Главные вкладки

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Султанова Гузал Сарваритдиновна

    Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, игрют в игры, работают со схемами, выполняют коллективную аппликацию.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

    Комбинированного вида детский сад №89 «Крепыш»

    Подготовила: воспитатель I категории

    Султанова Гузал Сарваритдиновна

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Как звери к зиме готовятся»

    Цель: Закрепление знаний детей о жизни лесных животных  в осенний период.

    Задачи непосредственно образовательной деятельности:

    Образования области «Познания»

    • Уточнять  и закреплять представление о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме;
    • Развивать умение определять отличительные признаки животных;

    Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

    Задачи интегрируемых образовательных областей:

    Образовательная область «Коммуникация»:

    • Обогащать и активизировать словарь по темам «Приметы осени», «Дикие животные»
    • Развивать внимание, память, умение стоить и использовать в речи полное предложение
    • Воспитывать умение слушать воспитателя, друг друга

    Образовательная область «Художественное творчество»:

    • Закрепить технику аппликации из бумаги, способом образования шерстяной нити
    • Продолжать развивать мелкую моторику
    • Воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой, шерстяной нитью

    Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая.

    Форумы организации совместной деятельности:

    отгадывание загадок, дидактическая игра: «Кто где зимует?», дидактические упражнения для развития логического мышления, работа со схемами, подвижная игра «Поменяем шубки», коллективная аппликация из бросового материала «Ёжик в наре»

    Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

    Аудиозаписи «Звуки леса», магнитофон, магнитная доска, картинки с изображением диких животных, карточки-модели;

    Клей ПВА, ножницы, ватман с нанесенным рисунком-разметкой «Ёжик в норке», бросовый материал: остатки пряжи разных цветов, цветовая двухсторонняя бумага, салфетки бумажные.

    Предварительная работа: просмотр видео презентации и беседа на тему «Как звери к зиме готовятся», рисование «Медведь в берлоге», дидактическая игра «В кладовой у белки», «Кто здесь лишний», викторина загадок о животных.

    Конечный результат на ребенка: ребенок знает основные признаки осени, может рассказать о них, знаком с особенностями приспособления диких животных к зиме, ориентируется в схемах, активно использует ранее полученные знания в беседе, отгадывает загадки.

    Ход занятия. 

    Дети входят в группу, располагаются на «Лесной поляне» (высаживаются на стульчики - «пенёчки» )

    Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

    (Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идет дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые краю)

    Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

    Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

    Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени мы собирали урожай, одели теплую одежду – мы готовимся к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам.

    Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

    1.Загадка:

    Лежала между елками

    Подушечка с иголками.

    Тихонечко лежала,

    Потом вдруг убежала.

    Ответ: Ёж

    Воспитатель - Спинка, бока даже часть головы ежика покрыты острыми игами.

    - Как вы думаете зачем? (ответ детей)

    Еж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

    Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

    - А чем еж питается? (ответы детей)

    Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

    2. Загадка

    Хозяин лесной, просыпается весной,

    А зимой, под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой.

    Ответ: Медведь.

    Воспитатель – Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

    - Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей).

    - Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей).

    Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

    - Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

    Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

    А вот еще один лесной житель.

    3. Загадка:                    

    Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

    Ответ: Волк.

    Воспитатель – Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волки ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

    - А чем же питается волк? (ответы детей).

    4. Загадка:

    Хитрая плутовка

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса,

    А зовут ее…

    Ответ: Лиса

    Воспитатель – Идет Лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

    - Чем питается лиса? (ответы детей)

    - Любит она мышей из – под снега доставать. Слух у лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать.

    Воспитатель – Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

    5. Загадка:

    Комочек пуха,

    Длинное ухо

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Ответ: Заяц.

    Воспитатель – Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а какой к зиме? Интересно, он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней -  уши, но не до самих кончиков: они остаются черными.

    - Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

    - Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

    - Как заяц спасается? (ответы детей)

    - Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

    - Где заячий дом? (ответы детей)

    Заяц нору себе никогда не роет.  Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

    - Какую? (ответы детей)

    6. Загадка

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз?

    Кто по елкам ловко скачет

     И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орешки прячет,

    Сушит на зиму грибы?

    Ответ: Белка

    Воспитатель – правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

    - Она шубку поменяла на более теплую.

    - А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

    - Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

     Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы грибы сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

    - Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

    Хвост у белки, как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опускается на ветку.

    - Как называется домик у белки? (ответы детей)

    Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

    Молодцы ребята, а сейчас поиграем в подвижную командную игру «Поменяем шубки» (дети встают и делятся на 2 команды, по музыкальному сигналу прыжками двигаются к обручу - одевают «шубку» (жилет), встают в обруч – бегут обратно.)

    А сейчас поиграем в игру: «Кто где зимует?» (Воспитатель указывает на картинки и карточки - схемы в разной последовательности, дети отвечают на вопросы: Где зимует еж, белка..? Чья это нора, берлога, дупло, чье убежище..?)

    Воспитатель – предлагаю выполнить коллективную аппликацию «Ежик в норке» - встаем вокруг стола, перед вами бумага и пряжа – отрываем бумагу, отрезаем небольшие кусочки пряжи и приклеиваем их в норку так, будто ежик выстилал ее листьями (листья бумажные, черешки -  из пряжи). (Задание выполняется под музыку «Звуки леса»)

       

     

        

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста "Угадай, какой ты зверь"

    Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде, учить классифицировать животных....

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

    1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

    Конспект НОд образовательная область Познание тема Зимующие птицы. Занятие дает возможность закрепить знания детей о жизни зимующих птиц, знакомит их с новой птицей -клестом....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

    Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

    конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с РАС "Зимующие птицы"

    конспект подгруппового занятия для детей с РАС, старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Наш спортивный город - Зима»

    Конспект занятияпо физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Наш спортивный город - Зима»...

    КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

    Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....