Сообщение на тему "Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста
материал (младшая, средняя группа)

Петрова Ирина Анатольевна

Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему

«Роль физкультурных занятий в физическом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Подготовили воспитатели по физической культуре

Лукашева Снежана Викторовна

Петрова Ирина Анатольевна.

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично-развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный

период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то  в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми, именно она является ведущей формой воспитания двигательной культуры детей.

 Базой для реализации образовательной программы детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа является приоритетным направлением нашей деятельности. В процессе этой работы, мы стараемся решить комплекс задач, направленных на обеспечение гармоничного физического развития детей, формирование  представлений  о здоровом образе жизни, потребности в ежедневной двигательной активности, предупреждение утомления.

Для реализации поставленных задач  в нашем детском саду созданы все необходимые условия:

  • Физкультурный зал оборудован:

- шведской стенкой, различными гимнастическими снарядами, дугами для подлезания, мягкими модулями, многофункциональной тактильной дорожкой, подвесным канатом,  волейбольным и баскетбольным набором,  фитболами, мелким спортивным инвентарем и игрушками.

  • В группах имеются физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом детей.
  • Спортивные площадки на территории учреждения, безопасные в использовании, имеют современное покрытие, спортивно – игровое оборудование.

Формами физкультурно-оздоровительной работы являются специально организованные мероприятия:

   -  организованная деятельность с использованием традиционного и нестандартного физкультурного оборудования;

-  нетрадиционная организованная деятельность;

         -   проведение гимнастики пробуждения;

         -  прием детей на прогулочных площадках;

         -   оздоровительный бег;

         -  утренняя гимнастика;

         -   физ. минутки, динамические паузы;

 -  обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;

 -   дыхательная гимнастика;

 -  физкультурные прогулки по тропе здоровья;

 -  спортивные праздники, досуги и развлечения;

 - закаливающие мероприятия;

- кружковая работа (ритмопластика, художественная гимнастика, спортивный кружок).

Мы знаем, как трудно  ребенку целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что  нравится. Чтобы занятия не являлись принудительной обязанностью, а стали интересной формой деятельности (что очень важно при проведении физкультурных занятий  в группах младшего и среднего возраста), необходимо рациональное сочетание разных видов занятий и включение  в их структуру элементов акробатики, спортивных игр, ритмической аэробики, силовой, дыхательной гимнастики. При планировании организованной деятельности мы учитываем:

  • индивидуальные, анатомо-физиологические и возрастные особенности детей;
  • программные требования;
  • интеграцию образовательных областей;

Осуществляем подбор современного инновационного методического инструментария.

Особое внимание мы уделяем подвижным играм, как основному всестороннему развитию и увеличению двигательной активности, особенно в группах младшего и среднего возраста, потому что в этом возрасте обучение основным видам движений лучше проводить в процессе игры.

Реализовывать поставленные задачи, проводить занятия интересно и увлекательно нам помогает использование элементов детского фитнеса - хорошо продуманной детской физкультуры, общеукрепляющей и формирующей жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку и использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.

В детском фитнесе мы используем несколько направлений:

«Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.

 «Топает малыш» - упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающимся плоскостопием.

Упражнения с фитболом – гимнастика на больших разноцветных мячах.

Так же занятия включают в себя  элементы игрового стретчинга, художественной гимнастики, ритмопластики.

Главное условие эффективности реализации задач физкультурно-оздоровительной работы является четко отлаженное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:

  • консультации для педагогов (знакомясь с материалами, педагог находит полезные рекомендации по организации систем работы в заданном направлении);
  • консультации для родителей;
  • дни здоровья;
  • спортивные досуги с участием родителей и  приглашенных действующих спортсменов;
  • в рамках преемственности дошкольного и начального школьного образования приглашаем выпускников нашего сада, добившихся успехов в спорте;
  • проведение мастер-классов.

В дальнейшем  мы планируем:

  1. В рамках усовершенствования предметно-развивающей среды приобретение физкультурно-игрового оборудования: мячей, самокатов, обручей, лыж, степ платформ.
  2.     включение в нашу работу таких направлений как:
  • «логоритмика» -  развитие координации движений и речи ребенка в форме интегрированных занятий совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом;
  • занятия с использованием элементов детской йоги, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка;
  •  занятия с использованием детской степ платформы, направленные на освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики;
  • расширить проектную деятельность с использованием инновационных форм и методов работы.

В заключение выступления мы хотим еще раз сказать, что физическое  воспитание ребенка в нашем дошкольном учреждении представляет собой единую, целостную систему воспитательно-оздоровительных мероприятий. Физическая культура не только оздоравливает и развивает, но и воспитывает у малышей смелость, решительность, дети учатся уверенно действовать в изменившейся обстановке.

Результатом нашей работы являются спортивные достижения наших детей, участвующих и занявших призовые места на соревнованиях различного уровня: «Школа мяча», «Веселые старты», «Папа, мама, я», «Олимпийское будущее России», «Юный шашист» и др.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная игрушка как средство нравственного воспитания и художественно-творческого развития детей младшего и среднего возраста"

 Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный...

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физкультурные занятия как форма оргонизации физического воспитания с детьми дошкольного возраста...

Фольклор как средство речевого развития детей младшего и среднего возраста

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - народный фольклор. Они влияют на развитие речи младших дошкольников, обогащая словарь, развивая артикуляционны...

«Физкультурные сказки» как нетрадиционный метод физического развития детей младшего дошкольного возраста

авторская методика Н.Н.Ефименко "Театр физического развития". "Физкультурные сказки" - часть этой методики. с ее помощью реализовывается потребность детей в движении, прививается л...

СБОРНИК СЦЕНАРНОГО МАТЕРИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Сборник сценарного материала физкультурных праздников и развлечения для детей младшего и среднего возраста....

Комплекс занятий по физическому развитию детей с ОИН ( средняя группа)

в материале предоставленф занятия по физическому развитию детей с общей интеллектуальной недостаточностью. камплекс занятий разработан на весь год для детей средней группы....