Экологическое развитие дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проблема экологии - самая глобальная проблема на сегодняшний день. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества.

В современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.

В начале года у детей появился объект наблюдения - волнистый попугайчик. Дети приняли задачу ухаживать за попугаем (менять воду, подстилку, корм). Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что у детей в подготовительной группе на начало учебного года представления о природе разрозненные, дети не всегда могут четко сделать вывод, путаются с объяснениями явлений природы

Работу по экологическому воспитанию планировала по методике С. П. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Данная методика включает в себя отбор содержания экологических знаний, постепенное расширение и углубление осваиваемой ребенком информации, отбор способов познавательной деятельности в соответствии в характером знаний; постепенное расширение и углубление в планировании практических умений и навыков, позволяющих ребенку освоить и применить на практике приемы правильного ухода за живым существом, обитающим в уголке природы на участке д/с.

Для расширения и углубления знаний детей о насекомых как объекте живой природы я поставила перед собой следующие задачи:

дать детям понятие «живой организм» (дышит, растет, питается, размножается, чувствует, двигается);

продолжать формировать у детей обобщенные понятия «живой организм», «природа», «неживая природа», «человек», «животные», «растения»;

развивать систему познавательных интересов, умений, способность вычленять признаки, свойства, качества жизненных проявлений живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов;

развивать умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи;

учить детей видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;

развивать основные виды деятельности детей - игровую, трудовую, познавательную;

воспитывать гуманное отношение к природе;

учить оценивать поступки сверстников и свои собственные в процессе общения с природой.

Представляю Вашему вниманию конспекты занятий по экологическому воспитанию «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1

«Насекомые»

Задачи:

  1. Сформировать у детей элементарные понятия  о том, что насекомые  - это маленькие животные имеющие характерные признаки: голова, грудь, брюшко, 6-8 ног, крылья.
  2. Насекомые имеют разную среду обитания (в воздухе, на земле , в воде и на воде).
  3. Уточнить знания детей о том, как насекомые передвигаются, чем питаются, об их пользе.
  4. Продолжать учить детей моделировать признаки насекомых.
  5. Воспитывать осмысленное бережное отношение к насекомым.

Словарная работа: насекомые, окружающая среда, обоняние, голова, грудь, брюшко, 6-8 ног, крылья.

Материал: иллюстрации   насекомых, маски насекомых, грам. запись со звуками насекомых, лупы.

Предварительная работа: наблюдение насекомых в природе, чтение художественной литературы стихи, сказки, рассказы, рассматривание предметных картинок с изображением насекомых, рассматривание энциклопедий, отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Они живут повсюду за исключением, наверно, морских глубин. Я сегодня принесла вам много иллюстраций с этими существами (стрекозы, бабочки, жуки, пчелы, комары) О ком я говорю, вы не догадались?

Правильно это насекомые.

Возьмите лупы и рассмотрите их пожалуйста внимательно (индив. ответы детей  Вероника – на брюшке бабочки есть полоска).

Воспитатель: У насекомых хорошо видно брюшко, грудь, головку (Карина – и у стрекозы брюшко насечено и видна голова и грудь).

Воспитатель: Обратите внимание на тельце чем оно покрыто? Посчитайте конечности у своих насекомых (ответы детей – 6 шт.)

А скажите, ребята, сколько конечностей у человека? (дети -  2 ноги и 2 руки)

Обратите внимание, у нас с вами два глаза, а у насекомых может быть и 2 и 4 и 5 и 10. Например, у стрекозы 4 глаза, вращающиеся вокруг своей оси (педагог на модели показывает вращение глаз стрекозы).

Скажите, пожалуйста, дети, что у человека является органом слуха, чем мы слышим? (уши) Где они у нас расположены? (ответы детей)

А у насекомых уши могут быть в любом месте: у кузнечика, например. В ноге.

Ребята, где у человека находятся органы обоняния? Зачем они нужны?

