Проект "Как живёшь муравей".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фёдорова Ирина Владимировна

 

Обуч

·                 Знакомство с представителем насекомых – муравьем: внешний вид, питание, место обитания, строительство жилища, сезонные изменения в жизни этихнасекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Как живешь муравей?»

Обучающий компонент:

  • Знакомство с представителем насекомых – муравьем: внешний вид, питание, место обитания, строительство жилища, сезонные изменения в жизни этих насекомых;

Воспитывающий компонент:

  • Воспитание бережного отношения к муравьям, понимание необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых.
  • Понимание необходимости охраны не только самих муравьев, но и их «домов».
  • Правила поведения по отношению к муравьям во время пребывания на природе.
  • Умение наблюдать за муравьями, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним.

Содержание.

  1. Внешнее строение

  1. Дом муравья.

  1. «Профессии» муравьев.

  1. Занятия, игры, беседы: день за днем.

Начинаем наблюдать.

  1. Внешнее строение.

Взрослый рабочий муравей имеет тело, состоящее из трех частей. Это голова, грудь (средняя часть) и брюшко (нижняя часть).

На голове – пара усиков, служащая для осязания и обоняния. Одна пара глаз (сложных), состоящих из множества крошечных глазков.

Три пары членистых ног, прикрепленных к груди.

Рабочие муравьи не имеют крыльев, а вот матка (самка) и самцы имеют крылья (за это муравьи относятся к отряду перепончатокрылые).

Осы, пчелы, шмели, шершни, муравьи относятся к жалоносным перепончатокрылым, т.к. брюшко заканчивается жалом – орудием защиты и нападения. Но вот у муравьев жало короткое, поэтому они жалить не могут. Некоторые муравьи могут брызгать в противника струйками яда (муравьиная кислота у наших муравьев).


Загадки про муравейник.

  1. Сам мал, незаметно хожу,

               но больше себя ношу.

  1. У кореньев дерев – ратная сила.

  1. Кто на свете всех сильнее?

  1. Кто трудолюбивее всех на свете?

  1. Шли плотнички без топоров,

     срубили избу без углов.

  1. Построен терем без топоров и углов.

  1. В лесу котелок кипит, кипит, а

укипи, нет.За полем горшочек и кипит, и горяч.Среди леса квашня киснет.За леском, леском,      кипит гора с песком.Под тяжелой ношей –                И спешит на помощь друг.                Тут народ хороший.                Без работы, хоть убей,                жить не может…В лесу у пня беготня, суетня:                Народ рабочий весь день хлопочет,                Себе дом строит. «Профессии муравьев».«Пойди к муравью, ленивец, - советовал царь Соломон. – Посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя: он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою».Сообщества муравьев заботятся о потомстве, накапливают запасы пищи, охотятся, пасут «скот» и даже выращивают съедобные растения.Экономическое значение муравьев чрезвычайно велико. Многие земляные муравьи являются полезными почвообразователями, перемешивающими, рыхлящими и удобряющими почву.Некоторые виды, например рыжие лесные муравьи, муравьи портные, используют для борьбы с вредителями растений.Семена некоторых растений расселяются исключительно муравьями.Среди растений наших лесов это копытень, марьянник, фиалка, пролеска. Эти семена имеют мясистые придатки, которые муравьи охотно поедают, а сами семена выбрасывают. В степях и пустынях семена разносят муравьи-жнецы.Есть среди муравьев и вредители. В тропических странах плантациям могут вредить муравьи-листорезы. Деревянные постройки повреждают красногрудые муравьи-древоточцы. Иногда муравьи поселяются в домах и портят продукты.


