Занятие "Любите Землю-матушку!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Егорова Татьяна Владимировна

Занятие по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №7

Занятие по экологии

«Любите землю – матушку!»

средняя группа

Воспитатель:

Арбузова Татьяна Владимировна

     

   

Педагогические задачи.

1. Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Сообщить детям обычные приёмы земледелия, научить их, что надо делать, чтобы поддерживать плодородие почвы и чтобы урожай, выращенный на ней, был хорошего качества.

2. Ознакомить детей с животными, которые помогают человеку истреблять вредителей растений. Учить бережно относиться к полезным животным.

Материалы и оборудование.

     Фартук, платок, плакат с изображением грядок, корзина с овощами, шапочки  с изображением «вредителей» и помощников огородников, изображение дождевого червя, выполненное из картона, подвижного; мольберт с листом формата А2 с нарисованными подземными ходами червей, восковые мелки.

Ход занятия.

     Воспитатель.    Ребята, скажите мне, кто ездит к бабушке и дедушке в деревню? А есть там огород? Что же растёт на огороде у бабушки и дедушки? (Ответы детей).

     А у меня тоже есть бабушка. У неё такой огород красивый! Она меня давно в гости звала. Хотите поехать к моей бабушке в деревню, посмотреть на чудо – огород?

     Дети. Да.

     Воспитатель. Тогда садитесь в автобус и поедем.(Дети садятся в «автобус»:встают друг за другом; выбирают шофёра. Звучит музыка, дети «едут». В это время воспитатель переодевается «бабушкой»: завязывает платок и надевает фартук.)

Бабушка. Ой, кто приехал! Здравствуйте, гости дорогие! Выходите скорей из автобуса да поглядите, какой у меня огород красивый – залюбуешься: грядки ровные, зеленеют; земля мягкая, ухоженная.

Люди толк в земле понимают,

«Матушкой», «кормилицей» её

                                                  ласково называют,

Навозом коровьим грядки удобряют,

Лучшие сорта для выращивания

                                                                    выбирают.

Всё вовремя сеют и сажают,

Сорняки с корнем вырывают,

Огород свой рыхлят, поливают,

Растения на грядках подкармливают,

Настои от вредителей знают,

Зря в огороде не топчутся,

Берегут землю, её плодородие.

     Чего только у меня в огороде не растёт! Выращу я урожай и вас, ребятки, овощами угощу, но прежде спрошу:

- Угадайте-ка, ребятки, что росло у меня на грядке? А загадок я знаю множество, одна другой интересней! Вот вам первая загадка:

1. Сидит дед - во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

                                                                                                                      (Лук).

2.  Кругла, желта, вкусна, когда зелена, приросла к земле крепко,

называют её…                                                                                      (Репка).

3.  На кусте, как снегири, растут красные шары.  (Помидоры).

4.  Голова красна в землю вросла, косы зелены с красными лентами.

                                                                                                                  (Свёкла).

5.  Лепесток на лепестке, зелёные заплатки. Целый день на животе

нежится на грядке.                                                                          (Капуста).

6.  Между грядок лежит зелен и гладок.          (Огурец).

7.  Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.            (Морковь).

     Ой, какие молодцы! Все загадки отгадали! А работать-то вы на огороде умеете? Сейчас я и проверю, как у вас получается! Повторяйте за мной!

Иван, Иван,                                                  дети наклоняются и руками

 Вырывай бурьян,                                      «вырывают» воображаемые сорняки

     Чтоб росла редиска,                                  отбрасывают их от себя

     Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок –                                                берут из левой руки семечки и

Не ленись, дружок!                                   «втыкают»  их в землю

     Чтоб росла репка                                  имитируют работу граблями           

     Сладкая и крепкая,

     Чтоб капусты кочанок                         делают очень широкий круг,         

     Рос с большущий чугунок.                 растягивая руки  

(Физкультминутку можно повторить 2 – 3 раза)

     Ах, какие молодцы! И работаете вы замечательно! А за то, что вы все загадки отгадали и работали дружно, подарю я вам корзину с угощением. Здесь и капуста, и морковь, и всё то, что растёт на моём огороде.

     Только вы не забывайте, что нужно лелеять и беречь землю – матушку, учиться хорошо огородничать и любить труд, тогда и урожай будет богатым. Понравился вам мой огород? (Да).

