Что? Где? Когда? занятие викторина для детей старшего дошкольного возраста по теме экология (авторская разработка)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Серго Галина Анатольевна

Закрепление, систематизация знаний детей о живой и неживой природе.

Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов человека. Сформировать представление о том, что каждая часть тела человека,  и каждый орган имеет большое значение для него.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnoe_zanyatie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное занятие – игра: «Что? Где? Когда?».

(По теме экология).

Старший дошкольный возраст.

Цель:

     1. Закрепление, систематизация знаний детей о живой и неживой природе.

  1. Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов человека. Сформировать представление о том, что каждая часть тела человека,  и каждый орган имеет большое значение для него.

          Пополнить словарь детей терминами: части тела, орган.

          Уточнить, с помощью обучающей игры для чего нужны те или иные        органы.

    3.  При решении кроссвордов.

          Развивать  мыслительные способности детей. Развивать такие черты     характера, как настойчивость, сообразительность, логическое мышление. Пополнить словарный запас детей.

         Учить соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы,   проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения объективным критериям.

         Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: Объяснение. Показ. Определение. Решение кроссвордов, путешествие, дискуссия, опыты, экспериментирование, моделирование.

Оборудование и материалы:

     Колесо для игры: «Что? Где? Когда?».

     Дидактическая игра «Ящик ощущений».

     Обучающая игра  «Путешествие в организм человека».

     Разрезные картинки. Карты. Глобус. Демонстрационный материал. Репродукции пейзажей (горы, моря, реки, леса, луга). Игра: «Найди, чей это след?». 2 флажка. Материалы неживой природы. Материалы, которые относятся к неприроде (чашка, нож, стул, двери.) Музыкальное оформление.

Предварительная работа:

      Чтение худ.литературы о природе.  Наблюдения в природе. Экскурсии в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий о природе и животных.

 Ход конкурса:

Под звуки марша дети (2 команды) входят в зал и садятся за столы, расставленные полукругом.

Ведущая. Внимание! Внимание! Наши камеры установлены в детском саду «Рябинушка». Сегодня здесь состоится соревнование знатоков – членов клуба «Что? Где? Когда?». Нашу передачу смотрят во всех детских садах, а также в сказочных домиках и дворцах. Встречаются знатоки подготовительной группы. Вопросы для них прислали сказочные герои. Напоминаем правила игры тем, кто впервые смотрит передачу: капитаны команд по очереди раскручивают рулетку. Ответы на вопрос, на который показывает стрелка, обсуждаются в течение одной минуты всеми командами. Право на ответ получает та команда, которая первая подняла флажок. За правильный ответ команда поощряется фишками.

Игра начинается. Первый  раунд. Для начала, нам нужно придумать названия командам. («Кристалл», «Следопыты».)

Звучит музыка.  Предлагаю  капитану первой команды подойти к рулетке и раскрутить её. Звучит быстрая мелодия.

Ведущая. Выпал конверт № …. Этот вопрос прислал нам (называю имя сказочного героя). Слушайте внимательно (читаю задание).

Команды обсуждают варианты ответов. Время фиксируется с помощью песочных часов. Приз получает команда, которая первая ответила на вопрос. Аналогично провожу остальные раунды (4-5).

Через каждые два раунда объявляю музыкальную паузу.

Варианты конкурсных вопросов.

Вопросы к игре: «Что? Где? Когда?».

  • Вопрос  от Красной Шапочки.

Красная Шапочка,  прислала  нам стихи о временах года.

Ведущая. Читает строки из стихов. Дети определяют, о каком времени года они написаны, и поднимают карточку соответствующего цвета. (Зима – белую, весна – зелёную, лето – красную, осень – жёлтую).

* * *

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму. (Осень).

                          * * *

            Что же  подойдёт неслышно,

Тихо встанет у ворот.

       В огороде листик вишни

На дорожку упадёт.

Это первая примета,

                      Что от нас уходит лето?  (Осень).

                          * * *

         Заколдованный дворец.

Снежинки медленно летят –

Крупные, тяжёлые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла из школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной,

Как заколдованный дворец

Царевны  ледяной. (Зима).

