Авторские дидактические игры по ПДД и развитию речи
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ганецкая Любовь Викторовна

Авторские дидактические игры по ПДД и развитию речи. Игры не только закрепляют ПДД, но и развивают речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt_igry_avtorsk_moi.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад №17

Калининского района г.Санкт-Петербург

Авторские дидактические игры

по ПДД и речевому развитию

Воспитатель высшей категории

Ганецкая Любовь Викторовна

  Санкт – Петербург  

2013 г.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«Наш район»"

Задачи: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закреплять представления детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: план-схема района; автомобили-игрушки, куклы-пешеходы; светофор-игрушка; дорожные знаки;  деревья; дома (макеты изготовленны совместно с детьми).
Игра проводится на макете.

Ход игры:
Вариант для «пешеходов» 
Дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят дорогу, на желтый — останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Вариант для «водителей»
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» — предупреждающие;
— «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» — запрещающие;
— «Движение прямо», «Движение направо» — предписывающие; —«Остановочный пункт автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» — информационно-указательные.
Дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«Поможем медвежонку»

Задачи: 

  • выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения;
  • развивать логическое мышление;
  • обобщать знания детей о профессиях на транспорте
  • развивать связную речь детей
  • подбирать к существительному несколько прилагательных
  • обогащать и активизировать лексический словарь детей
  • развивать внимание, память, логическое мышление, внимательность
  • вызвать эмоциональный отклик

Сегодня к нам в гости пришел медвежонок. Он хочет, чтобы вы ему помогли. Вот какая история с ним приключилась:

Однажды медвежонок, неучем он был,

Сел в папину машину и в лес он покатил,

Не ведая дороги, не объезжая пней,

Он яму не заметил и оказался в ней.

Машина развалилась, конечно, по частям,

Тут понял медвежонок – во всём виновен сам.

Чтобы водить машину надо взрослым стать

И правила движенья надо соблюдать.

Медведь переживает, кряхтит, не спит всю ночь

И просит вас ребята в беде ему помочь:

Для папочки машину из частей собрать,

А собирая вместе, те части называть.

(автор Л.Ганецкая)

Для того, чтобы собрать все части автомобиля мы с вами будем выполнять задания и за каждое правильно выполненное задание мы будем получать одну часть автомобиля

1. Медвежонок загадывает загадку:

По дорогам и полям

Едет транспорт тут и там.

Каждый день его встречаю,

А как назвать его не знаю? 

Как называется такой транспорт? (наземный транспорт)

Назовите, какой наземный транспорт вы знаете? А какие еще виды транспорта вы знаете?

Назовите. Какой воздушный транспорт вы знаете? Назовите, какой водный транспорт вы знаете?

2. Следующее задание «Назови профессию» - вам нужно разгадать загадки и назвать существующие на транспорте профессии.

Он водил вокруг Земли
Пароходы, корабли,
Все моря и океан
Покорил наш...(Капитан)

Он не летчик, не пилот

Он ведет не самолет

А огромную ракету

Дети кто скажите это?...(Космонавт)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ... (Тракторист)

Как воздушная принцесса

В форме лётной… (Стюардесса)

Вижу в небе самолет,
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто ...(Лётчик)

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их ...(Машинисты)

Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.(Кондуктор)

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …(Шофёр)

3.Игра «Посчитай транспорт».  Медвежонок не умеет считать, помогите ему сосчитать транспорт. Я буду подставлять картинку с транспортом к цифрам 2 и 5, а вы должны правильно сосчитать и сказать что вы видите: - Я вижу два автобуса,... пять автобусов; …два самолёта, …пять самолётов ит.д.)

4. Игра «Составь предложение» Когда медвежонок ехал к нам, услышал на вокзале такое объявление: 

Беда случилась на вокзале!

По микрофону нам сказали:

Ой, слова все разбежались,

В предложенье не собрались.

Вы слова не растеряйте –

Предложенья составляйте:        

Машина, мост, едет, на; Самолёт, небо, летит, по; Поезд, горка, едет, под; 

5. Игра «Похвальбушки». Пока вы строили машину, я тоже построила машину. Хотите поиграть со мной в игру «Похвальбушки»? Я буду говорить о своей машине, а вы должны похвастаться, что у вас лучше. Например: У меня машина быстрая, а у меня машина быстрее.

У меня машина  тяжелая,…

У меня машина   просторная,…

У меня машина   длинная,…

У меня машина    красивая,…

У меня машина    медленная,…

У меня машина    большая,…

У меня машина     милая,…

У меня машина быстрая,…

6. Игра «Соберём машину для папы медвежонка"Давайте попробуем собрать автомобиль. Какие детали у нас есть называйте? Фара –из чего она сделана?(из стекла) Она какая? (стеклянная); колесо –из чего оно сделано?(из резины) Оно какое? (резиновое); дверца –из чего она сделана? (из металла) Она какая?(металлическая);  руль –из чего он  сделан?(из пластмассы) Он какай? (пластмассовый); сиденье –из чего оно сделано?(из кожи) Оно какое? (кожаное); зеркало –из чего оно  сделано? (из стекла) Оно какое?(стеклянное). Вот мы и помогли медвежонку собрать автомобиль для его папы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

НАШ ДРУГСВЕТОФОР

Цель игры:

1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.

  2. Закрепить представление детей о свете.

Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора.

Ход игры:

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

Ведущий показывает детям сюжетные картинки с изображением различных ситуаций по теме ПДД, а дети должны оценить её и показать знак светофора который отображает её (правильно поступил герой  - зелёный сигнал, неправильно - красный , а если ребенок не знает – желтый) и объяснить почему он так думает.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, и определяется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

Дидактические игры как важная составляющая развития речи детей.

Развитие речи дошкольника- актуальная проблема нашего времени, требующая решения. Дидактические игры являются неотъемлемой частью педагогического процесса и позволяют в увлекательной для дошкольника ф...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Авторское дидактическое пособие для детей по развитию речи.

Все задания развивают не только фонематический слух, фонематическое восприятие, но и развивают речь, в частности активизируют словарный запас, развивают память, внимание, мышление и, они просто не зам...

" Помоги Маше" - авторская дидактическая игра по художественно - эстетическому развитию.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов, с их названием, с элементами узора.Развитие образного эстетического восприятия. Воспитание любви к народно – прикладному искусству....

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...