Историческая справка. Это интересно знать»

(по темам изучения с детьми)

«Мы люди одной планеты» (в-е толерантных качеств)

  • Круглый стол: «Нужно ли ребенка знакомить с историей и культурой                         СПб»
  • Организация творческой мастерской «Мастерская Деда Мороза.                                                                 Петербургская ёлка»
  • Организация выставки совместных творческих работ детей и                                                 родителей «Подарок любимому городу»
  • 2 этап – Реализация проекта:

Проходит через Непосредственную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную,  игровую деятельность, т.е  через все виды деятельности в детском саду.

В образовательной области «Познание» , в непосредственной образ. деятел.мы проводим работу по

-ознакомлению с историей создания нашего города,

-по  ознакомлению с архитектурными памятниками,

-символикой Петербурга и РФ,

-рассказываем о жизни, творчестве,  достижении людей, прославляющих наш город (писатели, поэты, ученые, героические жители Ленинграда  во время Блокады)

-ведем работу по вос-ю толерантных качеств к людям других национальностей и культур

-Проводим экскурсии по городу

Образовательная область «Коммуникация» включает в себя:

  • Составление рассказов:

  - О достопримечательностях нашего города;

  - «Моя воскресная прогулка по городу» (из личного  опыта)

  - «Мы на экскурсии»        

  • Беседы:  - «Как мы бережем наш город»

                        -  «Все работы хороши, очень все они важны..»

                       - «Правила культурного поведения в общественных                                     местах»

       - «Правила культурного поведения в общественном                 транспорте»

       - «Как вести себя в музее»

  • Интервьюирование детей:    «За что я люблю свой город?»

                            «Что такое Родина?»

  • Разучивание стихов о Санкт-Петербурге

Продуктивная деятельность  (конструирование). Такие темы, как:

-« Строим крепость»

- «Наша улица»

- «Город будущего»

- «Построй по схеме/плану»

- «Макет нашего района» и др.

В образовательной области «Безопасность» мы проводим:

  • Беседы : «Опасные ситуации в городе»

     «Гуляем по городу» (ПДД)

     « Безопасная прогулка»

  • Обсуждаем  проблемные ситуации:

- «Я потерялся на улице; в магазине»

-«Если со мной заговорил незнакомый человек»

-«Я нашел какой-то чужой предмет» и т.д.

В образовательной области «Труд» проводятся :

-Наблюдения за трудом взрослых (в магазинах, аптеках, поликлиниках, общ. транспорте), консультируем родителей, как проводить наблюдение, на что обратить внимание ребенка;   за трудом сотрудников  детского сада,

-Беседы:  «Чистые улицы города», «Реставраторы лечат здания»

- Трудовые поручения по уборке участка от снега, листьев

-Дидактические игры  («Кому что нужно для работы»)

-Изготовление атрибутов к сюж-рол. играм

При ознакомлении с художественной литературой и  с музыкальными произведениями по теме могут использоваться произведения:

- Воскобойников «Санкт –Петербург. Иллюстрированная история для детей»

-Н.Я. Яковлева «Путешествия через века»

- Н. Жукова «История северной столицы»

- Жебровская, Коростылева «Город над вольной Невой»

- В.К. Дмитриев «СПБ. Моя первая книга о городе»

-История Санкт-Петербурга в рассказах для детей

-«Путешествие Гарика и Гусарика»

В.Н. Сименцова «Лист Фикуса»

Музыкальные произведения:

  • Слушание: «Гимн Великому городу» Глиэр;  детской и классической музыки петербургских композиторов
  • Слушание аудиозаписей детских песен о СПб
  • Пение: «Весенний город» сл и м М.В. Сидоровой
  • И другие.

Игровая деятельность может включать в себя

Сюжетно-ролевые игры:

-«Семья»,

- «Мы на экскурсии»,

- «Путешествие по рекам и каналам Петербурга» (экскурсовод рассказывает пассажирам корабля о расположенных по берегам исторических памятниках и зданиях(иллюстрации),

-«Петербургский зоопарк», «Океанариум»,

- «Мы в музее» (здесь можно использовать опыт рассматривания произведений изобразительного творчества программы «Кругозор»)

Дидактические  игры:  

- «Что построил архитектор»

- «Найди лишнее»

- «Волшебный огонек»

- «Сложи квадрат» (на основе игры Никитина)

- «Найди пару»

- «Я – архитектор» (на стили)

- «Кубик задает вопросы»

- «Петербургский цветок»

-«Петербургские окна»

Настольно-печатные игры:

- «Лото»

- «Пазлы»

- «Санкт-Петербург» (с кубиком и игровой картой)

- «Домино»

- «Лабиринты»

- Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения

Словесные игры:

- «Какой-какая»- нужно подобрать определение к какому-либо объекту. Сначала с опорой на иллюстрацию, фотографию, затем без неё.

-«Продолжи название»-Зимний…дворец

                        Русский…музей

                        Дворцовая … набережная, Невский…, Васильевский… и т.д.