                       * * *

Снежинка.

        Села мне на рукавицу

Лёгкая снежинка

              И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

      Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

    Скоро варежка моя

                       Станет белой-белой. (О Зиме).

                    * * *

              Капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как  птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

Большой сугроб ей нипочём,

                                         Она бежит живым ручьём.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы он мог на мир взглянуть. (О Весне).

                    * * *

     Если вечером над полем

Виден радуги наряд,

     Комары толкутся роем,

    Высоко стрижи летят –

        Значит, кончились дожди,

      День сухой назавтра жди.

      Вьюн распустится с утра,

                   И вернётся к нам жара. (О лете).

  • Вопрос от Гнома.

     Назовите, какие вы знаете лечебные травы: (крапива, ромашка, подорожник, зверобой и т. д.)

      Из какой травы делают бумагу и мешковину (из крапивы).

  • Вопрос от Незнайки.

     Назовите комнатные растения, которые находятся в вашей группе.

  • Вопрос от Василисы Премудрой.

  Ребята, подумайте и скажите, сколько материков существует на нашей планете – Земля. (Шесть).

  Перезовите  их (Америка Северная, Америка Южная, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида).

   Какой из материков самый холодный (Антарктида)? Какой из материков самый жаркий (Африка)? (Показать на карте).

  • Вопрос от Дюймовочки.

   Для чего животным и людям нужен лес? (Лес – это лёгкие земли, он даёт свежий и чистый воздух).

  • Вопрос от Красной Шапочки.

   Ребята в, какую книгу заносят редких животных (Красную). И, что это за книга (книга, которая предупреждает, об  исчезновении всего живого на земле, если люди не остановятся, вовремя и не будут беречь, природу.)

  • Вопрос от Хрюши.

    Ребята, какие вы знаете рассказы и сказки о природе. Какие писатели писали рассказы и сказки о природе. (В. Бианки «Лесная газета», «Синичкина кладовая», М. Пришвин «Почему Тюпу, прозвали Тюпой», В. Сутеев «Кот рыболов», А. Чижиков «Петя и Потап», «Злой охотник» и т.д.)

  • Вопрос от Василисы Премудрой.

Как называются деревья, на которых весной появляются листья, а осенью они теряют их? Какие лиственные деревья вы знаете?

  • Вопрос от  Гнома.

     Как называются деревья, которые никогда не сбрасывают зелёного         убранства? Какие хвойные деревья вы знаете?

  • Музыкальная пауза: « Если весело тебе, то делай так ».

* * *

Если весело тебе то делай так,

Если весело тебе то делай так,

                         Если весело тебе, то пусть другие улыбнутся

                   Если весело тебе то делай так. (Два раза.)

  • Вопрос от Каркуши.

    Назовите перелётных птиц и тех,  которые зимуют у нас.

    Почему перелётные птицы возвращаются назад?

    Какую пользу приносят птицы?

    Какую заботу о них проявляют взрослые и дети?

  • Конкурс «Что ни страница, то зверь или птица».

    Ведущий. Ребята Каркуша прислала нам фотографии и рисунки зверей и птиц  и спрашивает. «Все ли звери и птицы живут в наших краях?»

Для каждой команды приготовлено по шесть иллюстраций.

   Капитаны назначают по одному человеку от команды.

   Дополнительные вопросы к остальным членам команды.

- Назовите других животных, живущих в наших краях, но отсутствующих  на иллюстрациях.

- Назовите других птиц, живущих в наших краях, но отсутствующих на иллюстрациях.

Рассказ для логического мышления.

Две птички собирают веточки для гнезда. Кладут туда яйца и улетают.

По тропинке идут двое друзей. Они рассматривают цветы и неожиданно обнаруживают гнездо.

- Смотри, что это?

- Это гнездо птицы.

- Из этих яиц выводятся птенцы. Дотрагиваются до яиц.

- Не будем, их брать птенцы подрастут, и будут нас радовать своим пением.

- Дети уходят.

В это время по дороге бежит лиса нюхает следы, подходит к гнезду.

