Сообщение по теме: «Роль дидактической игры в становление произвольности в подготовительной группе».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гусева Ольга Валентиновна

 

Произвольность-это умение контролировать свое поведение. Дидактические игры с правилами  оказывают огромное влияние на развитие произвольности.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didaktich._igry_shkola.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме: «Роль дидактической игры  в  становление произвольности в подготовительной группе».

Подготовили: воспитатели группы №1 Бабушкина С. М. и

Гусева О. В.

Всесторонняя готовность ребенка к школе может быть решена при условии осуществления воспитательно-образовательного процесса в целом. В том числе с широким использованием дидактических игр как одного из средств умственной и нравственно-волевой подготовки детей к школе.

 Мы  ведём большую работу по подготовке детей к школе. Большинство детей обладают необходимыми знаниями и навыками, имеют представление об окружающей жизни, владеют звуковой культурой, навыками звукового анализа слов. У них хорошо развит фонематический слух, они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. Хорошо рисуют, умеют сочетать гамму различных тонов красок. Хорошо поют, легко и ритмично двигаются в плясках. Для детей подготовительной группы представляют интерес такие игры, в которых требуется не простое сличение изображений и название их, а классификация предметов по менее заметным признакам, необходимость делать умозаключение.

Произвольность-это умение контролировать свое поведение. Дидактические игры с правилами  оказывают огромное влияние на развитие произвольности.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например: дидактическая  игра «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето».
Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето» — уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывает затруднений уже у шестилетних. Но, правильно распределяя картинки по сезонам «зима — лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий: они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относится к зиме или лету.
Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, воспитатель должен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает» «Видел ли ты такое зимой, (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.
Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т. е. мотивируют свое распределение картинок. Вот примеры детских рассказов:
«Здесь нарисовано лето, потому что зеленые листья и зеленая трава. Дождь начинает капать, и деревья друг друга касаются макушками и шепчутся. Гроза бывает летом. Эту картину повесим на выставку «Лето».
«Эта картинка о зиме. Все деревья в снегу. Снег глубокий. Мороз. И кажется, что снег скрипит под ногами. Это — середина зимы. Январь».
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные» переходные времена года (весна — лето; осень — зима; зима — весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Успешное выполнение игровых заданий зависит от имеющегося у детей опыта повторных наблюдений, в процессе которых воспитатель учил их сравнивать явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики. При объяснении выполненного действия (распределении картинок) ребенок опирается на полученные им знания, использует их, часто выходя за рамки изображенного.
Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной. Примером тому могут служить приводимые ниже рассказы детей седьмого года жизни, небольшие по объему, но точно передающие типичные явления неживой и живой природы и раскрывающие перспективу развития нового сезона.
«На моей картинке нарисовано: сосны стоят, кругом вода, тает снег. Уже кончается зима, и наступает время весны. В лесу спасают зверей от воды, потому что они могут погибнуть. Скоро начнут распускаться деревья. Эту картину надо повесить на выставку, где весна.
«На моей картинке нарисована зима ночью. Все деревья стоят голые, в снегу. Светит луна, поэтому мы видим деревья. Красиво. Эта картинка о зиме».
Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в рекомендованных выше дидактических играх могут быть использованы и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.
«На этой картинке трактор пашет землю. Это — работа весенняя. Эту картинку можно назвать «Весенняя пахота»,— рассказывает Даша. «А еще бывает пахота осенняя»,— добавляет Миша.
«Здесь ребята вешают на березу скворечник. Один стоит на лестнице, а другой вешает скворечник. Эту картинку нужно положить к весенним, потому что весной скворцы прилетают. А ребята им домики-скворечники строят»,— рассказывает Полина.
В игры для детей подготовительной к школе группы можно включить картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменить задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, середине или в конце сезона; что бывает потом?» Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.
Например, ребенку нужно установить последовательность в развитии растительного мира. Вот перед ним картинка, которую он описывает так: «Здесь нарисована весна. Почки набухли, и появились первые листочки. Деревья почти все зеленые. Цветет ива. Висят кудрявые барашки». Повесив эту картинку к «мартовским», он допускает ошибку, поскольку листья на деревьях распускаются позже. Чтобы помочь ребенку исправить ошибку, воспитатель обращается к детям, предлагая им проверить выполнение задания. Дети ищут правильный путь решения: «Он повесил картинку, где ранняя весна, а на картинке — середина весны. В начале весны деревья еще без листьев», «Эта картинка стоит не на месте. Здесь нарисован разгар весны, а повесили туда, где начало». Так, коллективно дети подходят к правильному и точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя для этого правильную терминологию.

 Дидактическая игра «Логический поезд» направлена на умственное развитие детей, воспитание у них выдержки, внимания, сосредоточенности, развитие речи и установление логических связей в рассказах. Игра, имеющая почти бесконечное количество вариантов! С вагончиками этого удивительного поезда можно расширять представление об окружающем мире. Развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию.

