НОД в области "Познание" ( Ф.Ц.К.М.) Тема: Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горошилова Елена Панцофиевна

Формировать у детей представления о морском флоте, профессии -моряк.Расширить знания о родном крае, его исстории, о героическом подвиге русских матросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_k_varyagu.docx197.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №20 г. Владивостока»

Пояснительная записка

«Врагу не сдаётся наш славный Варяг»

Старшая группа

                                                                              подготовили

                                                                               воспитатели

                                                              Шлык Елена Викторовна

                                                             Горошилова Елена Панцофиевна

г. Владивосток 2013г

                               

                        Помните!!! Через года, через века… Помните!!!

О                 Тех, кто уже не придет никогда… Помните!!!

                                 Детям своим расскажите о них, чтобы помнили!!!

                                 Детям детей расскажите о них, чтобы тоже  

                                 Помнили!!!

                         Встречайте трепетную весну… ЛЮДИ ЗЕМЛИ,

                                  УБЕЙТЕ ВОЙНУ, ПРОКЛЯНИТЕ ВОЙНУ, ЛЮДИ

                                  ЗЕМЛИ!!!

                                Мечту, пронесите через года и жизнью наполните,

                                  Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю

                                  Вас, люди… ПОМНИТЕ!!!

                                                Роберт Рождественский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

        Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

        Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

        В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зарядить интерес к истории России.

        Таким образом, под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

        В Приморье, почти каждая семья связана с морем, кораблями, флотом. Многие мальчишки и девчонки, мечтают о море, мечтают водить корабли, управлять огромными суперлайнерами, служить на Тихоокеанском флоте, бороться с океанской стихией.

        Как не вспомнить первую в мире женщину – капитана дальнего плавания, Героя Социалистического труда и Почётного гражданина города Владивостока Анну Ивановну Щетинину, которая с детства мечтала стать капитаном. Но сначала, надо было пройти весь нелёгкий путь от матроса до старшего помощника капитана. «Капитан Анна». Под этим простым именем её знали почти во всех портах мира. Под этим именем она прославляла, сама того не зная, страну, время и город в котором прожила до самой смерти и почётным гражданином которого она до сих пор  является. Капитаны дальнего плавания: Б.К. Конев, В.А. Федосеев, Н.Б. Артюх, И.С. Самойленко и многие другие, прославили нашу страну и Дальний Восток в годы освоения севера, Арктики, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Воспитанные на примерах героизма русских моряков, они стали героями своего времени.

        У нас, всех, кто живёт на Дальнем Востоке, с детских лет на слуху имя легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Во Владивостоке многое связано с этими именами: кинотеатр «Варяг», улица героев Варяга, завод «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота является гвардейский ракетный крейсер «Варяг». За последние годы им посвящены фильмы, написано много книг и статей. И интерес к этой странице истории нашей Родины за последние сто лет не уменьшился, а с каждым годом только увеличивается.

        9 февраля 2013года исполняется 109 лет подвига и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

 Удивительные слова о подвиге наших соотечественников сказал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II: «Жизнь - Родине, Душу - Богу, честь - никому». Такой девиз был записан в вахтенном журнале знаменитого крейсера. Высокие духовные принципы, отраженные в этих словах, послужили идеей, сплотившей воедино команду идущего в свой последний бой корабля, явились основанием бессмертного подвига русских моряков

        Вот и у нас, возникла идея рассказать детям о героическом подвиге русских моряков в преддверии двух событий: 109-ой  годовщины подвига моряков легендарного крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец» и Дня защитника Отечества.

Сто лет назад, 27 января (9 февраля) 1904 г., началась Русско-японская война. В этот же день крейсер "Варяг" (командир - капитан 1 ранга Руднев) и канонерская лодка "Кореец" (командир - капитан 2 ранга Беляев) на выходе из корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) вступили в неравный бой с многократно превосходящей по силам японской эскадрой крейсеров (2 броненосных, 4 бронепалубных крейсеров, 8 миноносцев).

Командующий японской эскадрой крейсеров контр-адмирал Уриу получил приказ от адмирала Того: "Преподнести "Варяг" в подарок императору!». Возбуждаемый боевым "самурайским" духом ринулся выполнять этот приказ, уверенный в легкости его исполнения. В таком же "самурайском" экстазе находились большинство командиров кораблей и команд японской эскадры.