Скотоводы.Это муравьи, которые большую часть пищи получают от крошечных тлей, питающихся соками из стеблей и листьев деревьев и других растений.Тли – беззащитные насекомые, маленькие и бессильные. Они высасывают из растений гораздо больше жидкости, чем им требуется, а излишек сочится из них в виде сладких выделений, так называемой пади. Муравей щекочет тлю усиками и получает тоненькую струйку или капельку сладкой пади на конце брюшка тли. Взамен муравьи предоставляют тлям надежную защиту от хищных насекомых, которые могут съесть тлю.Некоторые муравьи, правда, сами съедают тлей.Муравьи защищают и переносят тлей с места наместо, точно так же, как защищают и переносят собственных личинок. Иногда можно встретить муравьев за таким занятием: они строят вокруг тлей стены из грязи и растительных волокон – как будто бы загоны для пастбищ.
Муравьи-кочевники.(бродячие муравьи)Это муравьи хищники. У них нет постоянного дома, они живут в той местности, которую опустошают. Их гнездо – кипящий клубок муравьиных тел (до 150 000 муравьев), где среди множества ножек размещаются камеры для самки и личинок.Клубок может быть укрыт в полом стволе дерева или просто свисать с ветки.Выступая с гнезда (бивуака), армия распадается на отряды, которые обходят, и окружают добычу, а затем снова сливаются.«Где бы ни проходили они, весь остальной животный мир приходит в смятение, …» – писал один наблюдатель. … «Все мягкотелые и бездеятельные насекомые оказываются их легкой добычей, и они раздирают свои жертвы на куски для удобства перетаскивания».Свои переходы эти муравьи совершают обычно ночью, под покровом листвы. Большинство бродячих муравьев почти совсем лишены зрения. Впереди всей армии двигаются «разведчики», они оставляют пахучий след, по которому следуют остальные.
Грибоводы.Выращивают грибы муравьи-листорезы. Они обычно малы и вооружены шипами. Рабочие длинной чередой выходят из гнезда, направляясь к соседнему дереву или большому кусту. Некоторые откусывают кусочки листьев прямо на дереве, другие срезают целые листья, которые падают на землю, и там их разрезают на кусочки. Затем муравьи такой же вереницей возвращаются в гнездо, неся над собой, как зонтики, кусочки листьев. Они могут за одну ночь лишить большое дерево листвы. Пережевывая листья, они превращают их в кашицу, а потом выращивают на ней определенный вид грибов, а затем ими питаются. Муравьи-няньки приносят личинок и пускают их пастись на грибных грядках. На своих плантациях муравьи поддерживают чистоту, пропалывают их. Живут такие муравьи в США. Строят конусообразные гнезда диаметром до трех метров.
Сборщики семян (муравьи-жнецы).Муравьи-жнецы питаются семенами. Они запасают в своем гнезде много мелких семян, зерен и питаются ими в сухой период, когда этой пищи в природе нет. Иногда большие гнезда муравьев-жнецов окружены кольцом растений, которых больше нигде поблизости нет. Просто если зерна начинают прорастать, муравьи выбрасывают их из муравейника, а там семена-зерна прорастают и дают урожай. У них даже свои мельники есть – крупные рабочие, которые раздавливают твердые зерна мощными челюстями. Живут в странах Средиземноморья.
Муравьи-портные.Это муравьи сшивающие свои гнезда из листьев. Половинку тела взрослых личинок этих муравьев занимают огромные паутинные железы. Паутина, выделяемая ими, служит нитками, которыми сшивается гнездо. При этом одни рабочие хватаются ножками за один лист, а челюстями подтаскивают другой и так могут долго держать лист. Если убрать одного из муравьев, появляется другой и становится точно на его место.Когда листья стянуты, из гнезда появляются рабочие, несущие личинок. Прикасаясь головой личинок то к одному, то к другому листу, они «сшивают» листья паутиной. Гнезда почти шарообразные, диаметром до полуметра.Семья живет в нескольких гнездах, но «царица» бывает только одна.Живет до 12 лет, после ее смерти гибнет все гнездо.
Хранители меда (медовые бочки).Некоторые муравьи усовершенствовали сбор и хранение сладких жидкостей: они разливают эти жидкости по сосудам.Выбранные рабочие муравьи становятся живыми бочками, в которых хранится сахаристая жидкость, полученная от тлей, от других насекомых или из выделений дубовых орешков (листовые галлы). Брюшко выбранных муравьев так раздувается, что превращается в шар. Вздувшиеся насекомые едва способны передвигаться: всю жизнь они проводят, свисая с потолка своей камеры. Так в муравейнике всегда есть запас пищи на сухой сезон! Когда требуется, они раздают пищу другим членам колонии и их вздутые животы опадают
