Конспект занятия (для детей 5-6 лет ) Тема: «По лесным тропинкам». Знакомство с лесом.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с понятием о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и необходимы друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_lese.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия (для детей 5-6 лет )
Тема: «По лесным тропинкам». Знакомство с лесом.
Автор: Артемова Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования
МУДО детский эколого-биологический центр
г.о. Павловский Посад
Тема: Знакомство с лесом.
Цель: Познакомить детей с понятием о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и необходимы друг другу.
Задачи: способствовать развитию познавательной деятельности;
развивать внимание, наблюдательность, память;
познакомить с природным явлением ветер.
Оборудование: мультимедийный проектор;
презентация;
фонограмма музыкальных произведений, театральных шумов;
картинки с изображением деревьев и кустарников;
муляжи грибов, ягод;
прозрачная емкость с водой ( 4-5 шт.);
бумажные кораблики.
Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.
Основная форма проведения учебного занятия: занятие-игра с элементами учебной деятельности.
Структура:
1.Часть Организационная.
2. Часть основная.
3.Закрепление
4. Рефлексия.
Литература:
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М.,1993.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка», М., 1998.
Интернет-ресурсы. «Сезоны года»
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята (ответы детей). Сегодня у нас необычное занятие, потому что в гости к нам пришел старичок-лесовичок, который очень хочет услышать, что вы знаете о лесе. (педагог надевает перчаточную куклу и задает вопросы детям от лица старичка-лесовичка )
Вопросы:
Кто был в лесу?
В какое время года - весна, лето, осень, зима?
Что видели в лесу?
Что там растет?
Какие животные и птицы живут в лесу?
Лесовичок слушает небольшие рассказы детей, хвалит их на наблюдательность. Далее сообщает детям о том, что самые главные жители леса-деревья, в лесу их много, все они разные.
2. Основная часть.
Педагог: Ребята, что изображено на картинках? (Дети рассматривают картинки с изображением разных деревьев.) Правильно, деревья, лес. Кто из вас сможет назвать их? (перечисление детьми названий деревьев на картинках) По каким признакам вы узнали березу, дуб, сосну, клен, рябину, ель? (ответы детей) Отгадайте загадку: «Сидит-зеленеет, лежит-пожелтеет, падает-почернеет»? Совершенно правильно лист дерева. Как мы видим на картинках, леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все деревья, какие мы видим на изображениях. Существуют леса хвойные - темные леса, где преобладают деревья, на которых растут иголки вместо листьев. Хвойные деревья склонны быть вечнозелеными, то есть их хвоя держится на ветвях круглый год. Исключением можно считать только род лиственниц, хвоя которых желтеет и осыпается в конце каждого лета. В березовых рощах растут одни березы - это светлые леса; в сосновом бору- одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - орешник, малина, бузина, на земле растут травы, ягоды и грибы. Давайте рассмотрим на экране и назове некоторые из них, для этого отгадайте ребятки загадки. ( работа с презентацией)
Этот гриб - король грибов,
Полюбуйтесь, он каков!
Коричневая шляпка,
Беленькая ножка,
Я такого молодца
Заберу в лукошко.
Он и крепок, и велик,
Гриб с названьем… (Боровик)
Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются ... (Лисички)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. ( Опята)
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ..( Подосиновик)
В лесу на болоте
Вы травку найдёте,
А на ней синеет гроздь —
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем —
Огоньки собираем. (Земляника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Педагог: Молодцы, ребята, мы с вами перечислили малую часть грибного и ягодного сообщества. Кто может дополнить название грибов и ягод? (дети поднимают руки и называют ягоды и грибы)
Лес всегда наполнен звуками, друзья, отгадайте загадки, и мы узнаем, кому они принадлежат.
Это что за вертолёт
Отправляется в полёт
Над озёрами, лугами,
Над цветущими полями? (стрекоза)
Пёстрый листочек,
Присел на цветочек,
Посидел-посидел -
И вдаль полетел. (бабочка)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу
Мёд вожу. (пчела)
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу
Не жужжу, когда тружусь
А жужжу, когда кружусь. (жук)
В лесах живут самые разные насекомые, жужжащие, летающие и ползающие, а еще дикие животные, лесные птицы.
1.Рыжий маленький зверёк
Хвост пушистый - скок да скок.
Прыгает с ветки, щёлкает орешки. (Белка)
2.Длинноухий зверёк
По лесочку прыг да скок
Он боится всех в лесу
Даже рыжую лису. (Заяц)
3.Он колюч, и колок.
Весь он из иголок
Не боится никого,
Даже волка самого. (Ёжик).
4. Есть в лесу, большая киска.
Но не ест она сосиски.
На ветвях она лежит
Громко рыкает, мурчит. (Рысь)
5. Он и ловок и зубаст
Для зверей он просто страх
Он по лесу, рыщет
Кто, же он … (Волчище)
8.Ходит в шубке огневой
Хвост пушистый золотой.
