Экологическое развитие дошкольников
учебно-методический материал (окружающий мир) на тему

Саликова Татьяна Васильевна

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_razvitie_doshkolnikov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4»

Воронежская область, п.г.т. Анна

Саликова Татьяна Васильевна,

воспитатель,

 первая квалификационная категория

Экологическое развитие дошкольников

Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживания к ней.

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности; создание комфортных условий для прогулок детей, благоустройство и озеленение прогулочных площадок. В соответствии с этим выделяются основные задачи: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

При организации работы по экологическому образованию нужно учитывать региональный компонент т.е. ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе. Для эффективного обучения нужно постоянно поддерживать связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности - изобразительной, музыкальной, чтением художественной литературы, трудом и т. д.

Формируя у детей  экологические понятия, постоянно нужно возвращаться к одному и тому же понятию многократно, и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами. В работе с детьми должен использоваться целый ряд понятий, к которым относятся: природа, забота, ответственность, сопереживание, сочувствие, щедрость, бережливость, любовь, доброта, счастье, красота и др.

Занятия должны строится таким образом, чтобы с одной стороны ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Реализуя интегрированный подход в экологическом обучении и воспитании детей: в занятия необходимо включать наблюдения, экскурсии, обучающие игры, исследовательские эксперименты. Главная цель занятий: не передача знаний к ребёнку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. Основная масса сведений даётся детям в форме обычного  разговора с детьми, а также в ходе практической деятельности ребёнка, как это бывает в обыденной жизни. Знания даются детям малыми дозами через все виды деятельности, включая, свободные. Прогулки в природу дают возможность познакомить детей с разнообразием растений, птиц, животных; связями, которые существуют между ними.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования является правильная организация предметно-развивающей среды.  Поэтому нужно уделять этому большое внимание.  Для углубленного ознакомления детей с природой используется  пространственная среда огород, сад, цветники, экологические тропы. В соответствии с программными требованиями, возможностями и способностями детей создаются экологические центры, которые включают: дидактические и развивающие игры, оборудование для проведения опытов, наборы картинок и иллюстраций, подбор комнатных растений согласно возрасту и т.д  Также к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей  привлекать нужно родителей.  Именно семья даёт детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.  

Мы должны давать ребёнку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество, и осуществляется это в едином непрерывном процессе воспитания, развития, обучения. Я думаю, что знания полученные детьми, не пройдут для них бесследно. Общаясь с природой, дети развивают свои творческие способности; учатся дружить, доброжелательно относиться к людям, животным, растениям, замечать красоту вокруг себя и приумножать прекрасное.

Список использованной литературы:

1.   Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников)Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева;

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С.Н.Николаева;

3.   Воронкова О.А. Добро пожаловать в экологию. – «Детство-пресс»;

4.   Николаева С.Н. Эколог в детском саду;

5.   Гаврина С.Е. Подружись с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников

Проблема экологии - самая глобальная проблема на сегодняшний день. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества.В современных условиях необходимо обеспечить переход к новому т...

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

Презентация по экологическому развитию дошкольника

Презентация по экологическому развитию дошкольника . "Бережное отношение к собаке "...

Формы организации экологического развития дошкольников

В этой консультации  обьясняется насколько важно экологическое воспитание в современном образовании дошкольников, какую работу проводим мы в своем детском саду....

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»

laquo;Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»...

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического развития дошкольников»

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. В данной статье представлен опыт работы по организации экологических акци в ДОУ....