IV. Занятия, игры, беседы.День первый.Вы были в лесу?До чего, оказывается, интересно смотреть в лесу под ноги. Я и не думала, что столько в лесу диковин прямо под ногами.Среди таких диковин и муравейник, построенный маленькими, но трудолюбивыми насекомыми – рыжими лесными муравьями. Вот такими (показать картину).Давайте их рассмотрим (указать части тела муравья).А где они живут? Как называется их дом (показать иллюстрацию муравейника)? Из чего он?Из песка, хвоинок, земли, сучков и веточек. Это только надземная часть, а под ней в земле находится подземная часть с множеством ходов и комнат.Давайте, сравним человека и многоэтажный дом. Какой маленький человек рядом с таким домом? Так и муравей по сравнению с его жилищем – муравейником.Муравейник имеет куполообразную форму, которая предохраняет его от дождя: вода скатывается с верхней части, не размывая муравьиное жилище. Высота муравейника больше метра. Муравейник, как и у нас, комната проветривается, в нем тепло.______________________________Какие диковинки можно встретить в лесу?Какие части тела есть у муравья?Сколько ножек у муравья?Какой формы муравейник?Из чего построен муравейник?Во время прогулки на хорошо прогреваемой солнцем почве предложить найти муравьев. Понаблюдать за ними. Предложить муравьишкам «лакомство» – кусочек сахара или карамель. Понаблюдать за реакцией муравьев.
День второй.Как вы думаете, что едят муравьи?Весь день снуют муравьи по соседству с муравейником. Одни из них тащат строительный материал (какой?). Другие муравьи тащат добычу для еды (гусениц, насекомых). Подсчитано, в один муравейник за день муравьи доставили: 4 500 личинок соснового пилильщика; 3 500 гусениц сосновой совки; 6 500 куколок различных бабочек.Таким образом, муравьи не только используют хвоинки, но и помогают сосне избавиться от поедающих ее насекомых.У муравьев существует разделение труда. Есть муравьи дояры и их «коровы», которых они умеют доить. «Коровы» – это тли, мелкие серовато-зеленые насекомые-вредители, их можно встретить на стеблях трав, листьях, кустарниках. Как же муравьи «доят» тлей? Подходя к тлям, муравьи щекочут их своими усиками, а в ответ тля, выделяет маленькую сверкающую на солнце капельку сладковатой жидкости.Муравей-«дояр» только того и ждал; с удовольствием слизывает капельку своим ртом. Вот какое сладкое «молоко» получают от своих «коров» муравьи. Полученным «молоком» муравьи-«дояры» кормят других муравьев.___________________________Что полезного делают муравьи?Какие муравьиные профессии вы знаете?За кем и с какой целью ухаживают муравьи?Муравьи постоянно двигаются, может, они так играют и веселятся?Что муравьи могут носить на себе? Камни? Друг друга? Шишки?Пьют ли они кефир, молоко, йогурт?Конструирование.В группу приходит девочка, одетая в русский сарафан – БЕРЕЗКА – и просит детей защитить ее от гусениц.Изготовить из бумаги, проволоки (нарисовать) муравьев. А затем отнести и посадить их на сестричек – березок и волшебной палочкой их оживить, пусть они помогут деревцам.Пословица.МУРАВЬИНАЯ РАТЬ И ЛЬВА ПОБЕДИТ.
День третий.Словесная игра: «Хорошо – плохо».Воспитатель – ведущий. Дети отвечают хором.В: Лес это хорошо?Д: Хорошо!В: Кто защищает деревья от болезней?Д: Птицы, муравьи.В: Муравьи живут в лесу, это хорошо?Д: Хорошо!В: Почему хорошо?Д: Они защищают лес от вредителей, рыхлят почву, лечат птиц, разносят семена растений.В: А муравьи кусаются?Д: Да!В: Это хорошо?Д: Плохо!В: За это муравьев надо уничтожать?Д: Нет!В: Тот, кто уничтожает муравьев – плохой?Д: Плохой!В: Тот, кто помогает муравьям – хороший?Д: Хороший!В: Хорошо много знать о муравьях?Д: Хорошо!Отгадайте загадки:В безлюдной тайге котелок кипит (муравейник).Мы лесные жители, мудрые строители, из иголок всей артелью, строим дом себе под елью (муравьи).Что за домик из иголок, на земле у старых елок? (муравейник)Грузчик, плотник, артельный работник. Без пил, без топоров, настроим городов. (муравей)Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. (муравьи, муравейник)Чтение рассказа В. Пескова «Лечебница под сосной».Лечебница под сосной.Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел прокормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимают муравьиные ванны.Зачем птицы прилетали и садились на муравейник?Птицы обижали муравьев?Что муравьи делали птицам? Хорошо это или плохо?
