Хлеб всему голова
материал (подготовительная группа) по теме

Дети сами работают с тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Горина Неонила Петровна

Воспитатель высшей квалификационной категории, в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении центра развития ребёнка – дет/сад  №4 «Ручеёк» Московской области  г. Лобня.

e-mail: neonila.gorina@gmail.com

Конспект занятия по народной культуре

Тема: «Хлеб всему голова»

Цели:

-учить детей делать печенье различной формы из сдобного теста;

-формировать навыки коллективного и индивидуального труда;

-воспитывать желание результатами своего труда сделать приятное другим людям;

-воспитывать желание оказывать помощь;

-воспитывать чувство ответственности за порученное дело;

-воспитывать интерес к литературному и музыкальному наследию русского народа (потешкам, поговоркам, загадкам, песням).

Материалы для занятия:

-иллюстрации с изображением различных изделий из сдобного теста;

-фартуки (для каждого ребёнка), косынки (для девочек), шапочки (для мальчиков);

-столы (для работы);

-бумажные полотенца;

-бумажные салфетки;

-салфетки для уборки и протирки столов;

-противни;

-тесто;

-поднос для готового печенья;

-аудиозапись музыкального оформления.


Дети входят и здороваются с гостями.

Воспитатель: К нам пришли гости. Сегодня у нас праздник.

Отгадать легко и просто,

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Хлеб – наше богатство. Это главное сокровище жизни! Хлеб даёт здоровье и силу людям. Хлебом встречали дорогих гостей. По праздникам выпекали пшеничный белый каравай. Давайте и мы испечём каравай.

Игра «Каравай» - дети встают в круг и поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас – Вани,

У его маменьки печь истоплена,

Каравай состряпанный:

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Каравай, каравай,

А ну-ка на стол полезай!

Ваня ставит каравай на стол.

Воспитатель: Мы сегодня будем печь, а что? Сейчас узнаем. Игра называется «Вот хлеб. Что за хлеб?».

Передавая узелок, дети называют хлебные изделия. Воспитатель развязывает узелок,  а там печенье. 

Воспитатель:  Вот, что мы сегодня будем печь – печенье. Но чтобы испечь печенье, мне понадобятся помощники. Вы помните: работа с тестом требует опрятности и аккуратности.

Звучит музыка. Дети надевают фартуки и береты. Моют руки и делают печенье. После окончания работы, дети моют руки и садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, а что мы еще пекли с вами?

Дети: Мы из дрожжевого теста пекли колобки и плетёнки. Из сдобного теста мы пекли пряники. Из солёного теста мы делали украшение для ёлки, а для магазина – рогалики, плюшки…

Воспитатель: Ребята, вспомните, пословицы и поговорки о хлебе.

Дети: Хлеб – всего голова.

Хлеб – батюшка,  вода – матушка.

Стол доска – коли хлеба не куска.

Не до шутки, когда пусто в желудке.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хочешь, есть пироги – не сиди на печи.

Хлеба не куска – так и в горнице тоска.

Без хлеба нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Красна река берегами, обед – пирогами.

Воспитатель: А мы тесто месили, а песню спеть позабыли. Споём песню «Квашня».

Дети поют песню «Квашня».

Воспитатель: Труд хлебороба очень тяжелый.

Выходит девочка-пшеница.

Воспитатель: Склонила тяжелую голову пшеница…

Девочка-пшеница: 

Спасибо вам солнце и ласковый дождь,

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам моим старым знакомым,

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам руки, за добрый Ваш труд!

Воспитатель: Дети, а люди каких профессий участвуют в выращивании пшеницы?

Дети: Лаборант – он проверяет качество зерен.

Тракторист – он вскапывает, разрыхляет землю и сеет зерно.

Комбайнер убирает урожай.

Водитель везёт зерно на мельницу.

Мельник мелет зерно в муку.

Агроном решает, какие удобрения нужны земле, когда сеять и убирать зерно.

Работники хлебозавода – они управляют автоматами, где пекутся хлебные изделия.

Продавец продаёт нам хлебные изделия.

Воспитатель: Во все времена люди ценили труд тех, кто выращивал и выпекал хлеб, чтобы на нашем столе всегда был вкусный и свежий хлеб. А если хлеб стал чёрствым, что делать?

Дети: Из чёрствого хлеба можно готовить супы, пудинги, сладкие запеканки, торты и даже квас.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Весёлый бубен», используя потешки, в которых говорится о хлебе.

Игра «Весёлый бубен» - дети встают в круг.

Ты катись весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен

Тот потешку о хлебе

Скажет нам.

Потешки о хлебе:

А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы -

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

Пирожок для Машеньки,

Пирожок для Сашеньки,

Остальным – по калачу,

Жаворонка – я хочу.

Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя, пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

Тра-та-та, тра-та-та, пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай – переваливай, валяй!

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут – поедим и воробышкам дадим.

Воробышки сели, все оладьи сели!

Вносят противень с печеньем. Воспитатель показывает его детям, предлагает рассмотреть, полюбоваться результатом общей работы. Перекладывает печенье в тарелки.

Девочка (с тарелкой в руках):

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.

Золотые слова – забывать их не вправе.

«Хлеб – всему голова»

В поле, в доме, в державе!

И угощает гостей.

Занятие заканчивается чаепитием с печеньем.