Главные вкладки

    Формирование творческой личности ребёнка в процессе использования современных эколого - психологических тренингов
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

    С момента появления человека на свет, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie.docx24.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование

    Творческой личности

    Ребенка

    В процессе использования современных

    эколого – психологических тренингов  

                                               Подготовила:

                                      Воспитательница

     детского сада № 284

    Григорьева Н.А.

            

    Казань 2013 год Советского района

    Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережения, отказ от потребительского подхода к природе – главным направлением стратегии выживание человечества.

      В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Мы в детском саду своём начали создание самых необходимых условий для жизни воспитания детей, формированию экономного, бережного отношения к природным ресурсам, приобщению к ресурсосберегающей деятельности.

       Опираясь на некоторые пункты программы «Юный эколог» мы организовали мини живой уголок, а так же мини оранжерею.

       Начиная работу по формированию у дошкольников экономного, бережного отношения к природе, к ресурсам и материалам, я начала повторное использование некоторых бытовых отходов в оформлении групповых комнат, благоустройстве участка, оснащении занятий, пополнении игровых атрибутов. Так, из ненужных пластиковых бутылок были сделаны совочки и формочки для игр с песком, декоративные вазы для цветов, ёлочные украшения. Картонные коробки послужили материалом для изготовления кукольных домов. Мебель для кукол также сделана из коробок. Из обувных коробок вместе с детьми смастерили макеты улицы, дошкольного учреждения. Тетра пакеты приспособила для выращивания рассады. Различные упаковочный материал использовала для изготовления поделок на занятиях по конструированию.

       С целью формирования культуры природного пользования у дошкольников провела занятия на темы «Питьевая вода», «Энергия в нашем доме». Дети знакомились со свойствами природных материалов и ресурсов( песок, камни, глина, воздух). У детей возник интерес к объектам и явлениям природно – предметного мира, эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании. Желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

       Приобщая детей к природе я стараюсь, чтобы они чаще посещали мини оранжерею и мини живой уголок. Они идут туда с удовольствием. Дети приносят угощения для животных. Детям очень нравиться дежурить там. Они не только там трудятся, но и наблюдают за животными, растениями, отмечают, что новое, интересное появилось, а потом в группе рассказывают всем, что видели.

       Так же в своей работе я использую эколого – психологические тренинг.

    Он помогает решить следующие задачи:

    - Формирование, развитие экологических установок у детей ( например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;

    - коррекция целей взаимодействия ребёнка с природой (например, дерево ценное не потому, что из него можно что – то сделать, а само по себе);

    - обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

    - развитие восприятия ребенка при контакте природой ( например, обследуя ракушки, воздействием на все сенсорные анализаторы ребенка: трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);

    - расширение индивидуального экологического пространства ребёнка              (например, живые не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).

       Лучше всего тренинг проводить в природном уголке группы. Все упражнения выполняются вместе с детьми. Занятия продолжительностью 25 – 30 минут провожу 2 раза в неделю.

       «Мы гусеницы»

    Для этого упражнения необходимо приготовить:

    -детские гольфы разных цветов ( по одному  на каждого ребенка);

    - питьевую воду в стаканах или блюдцах;

    - кусочки капусты на подносе;

    - небольшие покрывали или полотенца.

       Выполнение:

    Каждый ребёнок, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зелёная гусеница, я жёлтая гусеница, я полосатая гусеница, я пёстрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Сопровождаю игру комментариями и выполняю различные действия: Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (дети пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, можно попить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдца без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом  для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дети прячутся под покрывалами по 2 – 3 человека ). Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон – домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон раскрывается и появляется бабочка. Бабочка улетает.

        «Жук вверх ногами»

    Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1 – 2 см ( в последствии их размер можно уменьшать, усложняя таким образом задания) : картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки.

    Раскладывают перевёрнутых жуков по всей группе. Затем предлагают детям превратиться в разных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дёргают ножками, брыкаются (дети, лёжа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться?

    Я помогу им. Возьму листок бумаги или листик дерева, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (беру листок  и помогаю детям перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, маме, папе. Молодцы, ребята , превращайтесь обратно в людей !

       Посмотрите, перед вами лежат перевёрнутые жуки ( картонные). Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зелёный лист бумаги – «поляну»).

       «Люди и божьи коровки»

    Вместе с детьми разрисовываем заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляем их на своей одежде. Предлагаю детям поиграть в игру «Привет, божья коровка!». Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят: «Привет, божья коровка Лариса! Привет, божья коровка Саша!» Дети  делятся на две команды, например: девочки и мальчики. Руковожу игрой: давая задания, и демонстрирую игровые действия: «Сейчас божьи коровки – девочки присядут на куст (ковёр, траву…). А божьи коровки – мальчики превратятся в людей. Божьи коровки – девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, но подул свежий ветер, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползем под листочки ( под покрывала, большие платки…), поспим, отдохнём. А вот гуляют люди – мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки – девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдём по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (дети повторяют эти слова). И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики – в божьих коровок». (Игра продолжается со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые червяки», «Люди и воробьи».

       «Природные» человечки.

    Понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья. Небольшие банки или коробки (для каждого ребёнка), кусочки пластилина.

       Предлагаю детям выложить на полу или на столе человечка из любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов. (Получится Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее спрашиваю: «А как зовут человечков? Сообщите им ваши имя. Что бы вы сделали, если бы вы превратились в такое маленькое существо ? Как вы думаете, что ему нравиться (не нравиться) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку.

    Пусть дети поселят своего человечка в природном уголке.

    Литература.

    1. Дошкольное воспитание №7/2004.
    2. Обруч № 2/2004.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческой личности ребёнка в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

    Консультация для родителей может быть использована в ходе проведения родительских собраний, круглых столов. Данные рекомендации дают более широкое представление о декоративно-прикладном искусстве. Зад...

    Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».

    В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

    Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности

    В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...

    Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

    Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...

    Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности

    Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, не...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иг...