А у насекомых органы обоняния – это  усики.

У человека постоянная нормальная температура тела 36.6˚ у насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода.

Посмотрите, какие разные насекомые большие и маленькие. А вы знаете, как называются ваши насекомые и где они обитают? Расскажите о них.

Воспитатель предлагает использовать схему описания объекта исследования (инд. ответы детей, Рома, Данил)

Физкультминутка «Про жука»

Под листочком жук проснулся

                                   Встрепенулся, улыбнулся.

                                   Щечки, нос, глаза, усы

                                   Вымыл капелькой росы.

Воспитатель: Ребята, назовите общие черты всех насекомых: голова, усики, грудь, брюшко у многих есть крылья. Давайте на листах бумаги попробуем с вами нарисовать  модель насекомого, учитывая характерные признаки.

Дети рисуют схемы.

Скажите ребята, как вы думаете, зачем нужны насекомые?

(инд. ответы детей)

Скажите ребята, что делают насекомые зимой? (инд. ответы детей - спят)

Помните мы с вами осенью искали насекомых в коре деревьев, многих мы смогли увидеть?

 Оказывается, ребята, многие взрослые насекомые не доживают даже до зимы, их жизнь очень коротка 1 или 2 теплых месяца, а иногда 1-2 дня. Что же будет с планетой земля, если у нас не будет насекомых?

Не переживайте, дети, все насекомые оставляют после себя потомство. Например, эта бабочка (иллюстрация).

Месяц она кружилась над цветами, пила сладкий сок переносила пыльцу с цветка на цветок. Пришла осень стало холодно и бабочка села на цветок сложила крылышки и заснула, умерла. Ведь всё живое рано или поздно умирает, но не стоит грустить бабочка успела отложить яички. Им мороз не страшен на следующий год из этих яичек появятся молоденькие бабочки, которые будут радовать нас всё лето. Некоторые бабочки: Капустницы или Павлиний глаз забираются осенью под сухие листья и там зимуют. А вы видели, как прячутся бабочки или другие насекомые на зиму? (ответы детей)

Ребята, вы видите, что в жизни все взаимосвязано. Надо беречь всё живое, что бы красота никогда не угасала.

Занятие 2

«Таинственная божья коровка»

Задачи:

  1. Развивать познавательный  интерес к насекомым.
  2. Уточнить представления детей о среде обитания, корме и внешнем виде.
  3. Закреплять умение детей изготовлять эмблемы - схемы.
  4. Воспитывать бережное и доброе отношение к насекомым.

Словарная работа: божья коровка, тля, семиточная, Австралия, 2-х точная.

Предварительная работа:

  • Наблюдение в апреле мае на солнечных местах за божьей коровкой (строение, характерные признаки, средства передвижения - ползает, летает).
  • Чтение рассказа «Как божьи коровки помогли садовникам».

Материал:

Иллюстрация божьей коровки, модель божьей коровки с личинкой, настенная карта мира, альбомные листы, кисти, акварель, скотч картон, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать о каком  насекомом пойдет речь?          

                                 Красная, да не дятел

                                 С пятнами да не гриб

                                 Шесть ног без копыт  (Божья коровка)

Правильно, молодцы. А теперь посмотрите на изображение божьей коровки ответьте мне на вопрос: как выглядит божья коровка?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы очень характерный окрас у этого жука мы с вами раньше наблюдали за ним.

Божья коровка была завезена к нам в Россию из Австралии (показывает по карте).

Как вы думаете, ребята, почему её назвали Божьей коровкой? (предположения детей)

Свое название божья коровка получила за свой кроткий нрав. Она очень мирное существо не кусается, не царапается, не щиплется. Может защищается только тем, что будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и называют её коровкой. «Молочко» - едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих жучков несъедобными для птиц и животных  (мы с вами, ребята, летом в этом убедились). И всё же Божьи коровки  - настоящие хищники!