- Ой, какие вкусные,  яички, вот уж я угощу своих лисят.

- Берёт яйца и уходит.

Прилетают птицы. Они летают около гнезда, кричат и улетают.

Вопрос: Какое правило в лесу не знают эти дети.

Ответ:  Нельзя подходить к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать разные хищники. Какие ещё правила поведения в лесу вы  знаете?                                                        Вопрос от Вини - Пуха.      

    Кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?

Рассказ для логического мышления.

Лес. На полянке мать – ежиха и два ежонка. Они что-то обсуждают, потом ежиха уходит.

По тропинке идут два мальчика.

- Смотри, два маленьких ёжика.

- Давай их возьмём.

- Давай.

Мальчики берут ежат и уходят. В это время возвращается ежиха. Не найдя ежат плачет? Ежата тоже начинают плакать.

Мальчики.

- Смотри, какие они грустные, плачут, давай отнесём их обратно к маме.

Дети приносят ежат и оставляют на той же полянке. Отходят недалеко и смотрят, когда вернётся ежиха. Но ежиха не возвращается.

Вопрос: Что неправильно сделали дети?

Ответ:  Нельзя ловить и уносить детенышей зверей в природе о них заботятся взрослые животные.

  • Конкурс следопытов.

      Детям показываю плакаты с изображением следов животных и птиц на снегу.

Ведущая. Взгляните на эти странные картинки и попытайтесь угадать,   каких животных и птиц встретил, Лесовичок обходя, свои владения?

  • Демонстрация репродукций пейзажей. (Разные: горы, моря, реки, леса, луга.)

        1-2 команде.

         Нужно определить есть ли на картинах живая природа (растения, животные).  И неживая природа (облака, вода, горы, воздух, снег, солнце?)

         Какие из этих объектов можно найти вблизи детского сада?

     Опыты.

  • Игра «Живое – неживое».
  1.     Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются (например, если названо растение – поднимают руки, «растут», если животное – прыгают). Если назван объект неживой природы, дети замирают на месте.
  • На экологической тропинке.

         Хозяин тропинки Боровичок. Предлагает сначала найти на ней всё, что относится к живой природе. После этого он показывает на любой объект  и предлагает детям доказать, что это живая (неживая) природа. За правильные ответы сказочный герой может дать камешки, листики, то есть различные природные  объекты.

  • Музыкальная пауза.

Детям предлагаю потанцевать под весёлую музыку.

* * *

             На весёленьких утят, быть похожими хотят,

Быть похожими хотят не зря не зря.

                Повторяйте все за мной, все фигуры до одной,

Все фигуры до одной и кря, кря, кря.

Конкурс капитанов.

Вопросы:

- На каких деревьях зимой можно увидеть листья?

- Где ночуют в зимнем лесу глухари?

- Какие ещё птицы прячутся под снегом.

- Чем питается белка в зимнем лесу?

Конкурс «Прятки».

Командам предлагается рассмотреть картинки, на которых «спрятаны» животные и птицы. Каждая  команда должна отыскать по пять животных, и назвать их.

Музыкальный конкурс.

Ведущая: Ребята, вы знаете песни о каком небуть времени года? Команды совещаются и выбирают песню для коллективного исполнения.

  • Маленький Мук, вам  прислал игру: «Ящик ощущений».

1-й вариант. Положить в ящик сухой лист, шишку, камень, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку и т.п.

Задание – на ощупь определить всё, что относится к природе («неприроде»). Вынув предмет, ребёнок должен доказать, почему он имеет природное (или искусственное) происхождение.

  • Вопрос от Водяного.

Расскажите, чем дышат рыбы под водой, а чем дышат животные?

Задание от Водяного.

Смоделируйте мне, что необходимо рыбам для их развития.

(Дети моделируют на листах бумаги развитие рыб). 

  • Вопрос прислал Доктор Айболит.

    Ребята, подумайте и скажите. От работы, каких внутренних органов зависит наша жизнь.  (Сердце, желудок, печень, кишечник, лёгкие). Какие вы знаете части тела? (Голова, шея, туловище, руки, ноги).

