Проект « Осень разноцветная»
проект по окружающему миру по теме

Ознакомление с природой имеет существенное значение для гармоничного полноценного развития дошкольника.Сформировать представление о явлениях природы о чувствах любви и бережного отношения к ней,умение любоваться красотами природы,повысить уровень экологической культуры,сформировать представление детей о своеобразии осени как о времени года поможет данный проект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект « Осень разноцветная»57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

              детский сад комбинированного вида № 6 «Улыбка»

 

        Проект «Времена года»

    ( тематический подпроект

      « Осень разноцветная»)

                       

                                                                                   Составил:

Воспитатель:

                                                                                                                          Кичура В.В.

                                                                                         

                                                         2012 год

                                    Паспорт проекта

Проблема, ее актуальность:

У детей недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, невысокий  уровень экологической культуры

Цель проекта:

Формирование представлений детей о своеобразии осени как времени года.

Задачи:

  1. Уточнить и  расширить знания детей об особенностях осеннего периода.
  2. Формировать обобщенные представления об изменениях в живой и неживой природе осенью.
  3. Формировать представления об особенностях поведения животных, птиц, насекомых в осенний период.
  4. Формировать обобщенные представления об изменениях в живой и неживой природе осенью
  5. Расширять и закреплять представления детей о растениях, овощах, фруктах; о труде людей осенью.
  6. Совершенствовать культуру речи, расширять и активизировать словарный запас детей.
  7. Побуждать детей к словотворчеству.
  8. Воспитывать бережливое и гуманное отношение к природе, эмоциональный отклик об общении с природой.

9)     Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

Вид проекта: познавательный

Срок реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь

Участники проекта:

дети старшей и  подготовительной групп, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Пояснительная записка.

В настоящее время перед учеными и практиками  стоит задача осуществления

эколого - валеологического образования, начиная с дошкольного детства.

Ознакомление с природой имеет существенное значение для гармоничного,       полноценного развития  личности дошкольника. Экологическое воспитание занимает особое место в развитии ребенка. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Современные дошкольники  не всегда с интересом смотрят на окружающий мир, не видят, не замечают главного. Поэтому рядом должен быть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть. Только тогда  дети захотят узнать о явлениях природы, научаться любоваться ее красотами в любое время года. Кроме этого воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший  природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, красотой леса,  полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется  и нам, взрослым следует учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.

Очень эффективным средством для формирования и закрепления представлений детей о  природе, об  изменениях в ней, является метод проектов.  А проект «Времена года» позволяет   расширить знания  о характерных особенностях  каждого сезона. Тематика проекта находит отражение во всех видах совместной деятельности: в игровой, познавательной;  в мероприятиях по нравственному, трудовому, физическому воспитанию и т.д. Успешная реализация  данного проекта обеспечивается не только благодаря профессионализму педагога, но и за счет активного участия родителей в процессе обучения и развития детей по данной тематике.  Я убеждена, что решить эту проблему можно только  в тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей. Если совместными усилиями мы научимся любить и беречь природу, то и она предстанет перед нами доброй, щедрой, дающей нам свои богатства и радость общения с ней.

                               Этапы  реализации  проекта:

  1. Организационный

Подготовка наглядного и дидактического материала:

- репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень, серия картин «Осенние пейзажи» И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова, книжные иллюстрации, фотографии с изображением осенней природы

Дидактические игры: «Овощи-фрукты», «Времена года», «Когда это бывает?», «В лесу» и другие.

         Составление плана проведения проекта.

Подбор литературы: В. Н. Волчкова «Экология в старшей группе»,

Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» («Времена года», «Лес», «Грибы»), В. В. Коноваленко «Развитие связной речи по лексической теме «Осень», Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей» и другие.

2. Продуктивный:

Введение в проблему: беседа «Почему наступает осень?»

    Схема реализации проекта через разные виды деятельности

 Разделы программы

                         Формы и методы работы

Формирование целостной картины мира

Ежедневные наблюдения за природными явлениями осенью (состояние погоды, деревья, листья, расцвечивание), особенности поведения животных, птиц, насекомых, труд людей (сбор урожая в саду, на огороде, в лесу).

Экскурсия в парк.

Беседы: «Что осенью бывает?»,  «Вот и осень наступила», «Кто убирает листья?», «На огороде и в саду», «Красота осенней природы», «Золотая осень», «Перелетные птицы», «Как зимуют насекомые?» и др.