Вспомните рассказ «Как божьи коровки помогли садовникам»

Кого победили божьи коровки в этом рассказе? (индивидуальные  ответы детей).

Как они спасли апельсиновые сады от вымирания? (ответы детей)

Кого едят Божьи коровки?  (индивидуальные  ответы детей).

Воспитатель: Правильно, тля не только истощает растения, высасывая соки, Но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растения. Тля, как сказали уже ребята  - основная пища божьей коровки. И даже личинка божьей коровки питается тоже тлей. Б.К.прикрепляет своё  яичко прямо среди стада тли и личинка сразу накидывается на добычу.

Самая обычная Б.К. семиточная, но бывают и 2-х и 12-ти точные божьи коровки. Окрас божьих коровок зависит от среды обитания. Какого цвета вы видели божьих коровок? (инд. ответы детей) чаще всего у нас встречаются красные, рыжие или желтые Б.К.

Вы часто видите это насекомое? При каких обстоятельствах это происходит?

Чем чаще всего занимается этот жук в природе? Расскажите?

Как вы думаете, зачем Божьим коровкам такой разный окрас?

Кто может обидеть этого жучка? Как мы люди его можем защитить? (инд.ответы детей)

Эти насекомые очень полезные и поэтому постарайтесь никогда их не обижать, а охранять и беречь.

Подвижная игра «Божья коровка и тля»

Изготовление знаков запрещающих обижать Божью коровку.

Воспитатель: Где же мы развесим эти знаки? Дети – на участках всего детского сада, что бы малыши знали. Божью коровку обижать нельзя она наш лучший друг.

 Занятие 3

«Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Задачи:

  1. Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе.
  2. Учить детей любоваться цветами, видеть и воспринимать красоту.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  4. Закрепить названия цветов.

Словарная работа: нектар, пыльца, опыление, размножение, васильки, ромашки, лютик луговой, пастушья сумка.

Предварительная работа:

  • Наблюдения в течение лета за цветами и насекомыми.
  • Дидактические игры и упражнения:

«Назови этот цветок», лото «Насекомые», «Составь по схеме», «Угадай-ка»

  • Чтение художественной литературы:

В. Бианки. Муравейник зашевелился.

Н. Сладкое. Бабочка под землей.

Н. Павлова. Бабочки.

В. Бианки. Приключение муравьишки.

Е. Шим. Жук на ниточке.

Материал: картины  «Полевые цветы», «Насекомые на лугу», дидактическая игра «Назови растение», альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на цветущем лугу?

Ответы детей. Глеб «Да, там растут одуванчики васильки, ромашки, лютик луговой».

А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов?

Ответы детей.

Послушайте стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго. И Я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас не надо,

Наши гибкие стебли не мни

Мы для глаз и для сердца отрада

Украшенье родимой земли».

Посмотрите на картину. Как хорошо на зелёном лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные стрекозы, бабочки, божьи коровки, жужжат пчелы, шмели, мухи.

Скажите, пожалуйста, ребята, кто посеял на луг столько красивых цветов?

Ответы детей.

В. Весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями, маленькими корешками.

Что помогает расти растениям на лугу?

Ответы детей.

Правильно дети. Благодаря солнцу, дождю и питательным веществам из земли, ростки превращаются в красивые растения. Вскоре у них появляются бутоны, которые раскрываются при появлении первых лучей солнца, и на свет появляются красивые цветы.

Дидактическое упражнение на флонелеграфе «Выложи последовательность роста растения» - 1 человек

Остальные дети зарисовывают схему на листах бумаги.

Скажите, ребята, что находится на лепестках цветов? Зачем слетаются на цветы бабочки, пчелы и шмели?

Правильно, нектар. В некоторых цветах нектар находится на поверхности, к таким растениям слетаются мушки и жуки с короткими хоботками. А есть такие растения как, например колокольчики, где нектар находится глубоко. Такой цветок окружают шмели, пчелы и бабочки.

