Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

     При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по дополнительному образованию "Приобщение детей с нарушением зрения к истокам русской народной культуры". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_-_metod._rek.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация для педагогов: «Из опыта работы по созданию развивающей среды – творческая мастерская «Русская изба».

Дополнительное образование по теме:

 « ПРИОБЩЕНИЕ   ДЕТЕЙ  С  НАРУШЕНИЕМ  ЗРЕНИЯ К ИСТОКАМ  РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».

 

                                                                    Бехтерева Людмила Николаевна,

                                                                    учитель-дефектолог, педагог

                                                                    дополнительного образования

                                                                    ГБДОУ № 24 Василеостровского                                                                                                                                                                                    р-на Санкт-Петербурга,

Почетный работник общего

образования РФ.

         

        

              Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения одновременно с общеобразовательным процессом осуществляет специальную коррекционную работу, направленную на преодоление отклонений в психофизическом развитии воспитанников для успешной  интеграции их в учебной и общественной жизни. У детей с депривацией зрительных функций, как правило, проявляются характерные особенности: процесс формирования образов значительно замедлен, а так же искажены представлениям об окружающем мире, слабо развито зрительное внимание, наглядно-образное мышление, речь и воображение. Зрительная патология  влияет и на формирование эмоционально- волевой сферы личности ребенка. Для них характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, неуверенность в себе.

             Многолетний опыт тифлопедагога (учитель-дефектолог  детей с нарушением зрения), позволяет сделать вывод, что приобщение детей к основам русской культуры положительно воздействует на всестороннее развитие ребенка и является огромным терапевтическим потенциалом что, несомненно, может быть одним из направлений коррекционно- педагогической работы. С учетом особенностей работы с детьми с нарушениями  зрения, был адаптирован программный материал с целью включения в работу ряда коррекционных задач: развитие зрительных функции глаза (фиксация взора, цветоразличение и др.); формирование представлений о сенсорных эталонах; ориентировки в пространстве; развитее мелкой моторики и зрительно-моторной координации; развитие коммуникативных навыков общения и другие. В своем выборе мы руководствовались программой О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой[1], поскольку приоритетами в ней являются: воспитание у ребенка понимания того, что он является частью великого русского народа; формирование у детей уважительного отношения к труду и восхищения мастерством человеческих рук; приобщение детей к многовековой мудрости народа, которая проявляется в народных праздниках, традициях, фольклоре.  Нам важна такая стратегия развития личностной культуры ребенка, особенно для ребенка с ограниченными возможностями в развитии.  

    Для реализации поставленных целей в детском саду № 24 Василеостровского района Санкт-Петербурга была создана  комната «Русская изба». Этот мини - музей существует уже больше десяти лет. Создавался  он всем «миром». Сотрудники, родители, знакомые приносили сюда подлинные старинные вещи: чугунки, прялку, ухват, веретено, железные утюги, серп и прочее. Большую роль в организации «Русской избы» сыграла заведующая ГБДОУ №24 Моисеева Александра Евграфовна.  Будучи хорошим хозяйственником и прекрасным руководителем, она активно содействовала созданию интерьера «Русской избы»: была заказана деревянная мебель,   вышивка на занавесках, детские ткацкие станки - бердо, макет русской печки и многое другое.  Заходя в этот уютный уголок, ребенок сразу окунается в особую атмосферу русского традиционного быта: деревянный стол с самоваром, лавки, в углу – русская печь с чугунками, ухватом и березовыми дровами, на окнах – вышитые занавески, к потолку подвешена детская люлька, у стены – прялка.

     На фоне этого убранства глаз невольно останавливается на творческих  работах детей: это  чудо -кони из лыка, куклы - зернушки, барышни -столбушки с младенцами на руках, тканые пояса и многое другое. Человек, попавший сюда впервые, непроизвольно задается вопросом: неужели это все смогли сделать сами дети? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, попробуем разобраться в том, насколько необходима и актуальна музейно-педагогическая деятельность в подобном учреждении.