Чтение художественной литературы




Коммуникация

Чтение М. Пришвин «Листопад», А. Плещеев «Осень», С. Я. Маршак «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», И. Соколов – Микитов «В осеннем лесу», «Осенью», И. Токмакова «Осень», Э. Шим «Отчего осень грустна?», О.Белявская «Листопад», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»  и др.

Беседы: «Здравствуй, осень золотая», «Что такое листопад?», «Осень ранняя, золотая, поздняя» и др.

Рассматривание картин с осенней тематикой.

Заучивание стихотворений: М. Ивенсен «Падают листья», А. Плещеев «Осень наступила», И. Винокуров «Осень» и др.

Д/и «Кто больше слов придумает?(осенняя тематика), «Какая, какое, какой?», «Третий лишний (овощи, фрукты)», «Узнай по описанию»

Загадки, пословицы, поговорки с осенней тематикой.

Составление рассказов на тему «Почему я люблю осень?», «Осенний денек», по серии картинок.

Познание

(ФЭМП)

Веселые задачки, задания, считалки с осенней тематикой.

Дидактические игры: «Осенние листья», «Грибы», «Найди одинаковые листья», «Кладовая ежика», «Чудесный мешочек ( счет на ощупь желудей, грибов и др.) » и др.

Социализация











Дидактические игры: лото «Овощи-фрукты», «С какого дерева лист», «Когда это бывает?», «Запасливый ежик», «Загадки с грядки», «Овощи-фрукты» (из серии «Собери целое из частей») «Бывает - не бывает», «Угадай и назови – овощ, фрукт, ягоду, гриб», «Найди листок, как на дереве», «Сварим борщ и компот» и др.

Сюжетно-ролевые игры : «Овощной (фруктовый) магазин», «Собираем урожай».

Театрализованная игра по сказке «Репка».

Развлечение «Осенины - именины».

Совместная с детьми компенсирующей группы «Мурзилка» постановка сказки «Репка на новый лад».

     Безопасность





Беседы: «Как вести себя в парке, на участке?», «Как  нужно одеваться осенью?», «Чем полезны овощи и фрукты?».

Проблемные ситуации: «Букет из осенних листьев», «Так и не так», «Веселая и грустная полянки», «Что хорошо, а что плохо?» и др.  

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Осень»

Лепка: «Дары осени: яблоки, груши», «Вылепи какие хочешь овощи (фрукты, грибы)».

Аппликация: «Заготовим на зиму огурцы и помидоры», «Падают, падают листья», «Грибы для белочки - умелочки», «Фрукты на тарелке», «Ваза с листьями» и др.

Рисование: «В саду созрели яблоки», «Осенние листья», «Ветка рябины», «Осень. Улетают птицы», «Золотые березки» и др.

Физическая культура

Комплекс утренней гимнастики с осенними  листьями.

Ритмические физминутки: «Осенний ветер», «Птички», «Мы - листочки», «Дождик», «Капля», «Про листочки».

Эстафеты: «Собери овощи (фрукты, грибы)», «Кто скорее соберет листья?».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Огуречик», «К названному дереву беги», «Перелетные птицы», «Ветер гуляет, листики срывает»

Труд

Дежурство в уголке природы.

Сбор листьев, плодов, семян  растений на участке, в парке.

Совместная с родителями уборка листьев на участке укрывание ими растений.

Уборка засохших цветов в цветниках.

Пересадка растений из цветника в группу.

Домашние задания: сбор растений, оформление гербария.

Музыка

Слушание музыки П. Чайковский «Времена года», Е. Тиличеева «Дождик», Т. Попатенко «Листопад»

Разучивание песен и танцев с осенней тематикой.

Музыкально-игровая композиция «Листопад».

Музыкальные игры: «Собираем урожай», «Огородная-хороводная»,

Итоговая презентация: совместное с родителями и детьми  развлечение «В гостях у Осени. Выставка поделок «Осенние фантазии».

Постановка новой проблемы:  «Почему уходит осень?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осень разноцветная" (средняя группа)

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на в...

Проект "Осень. Разноцветные листья".

Здесь вы можете найти работу логопеда и дефектолога группы комбинированной направленности, подготовительного к школе возраста. Занятия были составлены с учетом индивидуальных особенностей детей. Здесь...

Тематический проект "Осень разноцветная" средняя группа

Проект в средней группе по теме "Осень"...

Проект "Осень разноцветная"

Проект "Осень разноцветная"....

Информационная карта проекта " Осень разноцветная"

Информационная карта проекта " Осень разноцветная". Подготовительная к школе группа....

Проект «Осень разноцветная» Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Актуальность:Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых з...

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...