По каким признакам насекомые находят нектар?

Ответы детей.

Правильно ребята, пчела различает 6 оттенков и огромное количество запахов. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.

Разговор с пчелой.

Меня ужалила пчела:

« Я закричал, как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен.

Я берегла его на уж-жин!»

Оказывается на лугу нужно быть очень осторожным и  внимательным, иначе можно оставить насекомых без еды.

А чем ещё питаются насекомые?

В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте рассказ Степанова (экология стр. 118)

Вопросы к детям:

Что прикрепляется на спинку, лапки и брюшко насекомым, когда они собирают нектар на цветке?

Для чего нужна пыльца цветам?

Что появляется у растений после опыления?

Что было бы, если бы не было насекомых?  Смогли бы растения размножаться без участия насекомых?

Правильно, ребята, цветы без насекомых просто не могут существовать, поэтому растения привлекают насекомых своей яркой окраской и запахом, как будто развешивают объявления: Дорогие пчелы, шмели! Здесь вы найдете свежий и вкусный нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите пыльцы для других цветов!» вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

Ребята, что мы можем пообещать насекомым?

1 ребёнок рассказывает:

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все! И я, и ты,

Если мы сорвем цветы, опустеют все поляны

И не будет красоты.

Что написано в красной книге, дети?

В красной книги написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи!»

Эти слова звучат, как наказ людям: «Сбереги, дай вырасти: не убей дом, жизнь - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой.

Занятие 4

«Пчелы»

Задачи:

  1. Развивать познавательный  интерес к насекомым.
  2. Уточнить представления детей о среде обитания, корме и внешнем виде.
  3. Закреплять название растений.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: пчела, голова, брюшко, туловище, хоботок, глаза, трутни, матка, пыльца, семена, запах.

Предварительная работа:

  • Наблюдение летом  за пчелами (строение, характерные признаки, средства передвижения - ползает, летает).
  • Загадывание загадок.
  • Конструирование модели пчелы из бросового материала

Материал: иллюстрация пчелы, модель пчелы, микроскоп.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

С цветочка на цветочек летает

Жужжит, нектар собирает.

Кто это?

Ответы детей

В: - Начиная с весны и кончая осенью мы с вами наблюдали за насекомыми среди них были и пчелы. Вот посмотрите, какую игрушку пчелы я вам принесла, как вы думаете похожа она на  настоящую?

Вероника: – по форме похожа, у неё есть голова, брюшко, туловище, шесть лапок, крылья.

Даниил: – и раскраска такая же, как у настоящей.

Артём: только она очень большая, ненастоящая

В – правильно, ребята, вы очень наблюдательны.

А хотите послушать рассказ о пчелах?

Вы знаете, где живут пчелы?

Аня: - у моего дедушки есть ульи в них живут пчелы.

Вова: - еще пчелы живут в лесу.

В: - В далекие времена медоносные пчелы жили независимо от  человека в лесу в дуплах деревьев. Пчелы живут группами или колониями в ульях на пасеке, как у Аниного дедушки или в дуплах в лесу. Каждая семья состоит из одной матки и несколько тысяч рабочих пчел. Летом в семье живут ещё и самцы – трутни. В семье нет начальников и подчиненных . никто не направляет пчел на работу и ни дает им ни какого задания. Каждая пчела сама повинуясь природному инстинкту выполняет вполне определенную работу. Молодые пчелы чистят улей заботятся о потомстве, строят соты перерабатывают нектар в мед. Повзрослев начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Как вы, считаете, каким образом пчелы переносят пыльцу и нектар в улей?

Ответы детей

Пыльцу пчелы переносят на задних ножках в особых «корзиночках» В пчелином доме все размещено разумно. Верхние этажи кладовая, здесь храниться готовый мед. в середине детский сад – здесь больше всего свежего воздуха и потому здесь пчелы растят потомство. Внизу домика – фабрика, сюда загружается собранный с цветов нектар, здесь он перерабатывается в мед.