- «Самое-самое»- самая длинная улица…(Садовая)

                        Самый длинный канал…(Обводный)

                        Самый первый сад в СПБ…(Летний)

                        Самый первый театр… (Александрийский)

                        Самый большой музей… (Эрмитаж) и т.д.

- «Назови»- ведущий бросает мяч, тот, кто ловит, подбирает прилагательное:  Улица – какая?...(широкая, длинная…..)

                        Дворец  - какой?...(большой, красивый….)

                        Нева…

Ограда… и т.д.

-«Я знаю пять названий…»- (с мячом) – рек, мостов, островов, улиц, каналов, музеев и т.д.

- «Полслова» - каждый участник игры придумывает «петербургское» слово. Первый произносит только половину и передает мяч следующему участнику. Он договаривает слово, и передает мяч дальше, называя свою половину слова.(ост-ров; Анич –ков; Нев-ский и т.д.) игра сложная, подходит только для деток с хорошим уровнем подготовки.

- «Угадай, что за здание/памятник»- по типу игры «Угадай мелодию» (Это памятник…Изображает коня и всадника…Конь придавил копытом змею…Памятник Царю Петру …)

художественное творчество

Рисование:                по темам ознакомления с СПб

Аппликация:

Лепка: фигуры зверей (скульптуры) Заяц Петропавл. Крепости, коты Эрмитажа, Чижик-пыжик и т.д

- на пластине – «Фонари Петербурга», «Мосты» и т.д.

Образовательная область «Здоровье» может быть реализована в Непосредственной Образовательной деятельности, которая сопровождается:

-  Пальчиковой гимнастикой

-  Гимнастикой для глаз

-  Беседами о здоровом образе жизни

- Созданием альбомов «Что нужно, чтобы расти здоровым?»,

                Какие опасности подстерегают наше здоровье» и тд

ОО«Физическая культура» реализуется через динамические паузы, спортивно-музыкальные развлечения,

подвижные игры:

-«Море волнуется раз…»

-«Каменный лев»

-«Сфинкс»

-«Конка» и др

Хороводные игры:

- «По болоту Петр шел»

-«Туча-тётя» и др

Создание альбомов «Спортивный Петербург» - виды спорта, спортсмены, чемпионы, жители СПб.

Разучивание считалочек: «Бумажный кораблик», «Волковка», «Оккервиль», «Сто чудес», «Грифоны», «Карета на Невском», «По проспекту Ветеранов» и др.

  1. этап – итог проекта

В ходе работы над проектом были созданы:

- Альбом «Мой город» (фото, рисунки, рассказы детей о достопримечательностях города

- Книга-самоделка «Моя Родина, мой Петербург» (рисунки и рассказы детей)

- Альбом «Мы едем на экскурсию» (рассказы детей о экскурсиях

- Альбом «Гуляя по городу» (фото и рассказы детей о прогулках по городу с родителями)

-  Выставка  совместных творческих работ детей и родителей «Петербургская ёлка» (Новогодние украшения)

- Изготовление макета района

- Проект «Блокадный город»

- Выставка творческих совместных работ детей и родителей «Подарок любимому городу»

- Литературный конкурс «Петербурга любимый уголок» (рассказы детей)

- Выставка творческих работ «Город глазами детей» (Рисование в разных техниках, аппликация, коллажи и т.д.)

- Проведение открытого мероприятия для педагогов района и родителей  «Петербургская викторина»

Результативность:

Внедрение проекта обеспечило :

  • Оптимальные условия  для  изучения детьми истории и культуры СПб.  Возрос интерес к городу, его  прошлому и настоящему. Проявляется эмоционально – положительное и бережное отношение к городу. Чаще возникает желание реализовать знания о городе в собственной деятельности (рассказы, рисунки, игры).
  • Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
  •  Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
  •  Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
  •  Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект для детей старшего возраста "Жизнь в городе"

Познавательно- исследовательский проект ( краткосрочный) для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является расширение кругозора воспитанников....

сценарий проведения викторины для детей старшего возраста " По страницам любимых сказок"

Среди детей старших и подготовительных групп прошла викторина "По страницам любимых сказок". ребята отвечали на вопросы по литературным и русским народным сказкам. Также детям очень понравил...

Развлечение для детей старшего возраста "По страницам любимых книг"

Развлечение для детей старшего возраста "По страницам любимых книг"...

Проект для детей старшего возраста"Мой любимый Санкт-Петербург"

Передать детям новые знания о родном городе и закрепить их в различных видах деятельности....

Совместно детско-взрослый проект с детьми старшего возраста "Город Канск глазами детей"

В рамках проекта дети знакомятся с достопримечательностями города Канска....

Проект для детей старшей группы. Города России. Москва.

Проект из слайдов для детей старшей группы "Город Москва"...

Проект для детей старшей группы "Город Снеговиков"

laquo;Ура! Наступила зима!» – кричат ребята. А какая зима без снега и конечно же без снеговика?Снеговики большие и маленькие. Нос – морковка или шишка, глазки – угольки, камеш...