День четвертый.Комплексное занятие: «Поможем березке».Цели: уточнить знания детей о муравьях – санитарах леса, о строении тела муравья, поупражняться в составлении муравья из готовых частей (аппликация),воспитывать бережное отношение к природе.Ход занятия.Березка (девочка в русском народном костюме) просит детей защитить ее от гусениц.В: - Я знаю, кто может помочь Березке, а вы ребята?Выслушать варианты детей.Вот вы, например, умеете из палочек, листьев, комочков земли строить домик?Нет.Правильно, у нас не получится, а маленькие муравьишки строят себе домик из сухих травинок, листьев, комочков земли. Вы думаете, это очень легко? Это нам так кажется! А для муравья сухая травинка тяжелая. Вы можете поднять стол?Тяжело.Вот и для них тяжело строить домик. Пройдет много дней и дом будет готов, в нем будет много комнат и длинных коридоров. Муравьям будет в нем тепло и уютно. Они очень устали от такой работы, но им нельзя отдохнуть. Они должны еще очистить лес от мусора и вредных личинок, которые поедают зеленые листочки у разных деревьев.Ведь эти маленькие муравьишки настоящие санитары леса.Но вот идет по лесу медведь. Он большой и сильный. Медведь знает, что он самый сильный. На его пути встречается домик, где живут муравьи. Остановился медведь, решил посмотреть, что же это за холмик, ведь еще недавно его не было. Стал он лапой разгребать холмик, а это и не холмик, а домик, где живут муравьи. Поиграл медведь, да и пошел дальше!Вернулись муравьи, и что же они увидели?Сломан их домик.А кто его сломал?Конечно же, медведь.Ничего не остается делать, как снова приниматься за работу. Долго они носили травинки и сухие веточки, строили новый дом. Устали?Легли они спать. А что же они утром стали делать?Пошли лес очищать от вредителей, а у домика остались муравьи-воины, которые дом охраняют. Только какие же они воины, если их не видно. Они только тогда сильны, если их много.Кроме медведя может что-нибудь или кто-нибудь повредить муравейник?Ураган, упавшее дерево, люди.Но люди не всегда вредят муравейнику, иногда люди бывают друзьями муравейника. Они их охраняют – делают ограждения из палок. Если вы, ребята, пришли в лес, будьте очень внимательны и осторожны.Найдете муравейник – не ломайте его! Как и любой другой дом, эта стройка требует умения, терпения, силу и дружбу среди строителей._____________________________Где живут муравьи?Из  чего строят муравейник?Почему муравьев называют санитарами леса?Кто же сможет помочь Березке и другим деревьям?Правильно – муравьи: ведь они уничтожают гусениц, поедающих листочки.Давайте ребята изготовим муравьев из бумаги, а березка своей волшебной палочкой их оживит.Проводится аппликация.
День пятый.На прогулке.Превратить детей «волшебной палочкой» в муравьев. Надеть шапочки с изображением муравьев.Предложить детям представить себя муравьями и порыхлить почву вокруг деревьев и кустарников для лучшего поступления воздуха к корням. Подвести итог: обратить внимание детей на красоту участка и на «трудолюбие» муравьев.Продолжить наблюдение за муравьями на участке. Выяснить, что носят муравьи.Предупреждение:быть внимательными, не наступать на муравьев и не мешать им, работать.В группеЧтение сказки В. Бианки «Приключения муравьишки» или прослушивание аудиозаписи «Как муравьишка домой спешил».Цели: уточнить представления детей о среде обитания и способах передвижения насекомых (в лесу, на лугу, в воде), как они передвигаются (ползают, прыгают, плавают).Организация занятия: приготовить картинки с изображением гусеницы-землемера, жука-плавунца, жужелицы, кузнечика, водомерки, майского жука, божьей коровки, и др. насекомых.____________________________После чтения сказки предложить детям отобрать картинки с насекомыми которые помогали муравьишке. Выложить их в порядке, в каком их встречал муравей.Где живут эти муравьи? А где живут другие насекомые?Вы их где-нибудь встречали?Почему муравьишка спешил домой?Почему ему было неудобно ехать на спине гусеницы-землемера?Могла ли гусеница-землемер везти муравья по лугу? Почему?Почему жужелица сказала, что не с ее ногами по картофельному полю прыгать?Почему жучок-блошачок быстро перевез муравьишку через картофельное поле?Все насекомые передвигаются по-разному, в зависимости от строения ног и места обитания.День шестой.Я работаю в артели     У корней мохнатой ели,          По буграм тащу бревно –                Больше плотника оно.                    Не найдешь у нас пилы,                        Не рубили мы стволы,                             Не стругали топором,                                  А под елью вырос дом.Можно видеть, наблюдая за муравьями, как муравей, выбиваясь из сил, волочит мертвую жужелицу, гусеницу, в 10 раз больше себя.Потянет, отбежит, снова схватит, и ноша медленно продвигается вперед.Муравьи хорошо знают свой муравейник: кружатся, кружатся, сбившись с пути, бросается муравей туда, сюда, останавливается, и снова бежит: он разыскивает дорогу.Что же помогает ему находить дорогу?Муравьи определяют, куда идти по запаху. Муравьи всегда водят усиками. По запаху они отличают своих от чужих. Эти усики еще называют антенны. Антенны очень подвижны, муравей без конца ощупывает и обнюхивает ими все предметы вокруг. Муравьи могут распознавать… форму запаха! Мы, люди, имея глаза, нос, уши и то не можем представить форму запаха, а такие маленькие муравьи, имея только