     Творческая мастерская создавалась как живой уголок истории, чтобы, попадая сюда, ребенок мог непосредственно соприкоснуться со старинными предметами, примерить костюм персонажа русской сказки, вжиться в сказочный образ. Подлинные предметы приобретают для такого ребенка особую значимость, являясь источником знаний, умений, навыков и накопления чувственного опыта. Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; особенно это касается детей с нарушением зрения. Даже самый подробный рассказ не заменит непосредственный контакт с предметом. Ребенку необходимо не только показать, как пользоваться ухватом и веретеном,  но и вызвать желание самому выполнять простейшие действия: скручивать нить на веретене, ткать на бердышке, с помощью ухвата вынимать горшок из печи и, конечно, мастерить игрушки. Все это способствует развитию личностно-эмоциональной сферы ребенка.

     Важным условием реабилитации детей является активизация зрительных функций, развитие резервных возможностей сохранных анализаторов. Включая в процесс восприятия все органы чувств (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение), педагог способствует формированию умения детей опираться на полученные знания и информацию. Например, на занятиях в русской избе дети учатся различать по запаху лекарственные травы (ромашку, мяту, зверобой); обыгрывая русскую народную сказку «Вершки и корешки», дети учатся с закрытыми глазами различать по вкусу продукты (морковь, репа, капуста, яблоко).

   Участие сохранных органов чувств обогащает представления детей об  окружающем мире, поэтому для изготовления игрушек используются различные материалы. Это и ткань разнообразной фактуры (лен, ситец, флис, шелк), и бумажная веревка, нитки, лыко, льноволокно и др.

     Все занятия по изготовлению игрушек включают в себя задачи по развитию мелкой моторики: свивание нитей, ткачество на бердышке, набрасывание петель, завязывание узлов, скрепление частей игрушек крестообразным способом, плетение кос, завязывание бантиков. Мышечные возможности руки ребенка, как и мышцы глаза, требуют тренировки и коррекции. При этом большую роль играют специальные пальчиковые упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, взятые из народной педагогики, такие как: «Солнце встало…», «На постой…», «Мы капусту рубим…» и др. При выполнении пальчиковых игр дети следят за движениями руки, что способствует развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного контроля и внимания.

     Также на этих занятиях активизируется такая зрительная функция, как цветовосприятия. При подборе тканей для одежды кукол дети учатся различать оттенки цветов от самого светлого до самого темного. Для развития контрастной чувствительности и восприятия цветов спектра дети учатся находить образцы по цветовой гамме русского народного костюма.

     Особенно важно в наше компьютеризированное время, что ребенок  не визуально знакомится, а непосредственно соприкасается с разнообразными народными игрушками, чьи конструкции не перестают удивлять своей простотой и народной мудростью. Ребенок учится из квадрата ткани делать птичку, а из прямоугольника-зайчика, так, например,  появляются сначала уши, затем – мордочка, и в конце – зайка прыгнул ребенку на пальчик. Впитывая  эти народные премудрости, ребенок незаметно для себя в доступной игровой форме учится преодолевать трудности, самоутверждаться и радоваться успеху.

           Ценно еще и то, что освоение и закрепление навыков происходит на благоприятном эмоциональном фоне: ребенок  трепетно приносит игрушку домой и с гордостью демонстрирует ее родителям. Несомненно, успешным залогом взаимодействия с семьей являются разнообразные формы работы: мастер-классы по изготовлению игрушек; семейный клуб «Теремок»; тематические праздники совместно с родителями «Масленица», «Рождество», «Встречаем весну» и другие; конкурсы; выставки.

     Занятия в творческой мастерской «Русская изба» не только позволяют нашим детям прикоснуться к прошлому, но и помогают ему осваиваться в современной жизни, ее в доступной игровой форме с традиционным бытом народа.

        

                                        ЛИТЕРАТУРА

      Ботякова О.А.  Российский Этнографический музей – детям. – СПб «Детство-Пресс».   2001. -  С. 188.

     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб «Детство-Пресс»  , 1999.  -  С.  300.

     Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли- сад- начальная школа). – Москва: «Город»,  1999. -  С. 157.

     Чумалова, Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 32 – 39                  


[1] Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб, 1999. -  С.7-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по содержанию образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО

Методические рекомендации по содержанию  образовательного плана по работе с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС ДО...

Методические рекомендации по освоению стандарта ( из опыта работы )

Актуальность данных методических рекомендаций очевидна – опыт работы с педагогами и специалистами, занимающимися методической работой в системе образования, показывает, что как начинающие специа...

«Методические рекомендации по использованию мультипликационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД в условия реализации ФГОС»

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстро входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ....

Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по проведению зарядки в работе с детьми с задержкой психического развития....

"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»

Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...