   Давайте с вами поиграем,  отправимся в путешествие в организм человека. (Провожу обучающую игру).

    Теперь давайте мы с вами зарисуем необходимые внутренние органы (предлагаю детям уже готовые контуры нарисованных органов).

  • Задание от Доктора Айболита.

 Ребята, отгадайте кроссворды.

  Кроссворд 1.

 Как эти органы называются у животных?

 - Сегодня кроссворд у нас такой: я буду называть органы человека, а вы будете говорить, как они называются у животных.

  По вертикали:

  1. У человека ногти, а у животных?
  2. У человека волосы, а у зверей?
  3. У человека руки, а у зверей?

  По горизонтали:

  1. У человека губы, а у птиц?
  2. У человека лицо, а у  животных?
  3. Какой орган отсутствует у человека, но есть у животного?
  4. У человека усы, а у животного? (Это слово трудное, педагог его      подсказывает: усы зверей  называются вибриссами.)

Кроссворд 2.

 Как эти органы называются у человека? 

 А этот кроссворд  совершенно другой: я буду называть органы животных, а вы будете говорить, как называются у человека.

 

По вертикали:

  1. У животных передние лапы, а у человека?
  2. У зверей шерсть, а у человека?
  3. Какой орган есть у животных, но отсутствует у человека?

 

По горизонтали:

  1. У животных морда, а у человека?
  2. У птиц перья, а у человека?
  3. У животных когти, а у человека?
  4. У животных вибриссы, а у человека?
  5. У птиц клюв, а у человека?

 

Кроссворд 3.

Правильно ли поступал мальчик?

 - Ребята, ещё очень интересный кроссворд прислал нам Иван Царевич.

Эта история случилась с мальчиком Васей. Только вы должны будете помочь мне определить некоторые слова в этой истории. Они зашифрованы в кроссворде.

История.

  1. Однажды мальчик взял в руки какой-то острый предмет. (Нож).
  2. И стал обращаться с ним не так, как нужно. Что он стал делать? (Баловаться.)
  3.  Подставил он под нож очень важную часть руки. (Палец.)
  4.  На пальце появилось повреждение. Как оно называется? ( Рана.)
  5. Из раны потекла очень нужная человеку жидкость. (Кровь.)
  6. Мальчик испугался и стал что-то очень громко делать. Что он стал делать? (Орать.)
  7. А что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (Думать.)
  8. Какой орган человека это делает? ( Мозг.)
  9. Что человек должен беречь всю свою жизнь? ( Здоровье.)

    Ведущая: Наши сказочные герои довольны вашими ответами и приглашают к себе в гости: в лес, парк, к речке. Но нужно всегда помнить, что в природе есть свои правила поведения: когда вы в гостях у животных и растений, нужно вести себя очень осторожно, чтобы не принести вреда цветам, деревьям, птицам, насекомым, рыбам, зверям. Ведь мы их гости.

    Писатель  Михаил Пришвин сказал: «Рыбам нужна вода, птицам – воздух, зверям – лес, степь, горы. А людям нужна Родина. Нужно с большим вниманием и любовью относится к своему здоровью. Оберегать и любить природу – значит, беречь и любить Родину.

    Наша передача подошла к концу.

Звучит, музыка участники, танцуют.  И выходят из комнаты в сопровождении маршевой музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.

Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....

Викторина для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знай правила дорожного движения"

)Викторина для детей старшего дошкольного возраста по теме :«Знай правила дорожного движения»Цель: повторить и закрепить пройденный материал по данной теме. Подведение итогов на основе полученных резу...

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Космос"

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Космос"Программное содержаниеЦель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.ЗадачиОбразовательные:Систематизировать знания дете...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-вестники весны» - авторская разработка.Донской Татьяны Станиславовны музыкального руководителя ГБО СОШ 1355 г. Москва.

Данный сценарий может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями в работе с детьми старших и подготовительных групп.. Дошкольники познакомятся с обычаями русского народа, связанными ...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Конспект занятия-викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе, помочь детям вспомнить уже известных животных.расширить кругозор детей;воспитывать бережное отношение к природе;развивать воображение, вни...