Хитрая сестричка. Рыжая... (Лисичка)
9.Он зимою крепко спит.
Храп в берлоге лишь стоит.
Весной он просыпается
Из дома, выбирается. (Медведь)
Все звери, птицы, насекомые находят себе в лесу жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их, он для них дом родной, защита. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. Лес – это замечательное природное богатство. Лес нужно беречь! ( Звучит классическая музыка) Послушайте ребята замечательный рассказ «Осенние похождения крольчат».
«Осенние похождения крольчат»
Один за другим выглядывают из норы три маленьких крольчонка. Они смотрят по сторонам во все глаза и, с удовольствием принюхиваясь к новым запахам, шевелят ушами. Мама – крольчиха позабыла закрыть вход в нору, и крольчата воспользовались случаем и вылезли наружу. Самый храбрый подполз поближе к улитке и с любопытством стал рассматривать ее домик. «Какое странное животное! К тому же оно такое липкое!» - сказал пораженный крольчонок братьям и тут же забился под куст. Его братья тоже бросились в разные стороны, услышав громкое «тук – тук! Тук – тук –тук!» Но им нечего опасаться. Это всего лишь дрозд. Он прилетел полакомиться спелой ежевикой. Крольчатам очень понравилось его черное оперение, блестевшее на солнце, и ярко – желтый нос. Увидев, что дрозд им не враг, крольчата решили отправиться дальше. Они побежали куда глаза глядят, но внезапно кто-то громко сказал: «Ква!» Трусливые зайчата кинулись к кустам ежевики и затаились там. «Ква!» - сказала еще раз лягушка и поскакала к болоту. Братья покинули свое убежище и поспешили за ярко – желтой бабочкой. Она кружилась в небе, присаживалась на цветы и снова улетала, как бы играя с крольчатами. А они были рады гоняться за нею, не подозревая, что совсем недавно эта полевая красавица была самой обыкновенной гусеницей. Наконец, кролики нагулялись и отправились домой. Там их уже ждала мама. Теперь она точно знает, что ее малыши уже совсем взрослые и ничего дурного с ними в лесу не приключиться.
Вопросы:
Кого встретили крольчата в лесу?
Что узнали интересного?
А что вам, ребята, интересного приходилось наблюдать в лесу? (Рассказы детей)
Какие правила в лесу необходимо соблюдать?
Физкультминутка
Мы листики осенние, ( руки вверх, размахиваем)
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Педагог: Спасибо, присаживайтесь на свои места. Наш старичок-лесовичок очень доволен вашими ответами. Но у него есть еще одна загадка:
Рукавами махнул - деревья нагнул.
Не зверь, а воет.
Крыльев нет, везде летает.
Правильно, ветер. Кому знакома такая картина - выглянешь за окно, а там деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки. Ребята, а вы хотите побыть сегодня в роли ветра? (ответы детей)
Давайте разделимся с вами на подгруппы (пары или тройки). Каждой группе я предлагаю емкостьс водой, у каждой группы она имеет свой цвет. Придумайте название для своего воображаемого моря. Придумали? Итак, море есть, бумажные корабли спущены на воду, а вы поочередно дуйте в паруса своим кораблям, и они поплывут. Что происходит с вашими кораблями? Они движутся благодаря ветру, как и настоящие парусные корабли. А что будет, если ветра нет? А если очень сильный ветер и начинается буря, волны захлестнули корабль? Корабль может потерпеть кораблекрушение. Ребята, помогает ли ветер в природе, и кто может привести примеры этой помощи. (ответы детей) Правильно, ветер переносит семена растений, и помогает сажать новые леса, на полянках которых мы видим красивые цветы.
3. Подведение итогов.
Педагог: Наше путешествие в лес подходит к концу. Чтобы не забыть о лесной прогулке, предлагаю поиграть в игру «Кто где живёт?» (Развивающая игра про животных и их дома.) В игре даны парные карточки с изображением животных и их домов (мест, где они живут- нора, берлога, дупло, гнездо…). Ваша задача найти дом для каждого животного.
(Звучит классическая музыка)
4.Рефлексия.
Педагог: Мы по лесу погуляли, много нового узнали, что сегодня было наиболее интересным и запоминающимся? ( ответы детей) Спасибо, до новой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С КРУГОМ.ЦЕЛЬ: Учить различать форму круга.1. Образовательные задачи: выявлять знания детей о форме «круг», знакомить с понятием «круг»; различать форму «круг».2. Ко...
Конспект занятия для детей первой младшей группы. Тема: «Зима в лесу»
Конспект занятия для детей первой младшей группы. Тема: «Зима в лесу» Цели: Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.Закрепить знания о количестве и цифре ...
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе "По лесным тропинкам"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ...
Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"
Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"...
Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности на тему: «По лесной тропинке с Красной Шапочкой» в средней группе
выявление уровня сформированных знаний, умений и навыков, полученных в течение учебного года....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «По лесным тропинкам»
Занятие составлено по ФГОС ДО, соблюдены все части занятия....