Знакомство с лесом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие по окружающему миру для ознакомления дошкольников с широколиственными лесами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_lesom.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе.

Тема: Знакомство с лесом.

Задачи: Сформировать у детей представление о многообразии лесов, о взаимосвязях обитающих в лесу растений и животных с окружающей средой и друг с другом; познакомить детей с особенностями широколиственного леса, с отличиями широколиственных пород от хвойных.

Материалы, инструменты, оборудование:

«Волшебный мешочек», сухие листья(липовые, берёзовые, осиновые, дубовые, кленовые), жёлуди, плоды и семена(ясеня, клёна, липы, шиповника), фланелеграф, плоскостные изображения животных, растений и грибов широколиственного леса

(Животные: медведь, косуля, кабан, барсук, лесная мышь, крот, ёж, дождевой червь, жук-олень;

Деревья: ясень, клён, дуб, липа;

Кустарники: шиповник, орешник;

Травы: ландыш, копытень, медуница, первоцвет весенний, гусиный лук, фиалка)

Полоска коричневой бумаги (почва), жёлтый круг (солнце), бумажная «капелька воды».

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Воспитатель: Ребята, чудесный мешочек приготовил нам сюрприз. Надо отгадать , что в нём находится. Как подсказку предлагаю отгадать загадку и потрогать предмет в мешочке.

Загадка: Все детки на ветках

                 С рожденья в беретках.

                 С деревьев упадут

                  Береток не найдут.

Ребёнок достаёт жёлудь и рассказывает, на каком дереве растут такие плоды.

2.Изучение нового материала.

Воспитатель: А теперь ,ребята, рассмотрите всё, что лежит на подносе.

Дети трогают, нюхают, исследуют все объекты (веточки деревьев, кусочки коры, плоды и семена).

Воспитатель: Предлагаю вам, разложить эти предметы в отдельные коробочки.

Дети раскладывают материал по группам: в одну коробочку  всё, что относится к клёну, в другую- к дубу и т.п.

Игра «От какого дерева лист».

Воспитатель  предлагает соотнести лист и изображение дерева, попутно проводя словарную работу( лист дуба-дубовый, лист берёзы-берёзовый и т.д.)

Воспитатель: Какие листья не похожи на остальные?(Хвоинки)

                          Деревья с хвоинками называются хвойными. Деревья, у которых есть привычные для нас листья, называются лиственными.

                          Рассмотрим листья дуба, берёзы, клёна и липы. Что вы видите общего?(У каждого листа есть черешок.  На листочке  есть линии.)

                           Да, ребята, черешок удерживает лист на веточке. А линии на нём называются прожилками. На верхней стороне листа они как бы вдавлены внутрь, а на нижней - выпуклые. По прожилкам, как по трубочкам для  коктейля, в лист поступает вода и питание из земли.

Воспитатель предлагает разложить все листья в один ряд, начиная от самых крупных и заканчивая самыми мелкими.

Воспитатель: Листья каких деревьев оказались в начале ряда? А каких в конце?(Самые крупные-листья клёна, дуба, липы, самые мелкие- берёзы, осины)

                          У клёна, дуба и липы листья большие, широкие, поэтому эти деревья  называются широколиственными. А у берёзы и осины листья небольшие, мелкие, поэтому  эти деревья называют мелколиственными.

                         Как будет называться лес, в котором больше всего широколиственных деревьев?(Широколиственный)

                         А лес, в котором больше всего хвойных деревьев?(Хвойным)

                         В нашей стране есть и широколиственые, и хвойные леса, но хвойных больше. Широколиственные леса растут там, где тепло.

4.Работа по географической карте.

Воспитатель находит с детьми на карте места, где растут широколиственные и хвойные леса, родной город или посёлок и обсуждает есть ли в этой местности леса. Дети вспоминают ,какие растения растут в них и какие животные обитают.

5.Работа на фланелеграфе.