Как вы думаете ребята, что видит пчела?

Ответы детей

В: - Пчела лучше других насекомых различает разные окраски цветов. Особенно хорошо она различает желтые, синие и фиолетовые цвета.

Ребята, вспомните, а на каких цветах мы видели пчел?

Ответы детей:

Данил: – на петунье, ромашке.

Люда: - васильке, топенамбуре,

Кристина: – на одуванчике, мать–и- мачехе.

Даша – а я видела на красном тюльпане.

В: - Правильно, это было весной. Солнце шлет на землю вместе с видимыми лучами невидимые для человека  - ультрафиолетовые лучи. Эти лучи окрашивают цветы в необычайные цвета видимые только насекомыми. Для пчелы красный тюльпан выглядит, наверное, как ярко фиолетовый. Пчелы различают шесть цветовых оттенков.

А как вы считаете, дети, могли бы пчелы найти цветы. Если бы у них не было зрения?

По какому бы признаку насекомые  различали цветы и не живые объекты природы?

Ответы детей

В: - правильно по запаху. Пчелы различают огромное количество запахов. Некоторые пчелы в поисках сладкого нектара улетают довольно далеко. Затем они возвращаются в улей и танцуют, сообщая своим сородичам, где находятся эти цветы. Собирая пыльцу, пчелы перелетают с одного цветка на другой. Таким образом, происходит переопыление растений. Цветов становится больше.

Ребята, что может, случится, если вдруг пчел станет намного меньше?

Ответы детей

А что произойдет с цветами?

В: - Если количество пчел уменьшится, то и цветов будет гораздо меньше.

Какую пользу, по вашему мнению, приносят пчелы?

Ответы детей

А сейчас поиграем в игру «Медведь и пчелы».

Занятие 5

«Стрекоза»

Задачи:

  1. Уточнить представление о стрекозах, об условиях жизни в теплый период.
  2. Дать сведения о звуковых сигналах, внешнем виде, размножении стрекоз.
  3. Развивать интерес к жизни  насекомых, речь, мышление, воображение детей.
  4.  Обогащать словарный запас детей.
  5. Воспитывать доброе осознанное отношение к насекомым.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением стрекоз, рассматривание стрекозы через лупу, Чтение художественной литературы: И.Крылов «Стрекоза и муравей».

Материал: картина с изображением стрекозы, модель муравья и стрекозы (поделка).

Ход занятия:

В: - Ребята сегодня к нам пришел гость. Загадка о муравье. Кто это?

Дети: - Муравей!

В: - Правильно ребята, муравей хочет рассказать вам кого он видел на речном пруду совсем недавно и с ним произошло такое! Шел муравей, шел и вышел на тропинку, которая вывела его к лесному пруду. И залюбовался он стрекозами. Своё название эти насекомые получили от старинного русского слова «стрекать - т.е. быстро бегать» (показ игрушки поделки стрекоза).

В: - Ребята, а вы видели стрекоз? Расскажите, где вы видели стрекоз? Какого они цвета? Каких размеров? Чем полезна стрекоза?

Дети: - Мы наблюдали за ними на клумбах в детском саду.

Вова: - Есть стрекозы большие, а есть маленькие.

Люда: - У них имеются большие глаза, шесть лапок четыре крыла, брюшко, туловище, голова.

В: - Правильно, ребята, молодцы, хорошо рассмотрели стрекоз. Залюбовался муравей в летний полдень полетом стрекоз. Их движения так свободны, сильны и изящны, кажется и правда, что их жизнь  - одни игры и пляски. Но это не так. То, что представляется игрой на самом деле свирепая охота за добычей  мухами, комарами и бабочками.

