Главные вкладки

    "Совместная деятельность с родителями по экологическому воспитанию дошкольников"
    проект по окружающему миру по теме

    Русакова Татьяна Витальевна

    проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx19.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Совместная деятельность с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)

    Актуальность:

     Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

    Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).  Поэтому   в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении»,   и др.  . Семья занимает важное место и  в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки .   Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес,  любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

    - Педагог-родитель;

    - Педагог-ребенок-родитель.

    Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

    Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в   деле воспитания детей.

      Задачи проекта:

    1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

    2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

    3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей  .

    4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

    5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

    Ожидаемые результаты:

    - посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

    - непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

    - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

    Участники проекта: родители и дети, педагоги.

    Этапы работы :

    1. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).  С этой целью необходимо  провести анкетирование. Ответы родителей   обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

     2. Подборка консультативного материала.

    3.Выбор совместных форм работы.

    4.Проведение опроса родителей в конце   учебного года ,который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

    При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать  родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.    

    Я разработала комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в экологическом образовании дошкольников подготовительной группы.    Работа велась по следующим направлениям:

     Направления работы:

     - работа с родителями

    Задачи:

    •        повышение социально - экологической культуры родителей;

    •        знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

    •        оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

    Формы работы : проведение анкетирования в начале и в конце учебного года; родительское собрание «Берегите природу»,косультации ««Познавательные интересы вашего ребёнка», «Сбережем родную природу», «Приобщения детей к природе».

     - совместная деятельность с детьми:

    Задача: включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей   дошкольного возраста.

    Формы работы:

    •         проведение  совместных экскурсий, прогулок.  ;

    •        участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

    •        сбор коллекций природных материалов;

    •        выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

    •        природоохранные акции (уборка территории детского сада , посадка деревьев, оформление кормушек).

     Формы  работы   педагога с родителями:

     Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

    Коллективные формы:   родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами экологического воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.  

     Индивидуальные  формы  -педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

    Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога .

     Наглядные формы :  оформление стендов,   оформление выставок творческих  совместных работ( " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок".   Конкурс "Лучшая поделка из природного материала", рекомендации для родителей, выпуск   фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек       и т.д. В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

    Экологические газеты   содержат интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы  .   Родителями воспитанников  были  выпущены 2 газеты : «К Земле с любовью», «Одумайся, человек!»

    Нетрадиционные (смешанные формы или комбинированные) - Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),  день открытых дверей,  совместные прогулки, экскурсии.

         Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу,  мы с детьми и родителями  собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

     Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Я стараюсь привлекть к  участию  в таких мероприятиях и родителей.  Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.Совместно с родителями проведен КВН на тему « Витаминный калейдоскоп», инсенировка сказки «Репка», «Приключения в осеннем лесу».

    Наша группа участвовала в муниципальном конкурсе «Вторая жизнь мусора», совместно с родителями был собран бросовый  материал для изготовления нарядов «Снежной королевы» и «Королевы Весны».Наши  костюмы из бросового материала оказались самыми лучшими и  наряд «Снежной королев» был удостоен  награды за превое место.

     

      В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,  зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами. Активными помощниками при обновлении и   обогащении уголков природы являются родители, которые  систематически  приносят  новые отростки растений , собирают  различные материалы для провдения опытов. Весной папы изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают  почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка.  

     Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.  Такая  совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в  первую очередь,    способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

    Выводы: Разработанный   комплекс мероприятий показал свою эффективность. Благодаря тому, что я  подключила к образовательному процессу семью, уровень сформированности экологических знаний дошкольников повысился. Следовательно, подтвердилась гипотеза    о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

    Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

    •        сформированы начала экологической культуры у детей;

    •        сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

    •        дети учатся практическим действиям по охране природы;

    •        развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    •        у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Всё хорошее в людях - из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

    Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

    Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

    Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

    «Берегите природу» Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

    Дерево, цветок, трава и птица -       Не всегда умеют защититься.  Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни....

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их...

    Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

    Методичсекая разработка по совместной деятельности совместно с  родителями в экологическом воспитании дошкольников....

    Конспект совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию

    Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениедетский сад № 83 Калининского района Санкт-Петербурга...