  • усики-антенны, умеют это.Муравьиная крыша.Иду я по лесу, прохожу мимо знакомого муравейника – и не узнаю. Муравейник-то в крапинку! Купол выложен белыми комочками словно мозаикой. Беру один пальцами – липкий. К носу поднес – смола!Ни с чем не спутаешь запах лесной смолы: вдохнешь – и перед глазами поднимается хмурый нагретый ельник или встанет звонкий и светлый сосновый бор.Но рядом с муравейником ни елей, ни сосен – откуда же появилась смола? Да вот откуда – муравьи несут!Понятно, когда муравьи несут гусеничек, мотыльков, комаров, жуков. Но смолу! Зачем им смола? А они старательно волочат тяжелые комья, с трудом втаскивают на купол и тут кладут. Внутрь муравейника не заносят.Никчемная какая-то работа, непонятная. Или просто забава? Но у муравьев не бывает, чтобы вот просто так, ни для чего, от избытка сил. Зачем-то им это надо. Столько труда, так стараются! И дорожат смоляными комочками не меньше, чем гусеницами и жуками.А солнце печет! Надо бы не спеша разобраться, что тут к чему, но невмоготу. Комары берут уже сотую пробу моей крови – проверяют мое здоровье. Слепни гудят, как пчелиный рой: этим, чем жарче, тем лучше.Чем жарче… И как ударило – муравьи же крышу свою смолят! Смола ведь плавится на жаре, растекается, слепляет мусоринки и хвоинки. И покрывается купол пленкой – как крыша рубероидом или толем. Никакой дождь им теперь не страшен – непромокаемая смоленая крыша!Ну что же, пора! Август, за ним сентябрь. Осенние дожди и ненастье. А там и зима. Готовь сани летом!С удивлением смотрю на лесной домик, сложенный из палочек и хвои. В домике бойкий шестиногий народец: солдаты, строители, охотники. Жизнь их полна забот. Сражаются, охотятся, строят, копают землю, прокладывают дороги. И вот даже крышу смолят! Загодя готовятся к осени. Откуда-то знают, что скоро дожди. Разве не удивительно?И мне бы пора крышу свою чинить, да все некогда, все в лесу да в лесу. Уж очень много в этом лесу удивительного!Н. СладковЧто делали муравьи?Что такое смола?Что происходит со смолой на солнце?Зачем муравьи носили смолу?
    День седьмой.Случается, что люди ворошат муравейники палками, нарушая нормальную жизнь муравьев, которые от этого гибнут. Нарушать покой муравьев нельзя. Оберегая муравейники, мы охраняем наши леса.Муравьи могут разговаривать друг с другом. Если понаблюдать за муравьями, можно увидеть, как они по-разному ощупывают, трогают друг друга усиками и вдруг меняют свои движения, поведение. Они как бы объясняются своеобразными жестами. Ученые заметили таких жестов у муравьев более 20. Мы уже знаем, что с помощью запаха муравьи отличают своих родственников по гнезду от «чужаков», передается сигнал: «Чужой запах? Кто ты? Внимание!» В это время муравьи принимают разные положения своей головы, усиков, брюшка. Это и есть язык муравьев, на котором они разговаривают. Встречаясь, друг с другом, обнюхиваясь, как бы спрашивает: «Кто ты?»Сигнал «БЕРЕГИСЬ!» – угрожающая стойка: поднята первая пара ног и голова.«ДАЙ ПОЕСТЬ!» – при этом один берет пищу изо рта другого.Есть и другие сигналы: «НА ПОМОЩЬ!», «ТРЕВОГА», «В БОЙ».Эти сигналы чаще всего относятся к муравьям – «воинам», которые находятся наверху муравейника. Они при опасности, занимая оборонительную позицию, передают своими усиками направление опасности и одновременно угрожающе двигают сильными челюстями – основным оружием защиты. И если приблизить ладонь к этим воинам, можно ощутить легкие удары капелек жгучей муравьиной кислоты. Для руки ничего, но если попадет в глаз – дело серьезное. Поэтому лучше и не пробуйте, и муравьев не пугайте. А есть еще муравьи-«связные». Они спешат внутрь муравейника объявить там «боевую тревогу». А врагов у муравьев много.________________________Предложить детям рисование на тему «Муравьи дают сигналы». Придумать, как муравьи жестами общаются друг с другом.                  Загадка.Возле елок из иголокЛетним днем построен дом.За травой не виден он,А жильцов в нем – миллион. (Муравейник)
    День восьмой.Подвижная игра: «Муравьи выходят на работу».Цель игры: закрепить знания о пользе муравьев.Описание игры: В игре принимают участие 2 команды: «муравьи» и «хищники» (вариант «беда»). Количество частников в обеих командах одинаковое. Все игровое поле – это «лес». В лесу много «мусора» (нарезать или нарвать комочки бумаги любого размера и разбросать хаотично в «лесу»). Таких «мусоринок» в 2-3 раза больше, чем «муравьев». На игровом поле кругом обозначить границы большого муравейника, где муравьи всегда в безопасности. Команда «хищники» не может нападать на муравьев в их доме. Ведущий (воспитатель) дает команду: «Утро». «Муравьи выходят на работу». Все муравьи должны быстро начать собирать мусор. Неожиданно на них нападает команда «хищники». Каждый пойманный муравей считается погибшим. Участник команды «хищники» отводит его в сторону. Муравьи должны быть трудолюбивыми и увертливыми, чтобы не стать жертвой, они могут укрыться в муравейнике. Через некоторое время ведущий дает команду: «Солнце село. Кончилась работа». «Живые» муравьи прекращают работу и уходят в свой дом. Игра повторяется, пока не будет собран весь мусор.Чтение и беседа по рассказу Л.Н. Толстого «О муравьях»(старшая группа)Программное содержание. Расширять представление детей о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.Ход занятия. Воспитатель читает рассказ Л.Н. Толстого «О муравьях», дети отвечают на вопросы: «Что интересного вы узнали из рассказа о муравьях? Как муравьи узнали, где стоит варенье? Как вел себя муравей, чтобы сообщить, где варенье?»После беседы дети рассматривают картинки с изображением муравьев, муравейника. Воспитатель предлагает придумать про этих животных загадки.О муравьях.Один раз я пришла в кладовую, достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в середине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьев ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала веревкой и привесила на гвоздик к потолку. Когда я уходила из кладовой, я посмотрела еще раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей бегал по стеклу, потом побежал по веревке, которой была обвязана банка, потом вбежал на веревочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьев. Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришел из банки, потому что сейчас же много муравьев пошли друг за другом по стене на потолок, по веревочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришел муравей. Я сняла банку и поставила ее в другое место.Л. Толстой
    День одиннадцатыйОднажды маленькие елочки не увидели своих мам потому, что увезли их на большой машине после того, как срубили почти под самый корешок. Куда могли отвезти елки?На праздник Новый год.И остались маленькие елочки без мам, некому было заботиться о маленьких елочках. Вот и стала старая береза опекать молодые елочки:то свою березовую песню споет;то расскажет свою лесную историю.Много разных историй знала старая береза и вот одна из них.…Часто бывают в лесу любители ягод, грибов и просто отдыхающие. Ведь у нас в лесу чего только нет, а главное воздух чистый, здоровый и удивительная тишина – это и есть главное лекарство леса. А еще у нас в лесу есть свои санитары – муравьи. Но не всякий гость леса может их работу оценить. То ли по незнанию о пользе муравьев, то ли оттого, что душа у них черная. Но помню, как однажды приехали к нам в лес вот такие гости.Устроились все на той поляне. Веселые такие – с музыкой, которая на весь лес гремела и птиц пугала. Слетели перепуганные птицы со своих гнезд и улетели, куда глаза глядят, а птенцы остались в гнездах. Холодно и голодно птенцам стало, но не голодали «гости» леса.Посыпались из их сумок бутерброды, банки с салатами, бутылки с напитками. Вдоволь пообедав, они мусор на поляне оставили. Отправились гости на поиски муравейника.Ведь они в лес пришли с целью изучить жизнь муравейника. Долго искать им не пришлось. Был тут поблизости один большой муравейник. Дружная семья там жила. Как только солнце всходило, муравейник открывал все свои двери и муравьиный народ принимался за работу: одни наводили чистоту в доме; вторые что-то ремонтировали; третьи строительный материал из дома приносили. Кто-то делал запасы еды.Каждый знал свое дело и выполнял его во время всего дня очень добросовестно. Когда солнце садилось, муравейник утихал, и плотно закрывались его двери. Опаздывать нельзя, иначе на ночь в лесу останешься. Часы для муравьев – само солнце.В тот день, когда, «гости» леса искали нужный им муравейник, солнце стояло высоко, день был хороший и работа у муравьев – в самом разгаре. Вдруг раздался громкий голос: «Сюда! Нашел!» – находкой оказалась муравьиная тропа, по которой бежали, как маленький ручеек, деловые муравьи. Они не мешали друг другу, а наоборот подсказывали, как лучше пройти, где лесные находки побогаче, кому надо помочь и при этом они так живо шевелили своими усиками. Ведь это и есть их язык, на котором они разговаривают.«Гости» леса собрались у муравьиной тропы – «Смотри, какую большую соломинку тащит! Неужели не могли найти поменьше, ведь легче было бы нести. Давайте, поможем им. Найдем соломинку полегче».Так и сделано. Но муравьи к тому времени были уже почти у самого муравейника и усердно поднимали наверх свое «бревнышко». «Гости» леса решили, что они действительно помогают муравьям. Они осторожно взяли большую соломину, чтобы на ее место положить другую, поменьше. Но один муравей продолжал держать соломинку, наверно он не успел от нее отцепиться, так усердно помогал ее нести.«Что это? Что это?» – испуганно шевелил он усами. – «Наверно, это сильный ветер поднял меня так высоко, ведь меня унесет далеко от дома, и я погибну один, без моих братьев и сестер» – решил муравей и, не теряя времени, расцепил свои лапки и…упал. Падал бедный муравей с большой высоты, ведь соломинка оказалась в руках самого большого «гостя». Больно было муравьишке, когда он ударился о чей-то башмачок. Но самая большая беда еще впереди… Он сломал две лапки и не мог двигаться. Жалобно и горько шевелил он усами, что означало на его муравьином языке: «Помогите, помогите, мне очень больно и страшно».В это время два больших пальца подхватили муравья и посадили на муравейник. Один из «гостей» сказал: «Ну вот, помогли. Одного муравья заставили от боли мучиться, и теперь он, беспомощный, погибнет, а других, не заметив, ногами перетоптали. Варвары мы».«Успокойся, - кто-то ответил ему, - ведь мы хотели как лучше, а этого раненого муравья мы сейчас в одно из отверстий муравейника затолкаем, а у них есть свои лекари. Они его вылечат».Так и сделали.Протолкнули муравья в один из ходов, который был побольше и ушли.А бедный муравей, по их милости угодил в ту ячейку, куда муравьи своих врагов-насекомых заманивают, где те и погибают, т.к. выбраться не могут.Вряд ли кто из муравьев теперь узнает, что их брат в ловушке для непрошеных гостей. А Витя и его друзья, которые в лес приходили, вернулись домой, включили телевизор и смотрели мультики, хорошо им было. А в это время муравьишка с переломанными лапками горько плакал. Жаль, что никто не слышал и не видел этих слез._____________________________Какую историю, веселую или грустную рассказала елочкам старая береза?Помогли ли «гости» муравьям?Нужно ли «помогать» работе муравья? Почему?Что вышло из помощи муравьям?А вы как наблюдаете за муравьишками? Вмешиваетесь ли в их жизнь?Что случилось с муравьишкой?Были ли «гости» леса знакомы с правилами поведения в лесу?
    Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.Я шагаю по лужайке –    Великан в трусах и майке,     Сверху ясно мне видна        Вся зеленая страна.           Вот улитка – добрый гномик,              На себе таскает домик.                 Вот квартирка для жука –                     Дырка старого пенька.                       Вот стоит высотный дом –                           Муравьи хлопочут в нем.                             Вот цветок ромашка,                                 В нем живут букашки.                                   Эта малая страна                                      Вся кругом заселена!                                         Если я, великан, захочу,                                            Как лихой ураган, налечу,                                               Все дома я могу разломать,                                                  Всех жильцов на лугу растоптать!                                                     Если я захочу…                                                        Только я не хочу!                                                           Я – добрый Великан.Давайте послушаем еще один рассказ В. Бианки о муравьях.Муравейник зашевелился.Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали – это просто куча сора и старой хвои, а не муравейный город: ни одного муравья не было видно.Теперь снег сошел с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежали на муравейнике липкими черными комьями.Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевельнуться. У них не было даже сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой.Пройдет еще несколько дней, пока они снова примутся за работу. В. Бианки
    Развитие диалогической речи.Ведущий:У лесного муравьяПребольшущая семьяБратьев с сестрами не счестьИ двоюродные есть!Дети: А бранятся они?Не бранятся.Веселятся они?Веселятся.На работу как идут?Очень дружно.А защиту как ведут?Так, как нужно.Ведущий:Да, хорошая семьяУ лесного муравья.
    День тринадцатый.Научить детей играть в экологическую настольную игру «Вокруг муравейника» (6-7 лет).Цель игры: научить ребенка оказывать один из видов помощи муравейнику – строить ограду вокруг него с целью его сохранности и защиты от врагов.Условия игры: участвовать могут от 2-5 детей. Один игрок-строитель, его цель построить на зеленом игровом поле по контуру вокруг муравейника ограду из карточек с изображением звеньев ограды. В начале игры эти карточки кладутся произвольно вниз рисунком. Остальные участники: медведь, птица, муравьед и браконьер – стремятся проникнуть к муравейнику. Игровая дорожка «врагов» красного цвета. «Враги» начинают свой ход от деревьев в углах красного игрового поля. На их пути есть препятствия: костер и ружье, запрещающие ход. У строителя ограды есть пустые карточки – пропуск хода.Ход игры:Начинают игру с хода строителя, он делает также ходы после каждого играющего "врага". Каждый враг, проникший на зеленый квадрат, при следующем ходе разрушает муравейник; если при определенном ходе строитель не может закрыть его соответствующей карточкой: то есть вывести его из игры. Выигрывает тот, кто первым достигнет цели: строитель успеет построить всю ограду или «враг» проникнет к муравейнику.Оборудование к игре: игровое поле, карточки с изображением фрагментов ограды 16 штук (размер 5 5) и 6 пустых такого же размера, 4 карточки обозначающих «врагов» – медведь, птица, муравьед, охотник-браконьер (или мальчик ломающий ветку).
    Перед игрой можно познакомить детей с информацией о «врагах» муравейника.Медведь.Просто удивительно, что столь могучий зверь питается преимущественно ягодами, плодами, орехами, зелеными растениями, насекомыми, их личинками, рыбой, падалью. Например, в желудке одного медведя, недавно вставшего из берлоги, обнаружено несколько килограммов муравьев и муравьиных яиц вместе со строительным мусором из муравейника.Семейство муравьедовые.Наземные и древесные обитатели с трубкообразной вытянутой мордой, беззубым маленьким ртом и очень длинным клейким языком, которым они схватывают свой корм – термитов и муравьев. Лапы короткие, очень сильные, на передних крючковидные когти. Населяют Южную и Центральную Америку (к северу до Мексики).Известные виды:ГИГАНТСКИЙ (ИЛИ ТРЕХПАЛЫЙ) МУРАВЬЕД.Это крупное наземное животное, величиной с большую собаку. Длина тела 100-130 см, хвоста 65-90 см.Тело узкое, стройное, с очень длинной трубкообразной головой. Уши маленькие, глаза и рот тоже. Окраска коричневая, с темными пятнами.Бегает медленно. Обнаружив постройку термитов или муравейник, он ударом своих передних лап разрушает стенки, просовывает узкую морду и длинным червеобразным языком добирается до середины гнезда. Втягивая язык с прилипшими насекомыми, он счищает их во рту. Язык длиной 60 см втягивается в рот по 160 раз в 1 минуту, каждый раз смачиваясь обильной клейкой слюной.Поскольку у муравьеда нет зубов, не разжеванные насекомые попадают в желудок, где они перетираются сильными мускулистыми стенками. В желудке есть обычно песок и камешки, как жернова, способствующие перетиранию пищи. За день муравьед съедает до 30 тысяч муравьев. Он часто отдыхает, ложась в любом месте своего пути на бок, засунув голову между передними лапами и прикрывшись хвостом.