Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

    Султанова Гузал Сарваритдиновна

    Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, игрют в игры, работают со схемами, выполняют коллективную аппликацию.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

    Комбинированного вида детский сад №89 «Крепыш»

    Подготовила: воспитатель I категории

    Султанова Гузал Сарваритдиновна

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Как звери к зиме готовятся»

    Цель: Закрепление знаний детей о жизни лесных животных  в осенний период.

    Задачи непосредственно образовательной деятельности:

    Образования области «Познания»

    • Уточнять  и закреплять представление о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме;
    • Развивать умение определять отличительные признаки животных;

    Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

    Задачи интегрируемых образовательных областей:

    Образовательная область «Коммуникация»:

    • Обогащать и активизировать словарь по темам «Приметы осени», «Дикие животные»
    • Развивать внимание, память, умение стоить и использовать в речи полное предложение
    • Воспитывать умение слушать воспитателя, друг друга

    Образовательная область «Художественное творчество»:

    • Закрепить технику аппликации из бумаги, способом образования шерстяной нити
    • Продолжать развивать мелкую моторику
    • Воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой, шерстяной нитью

    Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая.

    Форумы организации совместной деятельности:

    отгадывание загадок, дидактическая игра: «Кто где зимует?», дидактические упражнения для развития логического мышления, работа со схемами, подвижная игра «Поменяем шубки», коллективная аппликация из бросового материала «Ёжик в наре»

    Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

    Аудиозаписи «Звуки леса», магнитофон, магнитная доска, картинки с изображением диких животных, карточки-модели;

    Клей ПВА, ножницы, ватман с нанесенным рисунком-разметкой «Ёжик в норке», бросовый материал: остатки пряжи разных цветов, цветовая двухсторонняя бумага, салфетки бумажные.

    Предварительная работа: просмотр видео презентации и беседа на тему «Как звери к зиме готовятся», рисование «Медведь в берлоге», дидактическая игра «В кладовой у белки», «Кто здесь лишний», викторина загадок о животных.

    Конечный результат на ребенка: ребенок знает основные признаки осени, может рассказать о них, знаком с особенностями приспособления диких животных к зиме, ориентируется в схемах, активно использует ранее полученные знания в беседе, отгадывает загадки.

    Ход занятия. 

    Дети входят в группу, располагаются на «Лесной поляне» (высаживаются на стульчики - «пенёчки» )

    Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

    (Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идет дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые краю)

    Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

    Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

    Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени мы собирали урожай, одели теплую одежду – мы готовимся к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам.

    Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

    1.Загадка:

    Лежала между елками

    Подушечка с иголками.

    Тихонечко лежала,

    Потом вдруг убежала.

    Ответ: Ёж

    Воспитатель - Спинка, бока даже часть головы ежика покрыты острыми игами.

    - Как вы думаете зачем? (ответ детей)

    Еж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

    Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

    - А чем еж питается? (ответы детей)

    Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

    2. Загадка

    Хозяин лесной, просыпается весной,

    А зимой, под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой.

    Ответ: Медведь.

    Воспитатель – Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

    - Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей).

    - Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей).

    Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

    - Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

    Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

    А вот еще один лесной житель.

    3. Загадка:                    

    Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

    Ответ: Волк.

    Воспитатель – Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

    - А чем же питается волк? (ответы детей).

    4. Загадка:

    Хитрая плутовка

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса,

    А зовут ее…

    Ответ: Лиса

    Воспитатель – Идет Лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

    - Чем питается лиса? (ответы детей)

    - Любит она мышей из – под снега доставать. Слух у лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать.

    Воспитатель – Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

    5. Загадка:

    Комочек пуха,

    Длинное ухо

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Ответ: Заяц.

    Воспитатель – Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а какой к зиме? Интересно, он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней -  уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.

    - Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

    - Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

    - Как заяц спасается? (ответы детей)

    - Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

    - Где заячий дом? (ответы детей)

    Заяц нору себе никогда не роет.  Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

    - Какую? (ответы детей)

    6. Загадка

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз?

    Кто по елкам ловко скачет

     И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орешки прячет,

    Сушит на зиму грибы?

    Ответ: Белка

    Воспитатель – правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

    - Она шубку поменяла на более теплую.

    - А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

    - Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

     Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы грибы сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

    - Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

    Хвост у белки, как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опускается на ветку.

    - Как называется домик у белки? (ответы детей)

    Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

    Молодцы ребята, а сейчас поиграем в подвижную командную игру «Поменяем шубки» (дети встают и делятся на 2 команды, по музыкальному сигналу прыжками двигаются к обручу - одевают «шубку» (жилет), встают в обруч – бегут обратно.)

    А сейчас поиграем в игру: «Кто где зимует?» (Воспитатель указывает на картинки и карточки - схемы в разной последовательности, дети отвечают на вопросы: Где зимует еж, белка..? Чья это нора, берлога, дупло, чье убежище..?)

    Воспитатель – предлагаю выполнить коллективную аппликацию «Ежик в норке» - встаем вокруг стола, перед вами бумага и пряжа – отрываем бумагу, отрезаем небольшие кусочки пряжи и приклеиваем их в норку так, будто ежик выстилал ее листьями (листья бумажные, черешки -  из пряжи). (Задание выполняется под музыку «Звуки леса»)

       

     

        

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

    Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

    Образовательные задачи:• Закрепление представлений об овощах;• Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»• Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с ...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ОО « Художественно-эстетическое развитие» (« Пластилиновая сказка») по теме «Радужные бабочки».

    Конспект открытого показав старшей группе « Почемучки»по ОО « Художественно-эстетическое развитие»(« Пластилиновая сказка»)по теме « Радужные бабочки»воспитателя первой категорииИвановой Ольги Сергеев...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим

    Презентация проекта "Чай по кружкам разливай, всех знакомых приглашай!"...