Воспитатель: А теперь мы с вами построим схему широколиственного леса.

                        Что нужно для того, чтобы росли растения?(Почва)

                         Да, из почвы растения берут воду, питание. Обозначим почву полоской коричневого цвета.(Выставляет на фланелеграф полоску коричневой бумаги).

                         В саду и на огороде, чтобы растения лучше росли, мы рыхлим почву. А кто это делает в лесу?(Крот, дождевой червь ).А ещё кабан, который роет землю в поисках желудей, лесные мыши.

                         Что ещё нужно растениям, кроме почвы?(Свет, тепло и вода)

(воспитатель прикрепляет к фланелеграфу изображение солнца и капельки воды)

Воспитатель: Наш лес называется широколиственным, значит, какие  в нём растут деревья?(Дуб, клён, липа) Под такими лстьями света не очень много, поэтому многие растения широколиственного леса умеют жить в тени.

                         А кроме деревьев, какие растения мы встретим в лесу?(Кустарники).

                         Чем кустарники отличаются от деревьев?(У них много веточек растёт сразу из земли).

                          Назовите эти кустарники.(Шиповник, орешник).

                        Есть в лесу и травы, например, ландыш,копытень. Листочек копытня похож на копытце, отсюда его название. Поскольку под деревьями света немного, многие растения цветут весной, когда листья ещё не распустились, и в лесу много света. Такие растения называют первоцветами, потому что они цветут первыми. Одно из них,с жёлтыми цветками, так и называется-первоцвет весенний. Есть ещё гусиный лук, медуница, фиалки. В конце весны распускаются ландыши. Таких растений становится всё меньше, потому что люди срывают их для букетов.

(На фланелеграфе по ходу беседы выставляются изображения деревьев, кустарников и трав).

Воспитатель: Что ещё можно встретить в лесу?(Грибы)

(На фланелеграф помещается изображение гриба)

Воспитатель: В широколиственных лесах много разных грибов. Возле дубов растут грибы, которые так и называются дубовики. Есть здесь и белые грибы. Раз в лесу есть растения, грибы, значит и есть животные, которые их едят. Хищные животные охотятся на тех, кто ест растения. Вспомним животных широколиственных лесов.(Медведь, лиса, косуля, лиса, ёж, лесная мышь, барсук, иволга, сова, сойка, поползень, змея, ящерица, муравьи, жуки, дождевой червь, крот).

                  Посмотрите какой лесной дом с этажами мы построили.

                  Ребята, что вы видите на первом этаже нашего дома?(Травы)

                  А на втором?(Кустарники)

                  Что расположено на 3 этаже?(Деревья ).

                   Ветки деревьев можно сравнить с крышей, а землю- с подвалом этого дома. И повсюду есть свои жильцы, у каждого своя «квартира»: кто-то живёт в норе, кто-то в дупле, кто-то под корой дерева. Все жильцы этого дома связаны между собой. Когда мы приходим в лесной дом, надо соблюдать определённые правила. Какие?

Правила поведения в лесу.

                          1.Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких                     животных. Они любят добрых детей.

2.Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3.Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4.Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

5.Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.

6.Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

6.Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо отвечали на вопросы и активно работали.Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим "Знакомство с лесом" (средняя группа)

Конспект разработан в рамках образовательной области "Познание (ознакомление с окружающим)", имеет экологическую направленность, занятие посвящено знакомству детей с лесом и его видами, с деревьями ср...

Знакомство с лесом и его обитателями.

С самого раннего детства я приобщаю детей к природе....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».

Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.Цель: обогащать пр...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возраста. Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».

Цель: обогащать представления детей об окружающем мире.Задачи:Образовательные:— Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших;— Формирование основ бе...

Конспект занятия (для детей 5-6 лет ) Тема: «По лесным тропинкам». Знакомство с лесом.

Познакомить детей   с понятием о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и необходимы друг другу....