 Основная идея игры - научить ребёнка классифицировать, объединять разные предметы и объяснять свой выбор. Например: первый вагончик — САПОГИ, значит к нему можно прицепить вагончик — ТУЧКУ (ведь сапоги надевают в дождливую погоду) или вагончик — МЯЧ (сапоги и мяч резиновые) или вагончик — КИТ (сапоги и кит синего цвета). Каждый должен объяснить как он скрепляет вагончики. Мы придумываем историю-сказку по ходу игры, чтобы эти объяснения были ненавязчивыми  .Эта игра никогда не надоест. Потому, что в нее каждый раз можно играть по-новому!

Хотим предложить ещё одну развивающую игру: «Парные коврики» (познавательная игра-лото)

Цель: Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание и память.

Описание игры:

1вариант

Раздайте детям поровну карточки из одного набора. Затем ведущий поочерёдно показывает карточки из второго набора, дети берут себе парные картинки. Затем каждый ребёнок сравнивает свои пары картинок и рассказывает, чем они отличаются.

2 вариант

Играть точно также, только дети должны запомнить , затем перевернуть обратной стороной . Когда ведущий будет показывать  карточки из второго набора, дети подбирают пары по памяти . Затем переварачивают  первый набор карточек и смотрят , есть ли ошибки.

Выигрывает тот , кто справился с заданием быстрее всех и без ошибок.

Дидактическая   игра «Закончи слово»

 Цель:  Продолжать учить  детей делить слова на слоги.

Развивать внимание, логическое мышление.

Соблюдать правило: Отвечает, только тот у кого находится мяч.

 Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети , сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дидактическая   игра «Веселый поезд»

 Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Развивать внимание , логическое  мышление.

 Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

 Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дидактическая  игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей употреблять в речи слова с похожим значением (слова-синонимы),

Расширять словарный запас . Развивать  логическое мышление, связную речь, внимание.

Игра имеет несколько вариантов.

1 вариант:

Раздайте детям  карточки с картинками  поровну. Затем ведущий показывает карточки со словами. Дети должны подобрать к своим картинкам  2 карточки со словами, объяснить свой выбор.

2 вариант:

Раздайте детям  поровну 18 карточек со словами . Затем ведущий поочерёдно читает с остальными словами . Дети находят  слова с похожим значением  (синонимы) и берут карточки себе . Затем к каждой паре слов дети подбирают карточки.

3 вариант

Предложить  детям придумать связные рассказы по картинкам , используя слова-синонимы на подходящих к картинкам карточках.

4 вариант

Карточки со словами  можно  использовать для закрепления  навыка чтения . Ребёнок должен самостоятельно  прочитать слова и подобрать  к ним подходящие картинки.

5 вариант

Карточки можно использовать для тренировки памяти.

Разложите перед ребёнком несколько карточек с картинками  или словами, попросите запомнить. Затем уберите 1-2 , поменяйте  местами остальные. Спросите, что изменилось, чего не стало.

В дидактических играх «Узнаем, узнаем» и «Думай дальше» дети уточняют знания о птицах и зверях, упражняются в связной речи, в умении продолжать незаконченный рассказ.

 В первой игре от детей требуется умение описать зверя или птицу, узнать их по внешним признакам, по описанию образа жизни, по крику.

 Ход игры, примерно, следующий. Дети сидят в кругу, стоящий в центре описывает птицу или зверя или подражает их голосу. Затем он выходит из круга. Остальные поворачиваются лицом к наружной стороне круга, выставляют руки вперед и говорят: «Знаем, знаем». Ребенок, стоявший раньше в центре, дотягивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать зверя или птицу. Если отвечающий ошибся, спрашивающий подходит к другому. Ответивший правильно встает на место ведущего.

 Игра «Думай дальше» по содержанию является продолжением первой. Игра начинается с описания зверя или птицы, которую должен отгадать один из стоящих в кругу. Если ответ правильный, ведущий обращается к другому с вопросом «Где живет?», к третьему — «Чем питается?», к четвертому — «Где живет летом?», к пятому — «Где живет зимой?»

У детей дошкольного возраста появляется большой интерес к предметам и явлениям природы. Для успешного ознакомления их с этими предметами и явлениями детей подготовительной групп, надо дать детям возможность действовать с ними. Тогда процесс наблюдения будет возбуждать внутреннюю активность ребенка, его любознательность, внимание, желание узнать больше.

 Очень важным звеном в познании живой и неживой природы является последующая переработка воспринятого, связанная с практическим применением полученных знаний о предметах и явлениях природы в процессе дидактических игр, в которых большое место занимает мысленное выделение частей предмета, нахождение общего и особенного в них, определение назначения предметов, их расположения в пространстве, классификация, а также связывание различных признаков явлений. Игровые действия незаметно подводят детей к более глубокому осмыслению различных явлений природы.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

 Систематически проводя с детьми подготовительной группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнить знания окружающего и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучить детей к более быстрому темпу умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

Сообщение на тему: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников»

Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутом...

Сообщение на тему "Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста

Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста...

Сообщение на тему "Роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании ребенка"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Неоспорим тот ф...

Сообщение на тему "Роль игровых технологий в речевом развитии детей логопатов"

Данный материал говорит о значительном влиянии игровых технологий на речевое развитие детей с ОВЗ...

Сообщение на тему: «Роль речевого общения в развитии речи ребенка»

Развитие речи детей является одним из элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием....