Конспект НОД «Семейные обычаи на Руси» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хасанова Светлана Владимировна

познакомить детей со старинными семейными обычаями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Семейные обычаи на Руси» для детей подготовительной к школе группы

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Образовательные задачи:

  • познакомить с бытом людей в старые давние времена;
  • расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании;
  • расширять представления о старинных семейных обычаях;
  • закреплять знания о старинных русских именах;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами.

Развивающие задачи:

  • развивать коммуникативную активность детей;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать навыки нетрадиционного рисования на объемной фигуре;
  • развивать любознательность и потребность к приобретению новых знаний;
  • развивать память, речь, внимание.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины;
  • воспитывать любовь к культуре своего народа;
  • воспитывать эстетический вкус детей;
  • воспитывать умение сотрудничать.

Оборудование и материал: сундук, русско-народная одежда, печь, чугунки, ухват, заслонка, посуда, молоко, пшено, масло, соль, хлеб, уголек, монетка, зернышки, самовар, сушки, ложки, колыбель, кукла, полотенце, березка, магнитофон, фигурки (игрушки), краски, палитра, салфетки, палочки с поролоном разных размеров, салфетки, крышки, поднос, куклу-оберег. скамейки, стол.

Методика проведения

Воспитатель. Добрый день, дорогие дети!

Меня зовут Светлана Владимировна. Мне сказали, что вы очень добрые, умные   дружные, любознательные и очень любите путешествовать. Это правда? Вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами отправимся в прошлое.  Для этого нам надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три, в прошлое попади!» Закрываем глазки и все вместе говорим (дети повторяют) (открывается занавес), а теперь открываем глазки… 

Воспитатель.  Вот мы и в прошлом. Мы с вами в русской избе. Посмотрите ребята, сколько здесь интересных вещей. А вот и одна из них  - это сундук. Скажите сундук. Ребята, а  вы хотите узнать,  для чего нужен сундук? (Ответы детей). Давайте откроем и посмотрим. В нем  хранили одежду.  Сундук  сделан из дерева, а значит он какой? (Ответы детей- Деревянный)

Есть у сундука стенки и дно

Посмотрите вон там, внутри оно.

А это деревянная крышка

Чтоб в сундук не лазила мышка.

И одежда чтоб не пылилась

А слева и справа есть у сундука

Железные, прочные штучки,

Называются они ручки.

Чтобы  сундук поднимали,

С места на место переставляли.

А это железный замок,

Чтоб сундук открывать

Никто чужой не смог.

Воспитатель. Кто был внимателен и запомнил для чего сундуку крышка? (Ответы детей). А  для чего сундуку ручки? (Ответы детей). А железный замок? (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы! А еще в  каждой избе была печь, про неё говорили: «Печь всему голова». Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу.

Скажите ребятки, в чем ваши мамы варят суп? А воду для чая, в чем кипятят?

А на чем мамы ваши готовят вам еду? А раньше готовили в печи.

Воспитатель. Посмотрите сколько здесь всего, но нет, ни кастрюль, ни чайников.  А вы знаете что это? (Ответы детей).

Воспитатель. Это железный самовар.

На стол сейчас поставить я его хочу,

Воду для чая я в нём кипячу.

Воспитатель. Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,

А у нас здесь  есть чугунок. Как, ребятки, эта посуда называется? (Ответы детей). Чугунок тяжелый в нём можно всё варить,

Поставить в печку, в огне он не сгорит.

Он в печке горячим становится

И чтоб не обжечься

Когда из печки чугунок достаешь

Помощник нужен, рогатый с длинной деревянной ручкой. Он называется ухват. Как, ребятки, помощник называется? (Ответы детей).- Молодцы!

Воспитатель. В чугунке готовили еду. А как вы думаете, что готовили? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы правы. В чугунке готовили ароматную, вкусную кашу.Мы  чугунок сейчас возьмем

Пшена насыплем, молока нальем,

Задобрим маслом, посолим и помешаем

И с помощью ухвата чугунок в печь поставим.

Пусть каша варится- томится

А чтоб огонь из печки не выглядывал и не случился пожар, нужно печку закрыть заслонкой. Повторите, как называется? (Ответы детей).

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель. Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу.  

Воспитатель. Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Давайте его покачаем. Ребенок, качает.

Воспитатель. С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан.

Воспитатель. Дети, а давайте назовем ласково нашего Егора. Ребята, назовите вы свои имена ласково. (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой.

Воспитатель. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).

Воспитатель. А вы хотите узнать, зачем нашему Егорушке эти предметы? (Ответы детей).

Воспитатель. Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже искупаем нашего Егорушку. (Кладут в тазик)

Воспитатель. Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу». Положи уголек, а мы все вместе скажем.