В этом отношении характерна запись в дневнике одного из командиров японских крейсеров: "Мы не будем объявлять войну - это совершенно нелепый и глупый европейский обычай… Я заранее, радуюсь, смерти каждого русского, так как ненавижу эту нацию. Она мешает величию Японии".

Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1902-м. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире: при водоизмещении в 6500 т он имел скорость хода 23 узла (44 км/час), нес 36 орудий, из них 24 крупнокалиберные, а также 6 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк. К началу русско-японской войны "Варяг" выполнял миссию по охране русского посольства в Сеуле.

Ночью 27 января (9 февраля) Рудневу вручили ультиматум от японского контр-адмирала Уриу: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, в противном случае они будут атакованы на рейде.

Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.

Всеволод Федорович Руднев огласил ультиматум экипажу со словами: "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти".
Мичман Падалко ответил за всю команду: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец" будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир."


        В 11 ч. 10 мин. на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.
        "Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
Волнение было неописуемое, некоторые из матросов плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад.
        В исходе этого боя сомневаться было невозможно. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили шесть бронированных крейсеров и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Превосходство было более чем тройным, при том, что "Варяг" вообще не имел бортовой брони и даже бронированных щитов на орудиях.
Когда корабли противников увидели друг друга в открытом море, японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя", рассчитывая, что русский крейсер перед лицом их подавляющего превосходства сдастся без боя и станет первым трофеем в этой войне. В ответ на это командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11 ч. 45 мин. с крейсера "Асама" грянул первый выстрел, вслед за которым всего за одну минуту орудия японцев выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", поначалу игнорируя "Корейца". На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в овощную терку. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец".
          Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов.
"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". В течение часа он выпустил 1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме" начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь тяжелый ущерб, что его последующий ремонт тянулся более года. Еще два других крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из миноносцев затонул во время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 убитых и 200 раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда - когда силы русских моряков были на исходе, Руднев принял решение о возвращении в порт, чтобы спасти оставшихся в живых матросов.
        Это была победа русского флота. Моральное превосходство русских перед любыми силами противника было доказано страшной ценой - но цена эта была заплачена легко.
        Когда изуродованные русские суда добрались в порт, на палубу "Варяга" поднялся капитан французского крейсера Сэнэс: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".

Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь 7. В корпусе было обнаружено четыре огромные пробоины. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, погибли 33 моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны.
        Оставшихся в живых русских героев разместили на иностранных судах. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".
        Восхищенный доблестью русских немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", написал всем известную песню - "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель "Варяга"!

        Спустя некоторое время японцы подняли "Варяг", отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским царем и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем - "Варяг".
Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили "Варяг" и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю. Когда "Варяг" попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки "Варяга" англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.
        Капитан Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям "Варяга" установлены в порту Чемульпо, на Морском кладбище Владивостока, поселке Ленделфут, графство Южный Йоркшир, в Шотландии.

         В настоящее время флагманом Тихоокеанского Флота, является Гвардейский ракетный крейсер, который носит это славное имя - «ВАРЯГ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция на тему "Враг планете - это мусор!"

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие дошкольника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается зна...

Развлечение образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира и расширения кругозора) Тема: «Врагу не сдаётся наш славный Варяг»

Познакомить детей с понятием "война", формировать представление о приемственности поколений, защитников Родины, воспитывать чувство патриотизма, желание стать защитником ....

Конспект открытого НОД по экологическому развитию по теме: «Враг природе – мусор»

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходовЗадачи:1.Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.2.Развивать умение анализировать экологическую проблему.3...

Проект «Папа,мама,я - ГТО сдаёт семья!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21783813","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Презентация на тему ВРАГ ПРИРОДЕ – ЭТО МУСОР!!!

В этой презентации говорится о мусоре, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор.Берегите природу,дорогие друзья!...

Конспект занятия на тему: " Враг природы- мусор"

Дать представление о проблеме загрязненности мусором, донести важность этой проблемы и показать возможные варианты ее решения (способы утилизации). Воспитывать любовь к природе....

Конспект социально-коммуникативной деятельности в группе среднего возраста Тема: Тема: «Огонь- помощник, огонь- наш враг»

Конспект социально-коммуникативной деятельности в группе среднего возрастаТема: Тема: «Огонь- помощник, огонь- наш враг»...