     Ну, что ж, а теперь пора и в садик возвращаться. Садитесь в автобус.       До свидания!  (Бабушка даёт корзину ребёнку, звучит музыка, дети строятся друг за другом, «уезжают». В это время воспитатель снимает платок и фартук. Музыка смолкает).

     Воспитатель.   Вот мы с вами и вернулись в садик. Понравился вам бабушкин огород? Хорошо вы потрудились, а теперь присядьте и отдохните. (Дети садятся на стульчики). Какой хороший урожай! Ох, а корзинка какая тяжёлая! Скоро мы с вами тоже будем трудиться на нашем огороде. Помните, в прошлом году мы смотрели, как работают на огороде старшие ребята? А теперь вы подросли, и мы сами будем огородничать! Будем учиться правильно ухаживать за овощами, беречь землю и вырастим урожай богаче бабушкиного.

(Выходит девочка в шапочке гусеницы).

     Девочка. Ничего  у вас не вырастет! Я съем все ваши овощи!

                      Позову своих друзей,

                      Жевать вместе веселей!

(Выходит 2 ребёнка в шапочках колорадского жука и бабочки – капустницы).

     Воспитатель. Почему это вы съедите наши овощи? Кто вы такие?

     Дети. Мы вреди – вредители,

               Овощей губители!

               Мы в них сидим – сидим – сидим.

               И всё едим, едим, едим.

     Воспитатель. Ребята, да ведь это вредители! Вы их узнали? Кто это?

(Ответы детей).

     На полях, в садах и огородах есть множество разных вредителей. Они мешают расти овощам и фруктам. Что же нам делать? Кто нам сможет помочь?

(Выходит мальчик в шапочке скворца).

     Мальчик.  Я вам помогу! Всех вредителей склюю.

Отгадайте, кто я такой?  На шесте – дворец, во дворце – певец,

                                          А зовут его …        (скворец)

Я скворушка – скворушка,

Чёрненькое пёрышко.

Я летаю по полям.

Я – гроза вредителям!

     Воспитатель.   Разве ты один справишься? Ты такой маленький!

     Мальчик.  А я позову своих друзей. Они мне помогут!

                       Эй, друзья, выходите!  Всех вредителей истребите!

(Выходят дети в шапочках синицы, лягушки, божьей коровки, паука).

     Дети.   Донеслась до нас тревога.

                 Мы шагаем на подмогу.

                 Дружно мы очистим грядки,

                 Прочь бегите без оглядки!  

(Читая стихотворение, дети наступают на «вредителей». «Вредители» отступают).

                  Все мы людям помогаем,-

                  Урожай оберегаем.

                  Всех вредителей съедим,

                  Овощам расти дадим!

     Воспитатель.  Молодцы! Всех вредителей прогнали. Это наши помощники. Они помогают людям выращивать хороший урожай! А вы, ребята, их узнали? Кто нам помог? (Ответы детей).

     Запомните их и никогда не обижайте. Без них не будет хорошего урожая! Есть и ещё один важный помощник у земледельца. Он не уничтожает вредителей, но земля без него не бывает плодородной. Сейчас я вас с ним познакомлю. (Воспитатель показывает дождевого червя, выполненного из картона).

Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живёт;

Когда ползёт,

Рыхлит её и удобряет,

Так плодородие повышает.

                                                            Кто это?       (Ответы детей).

     Правильно, это дождевой червяк. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, они делают так, чтобы в неё проникал тёплый воздух и влага. Земля хорошо дышит и урожай даёт хороший. Но иногда дети давят дождевых червей, выползающих на поверхность земли после дождя. Теперь вы знаете, что этого делать нельзя! Дождевые черви – наши помощники! Знаете, наш червячок хочет мне что-то сказать. (Слушает «червя»).

     Ребята, наш гость говорит, что ему тяжело одному рыхлить землю, и он

просит, чтобы вы ему помогли. Поможете? (Да).

     Давайте нарисуем много – много червячков. Они расползутся по всей земле, будут её рыхлить и перемешивать, земля задышит и подарит нам богатый урожай.

(Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту, на котором прикреплён лист; на листе изображены ходы для червей. Дети берут восковые мелки и рисуют червячков в ходах).

     Воспитатель.   Молодцы! Вот мы и помогли червячку и всем людям! Сколько помощников нарисовали! Хорошо потрудились, пора и отдыхать.