Голова стрекозы с двумя огромными полушариями глаз, которые состоят из десятков тысяч маленьких глазков. При помощи этих глазков стрекоза может видеть не поворачивая головы. Ребята, посмотрите, на что похожи газа стрекозы?

Лев: на шлем мотоциклиста или космонавта,

В:  – Правильно, Лева, ты очень наблюдателен. Скажите, что напоминает вам тело стрекозы.

Аня:  - На вертолет.

В:  - Правильно, на корпус вертолета, а на хвосте торчат «воздушные рули». Крылья длинные прозрачные, легкие, но прочные, с тонкими переплетающимися жилками. Можно сказать, что стрекоза – это живой вертолет, в котором вместо мотора работают чудовищные мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может лететь со скоростью поезда. А может висеть неподвижно в воздухе, умеет делать крутые повороты, давать внезапно задний ход, взлетать вертикально и переходить в пике, как истребитель. Стрекоза настоящая хозяйка воздуха. Шесть длинных ног с цепкими когтями на концах могут не только схватить, удерживать, но и подтащить добычу ко рту.

А рот стрекозы настоящая пасть хищника верхние челюсти-клещи, нижние челюсти-клещи. Попадет в такую пасть муха раз и перекушена надвое. Стрекозу можно назвать воздушной акулой. Ребята, а вы хотите на время побывать стрекозами?

Дети да!

П/игра «Стрекоза и мухи» имитационные движения стрекозы и мух.

В:  – Ребята, а стрекозы бояться холода?

Денис: при холоде они не подвижны.

Правильно. Денис. У всех насекомых температура тела равна температуре окружающей среды и наши стрекозы очень боятся холода. Но стоит солонцу только согреть землю, как стрекоза оживает. Задрожат её серебристые крылья. Минута и она бросается в полет. В подтверждении этого послушайте:

«Стрекоза»

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод

Мы быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод

Без всякого усилья

Скользим мы над водой

Сверкают наши крылья

          Прозрачную слюдой.

Как вы думаете, ребята, почему стрекозы любят летать над водой?

Ответы детей.

Стрекозы кладут яйца в воду или на водяные растения. Личинки стрекоз живут в воде и дышат жабрами. Даже личинки считаются хищниками, потому что их нижняя челюсть может выдвигаться далеко вперед. Называют её маска. Челюстью личинка подтягивает жертву ко рту и прижимает её. В этот момент, похоже, будто личинка одела маску. Вот и закончился рассказ муравья о жизни стрекозы. Понравился он вам?

Дети: - Да! А теперь вы.

Все насекомые маленькие, поэтому постарайтесь никогда их не обижать, а беречь и охранят.

Занятие 6

«Цветы  и Бабочки»

Задачи:

  1. Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе.
  2. 2.Учить детей любоваться цветами, видеть и воспринимать красоту.

3. Закрепить названия цветов.

4. Упражнять детей лепить бабочек, подбирая разные материалы для изображения характерных особенностей.

5.Развивать творческие способности, эстетический вкус.

6. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Словарная работа: нектар, пыльца, опыление, размножение, васильки, ромашки, лютик луговой, пастушья сумка.

Предварительная работа:

  • Наблюдения в течение лета за цветами и насекомыми.
  • Дидактические игры и упражнения:

«Назови этот цветок», лото «Насекомые», «Составь по схеме», «Угадай-ка»

  • Чтение худ. литературы:

В. Бианки. Муравейник зашевелился.

Н. Сладкое. Бабочка под землей.

Н. Павлова. Бабочки.

В. Бианки. Приключение муравьишки.

Е. Шим. Жук на ниточке.

Материал и оборудование:

Картины  «Полевые цветы», «Насекомые на лугу», дидактическая игра  «Назови растение», альбомные листы, цветные карандаши, пластелин, проволока, стеки, крышки от бутылок, блёстки, крупный бисер, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на цветущем лугу?

Ответы детей. Глеб «Да, там растут одуванчики васильки, ромашки, лютик луговой».

