Главные вкладки

    конспект познавательного занятия "семейные обычаи на руси"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Ковалёва Елена Владимировна.

    тема семейные обычаи на руси

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynye_obychai.docx20.34 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Центр развития ребенка – детский сад №86

    Познавательное занятие

    В подготовительной группе

    «Семейные обычаи на Руси»

    Воспитатель: Е. В. Ковалёва

    Тема: «Семейные обычаи на Руси»

    Цели:

    1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях на Руси.
    2. Расширять знания старинных русских имен.
    3. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки.
    4. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, ухват; определениями: старинный, деревянный, узорчатый.
    5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
    6. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины.

    Предварительная работа:

    1. Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций.
    2. Разучивание колыбельной.
    3. Расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером. Ознакомление с техникой рисования пером.

    Ход занятия:

    1. Дети входят в музыкальный зал.

    В-ль :- Ребята, а вы любите путешествовать?

              - Я вас приглашаю в путешествие по лесу.

              - Посмотрите, что вы видите  в нашем лесу? (деревья, камень)

              - Что же это за камень? Он не простой, на нем что0то написано.

              - Вам интересно, что написано? Тогда давайте прочтём.  

    Прямо пойдёшь из леса уйдёшь

    Налево пойдёшь – далеко не уйдёшь

    Направо пойдёшь – много интересного найдёшь.

              - Куда же мы пойдем? Направо. Где правая сторона?

              - Ну, что же в путь!

    2. Оздоровительная гимнастика по массажной дорожке.

    Мы шагаем по тропинке

    По лесной тропинке длинной

    Подними повыше ногу

    Покажи другим дорогу!

    1. В-ль:

         - Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе)

        - А почему все решили, что это изба? (самовар, печка и т. д.)

    4. Отгадай загадку.

             - Ребята, посмотрите, кто в уголке там сидит? (паук)

             - Сколько сетей наплёл паук. Давайте мы приберемся и очистим            дом от паутины?

            - Ребята, а сети то непростые, в них загадки спрятаны.

            - А давайте, мы их с вами отгадаем и уберем всю паутину? (да)

     

    1) Стоит толстячок

    Подбоченевши бочок,

    Шипит и кипит,

    Всем пить чай велит (самовар)

    2) Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча (печь)

         3) Кто в избе рогат? (ухват)

            - Молодцы, все загадки отгадали.

    5. В-ль: - Ребята, а  кто это у нас тут?

       - Да еще и плачет? (достает куклу)

                           - Посмотрите, вот кто у нас плачет. Это малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем. (дети качают, плач стихает)

                            - С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное.

                           - Дети, какие вы знаете старинные имена? (Дарья, Марья, Иван)

                          - Давайте, ребеночка назовем Егорушкой.

                          - А вы знаете, что сейчас пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково – Егорушкой. А когда он вырастет, то его будут называть Егором.  Мы растем и имя наше растет.

                          - А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть когда вы вырастите? (ответы)

    6.         - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

               - А вы знаете, что обозначает имя Егор? (ответы)

               - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, называя таким именем ребенка хотят, чтобы когда Егорушка вырастет  у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

    7. «Волшебная книга» - тайна имени.

    8.        - Ребята, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (уголек, зернышки, монетки)

               - Вы знаете, зачем нашему Егорушке эти вещи?

               - Их клали, когда купали ребенка.

               - Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка  в первый раз купали. Давайте и мы с вами положим нашему Егорушке.

    9.        - Клали уголек и приговаривали – привыкай к домашнему теплу.

               - Ложили зернышко и говорили – будь всегда сыт.

               - Клали монетку приговаривали – будь всегда богат.

    10.      - А теперь покажем, как мы будем купать Егорушку

               - Моем куклу

    Тили-тили-тили-тили

    Мы по воду ходили.

    Воду для Егорки-

    Полное ведерко.

    Мыли-мыли-мыли-мыли

    Бело-набело отмыли

    Лишь головка одна

    Вся черным черна!

    11.      - Вот и помыли Егорку, что же потом делали с ребенком?

               - А потом одевали в отцову рубашку.

               - А знаете почему?

               - Чтобы ребенок был похож на отца

    12. Ребенок одевает рубашку на куклу.

              - Посмотрите какая рубаха. Какая она? (красная, красивая, праздничная)

              - Родители, одевая ребенка, приговаривали: расти хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как им отдыхается.

    13.     - Ребеночка одели, а что с ним дальше делали? (ответы)

              - Дальше его укладывали спать.

              - А куда клали спать ребеночка?

              - В колыбельную.

              - Что такое колыбельная?

              - Кроватка, куда клали малыша и качали.

              - Посмотрите, а у нас тоже есть колыбельная

              - Какая она? (деревянная, узорчатая)

    14.     - Посмотрите, что лежит в колыбельке? (кусочек хлеба и соли)

              - Хлеб да соль

              - Вы знаете, что на Руси хлебом – солью встречали долгожданных гостей.

              - А когда рождался ребенок, родители клали соль да хлеб над изголовьем ребенка и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали».

    15.    -  Давайте положим Егорушку в колыбельную.

             - Ребеночка положили, а что дальше (пели колыбельную)

             - А что такое колыбельная? (это песенка, под которую засыпает малыш)

             - Давайте и мы с вами споем колыбельную

    16. 2 ребенка поют колыбельную – остальные укачивают куклу

    Баю-баюшки-баю

    Я тебе покой дарю.

    Ветер в окна к нам свистит,

    Снег по улице кружит. В небе звездочка горит:

    «Спи, сыночек, - говорит, -

    Баю-баю-баю-бай

    Спи, Егорка, засыпай!»

              - Вот и уснул наш Егорушка.

              - Вам понравилась колыбельная? (да)

    17.     - Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

              - Вот так проходил первый день Рождения родившегося ребеночка на Руси.

              - И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки.

              - Как вы думаете, что они готовили в подарок? (ответы)

              - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушки смастерит.

              - Давайте и мы с вами сделаем для Егорушки подарок – и не простой, а настоящий оберег.

             - Что такое оберег? (это предмет, который защищал и охранял людей от бед). Оберег – оберегал от несчастий.

    18. «Оберег» - рисование пером.

             - Из чего мы с вами его лепили? (из соленого теста)

             - Как можно украсить оберег? (листочками, точками и т. д.)

             - Ребята, мы сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям.

            - Вы знаете, чем рисовали на Руси? (угольками, перышками)

            - Да, гусиными перышками.

            - Приступаем к работе (рассматривание, обсуждение, похвала)

    19. Подвижная игра «Шишка-ловишка» (считалка)

    20.   - А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

    21. Пожелания детей

           - Никогда не болей, будь здоров.

           - Расти сильным, крепким и удалым.

           - Слушай отца-батюшку да родную матушку

           - Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

    22.  - Дети, а вам понравилось день рождение Егорушки?

           - Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

           - А сейчас пора возвращаться в детский сад.

    23.  - Волшебный камень поможет нам вернуться.

    Надпись на камне:

    - Налево пойдешь в группу попадешь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

    Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

    Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

    Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"

    Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....

    Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

    •       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

    КОНСПЕКТ НОД "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"

    НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"...

    Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа

    Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...