Занятие "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Уланова Татьяна Федоровна

Занятие для воспитанников начальных классов, которое поможет сформировать у детей представление о ценности хлеба: о долгом пути, который проходит хлеб, прежде, чем попадает на стол. Воспитывает у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба и пекаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_-_vsemu_golova.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб - всему голова».

Цель: Создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятие об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий;

Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Коррекционно – развивающие: развитие связной, выразительной речи, памяти, через заучивание стихов;

Активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.

                             Ход занятия:

-Сегодня мы отправимся на необычную экскурсию, где мы узнаем много интересного.(слайд1)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. (Слайд 1) Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого поля (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого поля, которого, надеюсь, нам хватит до конца праздника.

Мы сегодня собрались, поговорить о хлебе, прочитать стихи, вспомнить пословицы и отгадать загадки. “Хлеб – всему голова”, - говорит народная пословица (слайд1+).Тема нашего занятия так и будет называться: «Хлеб – всему голова». И это верно.

-С давних пор гостей встречают хлебом-солью. (слайд2)

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Дети: Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Дети: Люди долго и упорно потрудились на земле!

4. С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук.

Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте.

-Дети, где всегда стоит хлеб?

 Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хлеб всегда ценили, и с давних времён говорили:(слайд2+)

Хлеб -  батюшка

Хлеб – кормилец

Хлеб – это жизнь.

(слайд3) –Знаете ли вы, что издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

И прежде, чем можем купить хлеб в магазине, люди 120 профессий трудятся над ним.

1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
(Слайд 4)

2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно.
(Слайд 5)

3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
(Слайд 6)

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора. (Слайд 7)

Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.

Дети: (слайд 8) Зерна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. (слайд 9) Там выпекают хлеб, булки, калачи. (слайд 10) Все это мы покупаем в магазине.

Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

Сегодня на земле нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Только в нашем небольшом городе Малмыже  три пекарни. Они развозят выпечку и хлеб не только по магазинам города, но и по деревням. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

- Дети, сейчас мы с вами отдохнём на краю нашего хлебного поля (физминутка)

-Отношение к хлебу должно быть бережное.

-Ребята, всегда ли вы доедаете хлеб? (ответы детей)

                            Булка

Три паренька по переулку 
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

(С. Михалков)

-Что вы можете сказать о поступке мальчиков?

-Как вы поступаете с остатками хлеба? (ответы детей)

Вывод: Тот, кто выращивает хлеб, не потерпит такое отношение к хлебу.

(слайд12) Хлеба к обеду в меру бери.

                  Хлеб драгоценность, им не сори.

Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

-Как бабушка называет хлеб?

(слайд13) Хлеб святой. Хлеб – это жизнь.

- Если каждый воспитанник  в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, вроде кусочек маленький, а  в день мы будем выбрасывать примерно 3кг.хлеба. (5 буханок хлеба по 600гр.)

 -Дети, вам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью  сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Хлеб получали по карточкам, стояли огромные очереди, чтобы получить свою норму хлеба.

(слайд14)

Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

(слайд15)Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Это - хлеб.

(Слайд 16)

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Это - хлеб.

(Слайд 17)

Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Это - хлеб.

(Слайд 18)

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Это - хлеб.

(Слайд 18)

Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? (Дети отвечают)

-Хлеб... Наскучит ли он?

               Дети: Никогда! без него человеку беда.

-Много сложено пословиц и поговорок о хлебе. Назовите их. (слайд19)

- А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки.(слай20)

-Мы будем благодарны тем людям, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.

Какие правила, мы знаем о бережном отношении к хлебу? (слайд21)

(слайд21(1)) Хлеба к обеду в меру бери!

(2) Не играй с хлебом!

(3) Не оставляй недоеденных кусков хлеба!

Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».

Релаксация: (работа с карточками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...