В. А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов?

Ответы детей.

В. Послушайте стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго.

 И Я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас не надо,

Наши гибкие стебли не мни

Мы для глаз и для сердца отрада

Украшенье родимой земли».

В: - Посмотрите на картину. Как хорошо на зелёном лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные стрекозы, бабочки, божьи коровки, жужжат пчелы, шмели, мухи.

Скажите, пожалуйста ,ребята, кто посеял на луг столько красивых цветов?

Ответы детей.

В: - Весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями, маленькими корешками.

Что помогает расти растениям на лугу?

Ответы детей.

В: - Правильно дети. Благодаря солнцу, дождю и питательным веществам из земли, ростки превращаются в красивые растения. Вскоре у них появляются бутоны, которые раскрываются при появлении первых лучей солнца, и на свет появляются красивые цветы.

Дидактическое упражнение на флонелеграфе «Выложи последовательность роста растения» - 1 человек.

Остальные дети зарисовывают схему на листах бумаги.

В: - Скажите, ребята, что находится на лепестках цветов? Зачем слетаются на цветы бабочки, пчелы и шмели?

Правильно, нектар. В некоторых цветах нектар находится на поверхности, к таким растениям слетаются мушки и жуки с короткими хоботками. А есть такие растения как например колокольчики  где нектар находится глубоко. Такой цветок окружают шмели, пчелы и бабочки.

В: - По каким признакам насекомые находят нектар?

Ответы детей.

Правильно ребята, пчела различает 6 оттенков и огромное количество запахов. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.

Разговор с пчелой. Читает ребёнок

Меня ужалила пчела:

« Я закричал, как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен.

Я берегла его на уж-жин!»

В: - Оказывается на лугу нужно быть очень осторожным и  внимательным, иначе можно оставить насекомых без еды.

А чем ещё питаются насекомые?

В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте рассказ Степанова (чтение фрагмента)

Вопросы к детям:

Что прикрепляется на спинку, лапки и брюшко насекомым, когда они собирают нектар на цветке?

Для чего нужна пыльца цветам?

Что появляется у растений после опыления?

Что было бы, если бы не было насекомых?  Смогли бы растения размножаться без участия насекомых?

В: - Правильно, ребята, цветы без насекомых просто не могут существовать, поэтому растения привлекают насекомых своей яркой окраской и запахом, как будто развешивают объявления: Дорогие пчелы, шмели! Здесь вы найдете свежий и вкусный нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите пыльцы для других цветов!» вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

Ребята, что мы можем пообещать насекомым?

1 ребёнок рассказывает:

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все! И я, и ты,

Если мы сорвем цветы, опустеют все поляны

И не будет красоты.

 В: - Я предлагаю вам, ребята, изготовить разные виды бабочек и подарить их своим родным.

Практическая деятельность детей (музыкальное  сопровождение)

Анализ работ:

Посмотрите, какой красивый луг у нас с вами получился, Вижу, что все старались.

Чья бабочка вам нравиться больше? (ответы детей) Как они называются? (ответы детей)

В: - Что написано в красной книге, дети? (ответы детей)

В красной книги написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи!»

Эти слова звучат, как наказ людям: «Сбереги, дай вырасти: не убей дом, жизнь - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Я надеюсь, что приобретенные знания по экологии помогут нашим детям в дальнейшей жизни, потому что мы учили их осознанно относиться к природе, жалеть, беречь и помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности....

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

Презентация по экологическому развитию дошкольника

Презентация по экологическому развитию дошкольника . "Бережное отношение к собаке "...

Формы организации экологического развития дошкольников

В этой консультации  обьясняется насколько важно экологическое воспитание в современном образовании дошкольников, какую работу проводим мы в своем детском саду....

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

laquo;Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического развития дошкольников»

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. В данной статье представлен опыт работы по организации экологических акци в ДОУ....