Воспитатель. Когда клали зернышко, говорили: «Будь всегда сыт». Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель. Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Воспитатель. А теперь давайте, искупаем Егорушку. Ребята, когда купали ребенка, приговаривали потешку. Послушайте:

Мыли-мыли-мыли-мыли бело-набело отмыли.

Лишь головка одна. Всё черным-черна!

Воспитатель. Давайте повторим вместе.  (Дети повторяют)

Воспитатель. А теперь давайте вытрем Егорушку. А когда вытирали так же,  приговаривали: Полотенце вышито и бело.

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш.

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель. Давайте повторим вместе. (Дети повторяют)

Воспитатель. Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь мы его оденем.

Воспитатель. А как вы думаете, во что одевали ребеночка? (Ответы детей). А вот и не угадали. В отцову рубашку. А делали это, потому что  родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, на  рубашку, какая она? (Ответы детей).

Воспитатель. Давайте и мы оденем Егорушку. Одели мы нашего Егорушку, а сейчас мы его, положим, спать. А куда клали спать ребеночка, вы знаете? (Ответы детей). ,Его клали  в колыбельку.

Колыбелька - это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

  Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям). Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Попробуйте? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать. Что же это? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, хлеб да соль. На Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Вот и родители, кладя в колыбельку хлеб и соль, приговаривали: «Наконец-то ты родился! Долго мы тебя ждали!» Давайте и мы вместе скажем эти слова нашему Егорушке. (Дети кладут в колыбельку хлеб, соль, Егорку).

Воспитатель. Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? Как вы думаете?

Воспитатель. А что такое колыбельная? Кто знает? Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель. Дети, а вызнаете колыбельные? (Ответы детей). Тогда давайте споем вместе колыбельную для нашего Егорушки. (Дети поют колыбельную). Вот и уснул наш Егорушка.

Воспитатель. Когда вы были маленькие, вам мамы тоже пели колыбельные песни.

Воспитатель. Люди радовались рождению ребенка, пели песни, играли, водили хороводы.  Давайте и мы заведем хоровод. (Хоровод «Во поле береза стояла»). 

Воспитатель. А пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и я предлагаю вам сделать игрушки для нашего Егорки, пожалуйста, подходите к столам, присаживайтесь.

Воспитатель. В старину, игрушки делали из дерева, глины. Вот и я приготовила для вас глиняные фигурки, но посмотрите они совсем не красивые, давайте мы их раскрасим или украсим разными узорами.

Воспитатель.  А кисточек то у нас нет…. Но это не беда, у нас есть палочки разных размеров, пожалуйста, засучите рукава и приступайте к работе. (Работа детей).

Воспитатель. А я тоже приготовила подарок  для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это куклу Лихоманку. Ребята, а что такое оберег? (Ответы детей). Люди верили, что это предмет, который оберегал и охранял людей от бед.

Воспитатель. А теперь, давайте подарим Егорушке этот оберег, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. (Дети желают).

Воспитатель. Пусть живет-поживает, да добра наживает. (Кладут оберег в колыбельку)

Воспитатель. Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно? (Ответы детей). Тогда попробуйте закончить предложения:

Хранили вещи в ……. сундуке

Чай грели в……… самоваре

Чугунок из печки доставали с помощью……ухвата

Спал ребенок в …….колыбельке

Хорошо. А кто вспомнит, что  обозначает слово оберег? (оберегает)

Варили кашу в …………….чугунке

Воспитатель. Ребята, а каша то наша, наверное, уже готова. Пойдемте, посмотрим (достает кашу) только нам пора уже возвращаться. Давайте кашу возьмем с собой.

Воспитатель. Закрываем глаза, говорим волшебные слова: «Раз, два, три, в будущее попади!» (дети повторяют, занавес  закрывается), а теперь открываем глазки. Вот мы и в детском саду.  Мне очень понравилось с вами путешествовать. Пойдемте в группу пробовать кашку которую мы сами сварили в русской печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группы "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Материал адресован работникам дошкольных учреждений.Цель:выработать навык правильного анализа и адекватного поведения в экстремальной ситуации, т.е. грамотных действий в тех условиях, которые могут се...

"Путешествие на планету Математики" Конспект по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивной доски.

Конспект по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием интерактивной доски....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Конспект итоговой ООД "Знакомая незнакомка" разработан для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Организованная образовательная деятельность "знакомая незнакомка" разработана в соответствии с ФГОС. в игровой форме с использованием разнообразных педагогических технологих, позволяющих кра...

Конспект интегрированной НОД «Кукла-оберег» с участием детей подготовительной к школе группы и родителей группы

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ.ТЕМА: «КУКЛА – ОБЕРЕГ»ЦЕ...

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Образовательные:Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.Расширить знания детей понятиям : «условие задачи», «вопрос задачи»Развивающие:Развивать в...