ТАМАНДУА – примерно в 2 раза меньше гигантского муравьеда и ведет частично наземный, частично древесный образ жизни. Длина тела 54 -58 см, хвоста такой же. Вес – 3-5 кг. Шерсть густая, короткая желтоватая с коричневым или черно-бурым рисунком. На поиски пищи отправляется вечером и по земле двигается медленно, тяжелой походкой. При испуге поднимается на задние лапы, как медведь, опирается при этом на хвост. Может громко шипеть и издавать неприятный запах, за что его называют лесной вонючкой. По деревьям ползает медленно, помогая себе цепким хвостом. Найдя муравейник, он разрушает его когтями передних лап и достает своим длинным клейким языком насекомых.Весной у самочки появляется 1 детеныш, который ездит на спине у мамы. При поисках пищи она его ссаживает на ветку и вновь берет, отправляясь дальше в путь.КАРЛИКОВЫЙ МУРАВЬЕД.Самый маленький, размером с белку. Длина тела – 16-20 см, такой же длины хвост, вес – 500 грамм. Хвост хватательный, голый на конце. Морда чуть удлинена и загнута вниз. Лапы сильные, цепкие. Шерсть пушистая, короткая, красновато-коричневая или золотисто-желтая.Большую часть жизни проводит в кроне деревьев и часто остается незамеченным, поскольку днем спит, свернувшись в калачике на развилке ветвей или в дупле.По деревьям двигается медленно, с большой осторожностью. Отыскав гнездо древесных муравьев, он разрушает его острыми когтями передних лап.При опасности, зацепившись задними лапами и хвостом за ветку, он обороняется передними лапами. Воспитанием детеныша заняты и самец, и самка. Они посменно носят подросшего детеныша на спине и кормят его перетертыми насекомыми из своих желудков.
    Муравьеловки.Разнообразные по размерам (8 – 36 см) птицы, многие с яркой контрастной окраской, чуть-чуть крючковатым клювом, сильными лапами.Встречаются в лесах Южной Америки. Разыскивая корм, муравъеловки копаются в лесной подстилке на земле. Едят муравьев и термитов, а также других насекомых.Известные виды:Полосатый муравьиный крапивник. Расцветка состоит из черных и белых полос. Предпочитает серые места недалеко от прудов и болот.Полосатая сорокопутовая муравьеловка – населяет сухие кустарники и бамбуковые заросли. Гнездо – открытая корзиночка из сухой травы. Кормится различными ягодами, кроме того, ест перепончатокрылых муравьев, пчел, ос, также жуков, бабочек, термитов.Человек.Если медведь, муравьеды, птицы-муравьеловки идут не к муравейнику в поисках пищи, то зачем идет к муравейнику человек?Может тоже хочет съесть муравья? Как вы думаете?Можно встретить муравейники, разрушенные не злым зверем, а…человеком. А сам человек стоит в сторонке и любуется, как бегают муравьи у разрушенного домика.        
    Отгадайте загадки:В безлюдной тайге котелок кипит. (Муравейник)Мы, лесные жители Мудрые строителиИз иголок всей артельюСтроим дом себе под елью. (Муравьи)Что за домик из иголокНа земле у старых елок? (Муравейник)Грузчик, плотникАртельный работникБез пил, без топоровНастроил городов. (Муравей)Пришли мужики без топоров,Срубили избу без углов. (муравьи, муравейник)Чтение рассказа В. Пескова «Лечебница под сосной»Лечебница под сосной.Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами верх муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.По В. ПесковуЗачем птицы прилетали и садились на муравейник?Птицы обижали муравьев?Что муравьи делали птицам? Хорошо это или плохо?
    Комплексное занятие: «Поможем березке».Цели: уточнить знания детей о муравьях – санитарах леса, о строении тела муравья, поупражняться в составление муравья из готовых частей (аппликация), воспитывать бережное отношение к природе.Ход занятия.Березка (девочка в р.н. костюме) просит детей защитить ее от гусениц.В: - Я знаю, кто может помочь Березке, а вы ребята?Выслушать варианты детей.Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть маленьких лесных тружеников – муравьев.Вот вы, например, умеете из палочек, листьев, комочков земли строить домик? – Нет.Правильно, у нас не получится, а маленькие муравьишки строят себе домики из сухих травинок, листьев, комочков земли. Вы думаете, это очень легко? Это нам так кажется! А для муравья сухая травинка тяжелая. Вы сможете поднять стол?Тяжело.Вот и для них тяжело строить домик. Пройдет много дней и дом будет готов, в нем будет много комнат и длинных коридоров. Муравьям будет в нем тепло и уютно. Они очень устали от такой работы, но им нельзя отдохнуть. Они должны еще очистить лес от мусора и вредных личинок, которые поедают зеленые листочки у разных деревьев.

Ведь эти маленькие муравьишки настоящие санитары леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительное мероприятие по проекту "Муравьи"

Даное мероприятие является заключительным в работе над проектом "Муравьи" и подытоживает полученые зхнания....

проект " Сделаем домик для муравьев".

Прививать любовь к окружающей природе-насекомым.Это хорошо показано в нашем проекте.Дети больше узнали о жизни муравьев , сами построили муравьинный  домик и показали его строение снаружи и внутр...

Детский проект "Не обижайте муравья"

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...

Творческий краткосрочный проект « Жучки, муравьи и другие » в средней группе

Весна – чудесная пора. Ярко светит солнце, порхают бабочки, ползают муравьи…. Всё вокруг живёт, цветёт и благоухает...

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...