Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Финк Ольга Николаевна

    Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира;  позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc514 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ»

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

             

                                                                                       

                                                               

                                                                               

    Цель:

    Приобщение детей к истокам русской культуры.

    Задачи:

    Развивающие:

    Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам,

    Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

    Обучающие:

    Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.

    Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

    Закреплять использование нетрадиционных методов рисования: с использованием штампов, ватных палочек, кисточки.

    Закреплять геометрические формы, цвет.

    Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;

    Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый.

    Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания; чувство эмпатии.

    Материалы и оборудование: 

    аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписью.

    Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла,игрушки и посуда древних славян;

    уголек, зернышки, монетки,

    оборудование для продуктивной деятельности: палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синяя); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки.

    Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы.

    Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян.

    Рассматривание русских узоров, орнаментов.

    Экскурсия в комнату «Русская изба».

    Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.

    Ход деятельности:

    Проблемная ситуация «Что такое сарафан?»

    Воспитатель:  Ребята, вы заметили у нас в группе что – то новое?

    Дети: Сарафан.

    Воспитатель: Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

    Дети: В старину.

    Создание игровой ситуации.

    Воспитатель: Да, этот сарафан из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?

    Дети: В России!

    Воспитатель: Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие.

    Аутотренинг (под тихую светлую музыку).

    День наступает,

    Природа оживает

    Солнце встает

    Нам светло дает.

    Друг на друга поглядим

    Про себя поговорим

    «Кто у нас хороший?

    Кто у нас пригожий?

    Все у нас хорошие

    Все у нас пригожие»

    Мы собираемся

    В долгий путь отправляемся.

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

    Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

    Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

    Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

    Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

    Дети: Прямо.

    Воспитатель: Ну, что же, в путь!

    Дети проходят в зону «изба».

    Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?

    Дети: В избу.

    Воспитатель: Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

    Дети: Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т.д.

    Загадывание загадки.

    Воспитатель: Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченившись бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».

    Дети: Самовар.

    Воспитатель: Как вы догадались, что это самовар?

    Дети: Он толстый. И из него пьют чай.

    Игра «Скажи поговорку»

    Воспитатель: Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай. А вот и прялка. Вы знаете поговорки о прялке, давайте поиграем в игру «Скажи поговорку» и посмотрим кто больше знает поговорок.

    Дети: Без прялки – не пряха,

               Без иглы – не портной!

               У ленивой пряхи

               Нет про себя рубахи!

              Чтоб рубаху нам соткать,

              Надо пряжу намотать!

    Воспитатель: Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.

    Ребенок, достает из колыбельки куклу.

    Воспитатель: Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Лерочка, покачай его.

    Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

    Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?

    Дети предлагают имена.

    Воспитатель: Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой. Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, что обозначает имя Алена?

    Дети высказывают предположения.

    Воспитатель: Это имя древнерусское, обозначает алая, красивая. Так звали богиню утреней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?

    Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

    Дети: Уголек, зернышки, монетки.

    Воспитатель: А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

    Воспитатель кладет уголек: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт. Когда клали монетку - будь всегда богат.

    Воспитатель: А вспомните, что приговаривали, когда купали ребенка?

    Тили-тили-тили-тили

    Мы по воду ходили.

    Воды для Аленки-

    Полное ведерко.

    Мыли-мыли-мыли-мыли

    бело-набело отмыли

    Лишь головка одна

    Всё черным-черна!

    Воспитатель: Вытирая, говорили-

    Полотенце вышито и бело

    Вытирай-ка малыша умело

    Будет чистеньким малыш

    Вырастет у нас крепыш.

    Воспитатель: Дети, а что же потом делали с ребеночком?

    Дети: Одевали.

    Воспитатель: А во что одевали ребеночка?

    Дети: В рубашку.

    Воспитатель: Правильно. А где хранили одежду?

    Дети: В сундуке.

    Воспитатель: Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук. Мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит». Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.

    Рассматривание узоров на рубашке

    Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу. У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?

    Дети высказывают предположения.

    Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.

    Продуктивная деятельность детей.

    Давайте пройдем за столы, у нас для этого есть все необходимое.

    Физкультминутка.

    Гроза

    Встало солнышко с утра,

    И ушли мы со двора,

    Мы топтали на полянке

    Тонконогие поганки,

    Землянику собирали,

    Веселились и играли.

    Вдруг все небо потемнело,

    Что-то страшно загремело,

    Смотрим мы во все глаза —

    Начинается гроза!

    То ли прятаться под дубом,

    То ли прочь бежать отсюда,

    Но гроза отгрохотала,

    Поплыла и с глаз пропала.

    Завтра мы пойдем опять

    На полянку поиграть.

    Объяснения педагога

    Воспитатель: Вот мы и пришли. А вы знаете, чем рисовали на Руси? Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью штампов, кисточек, ватных палочек.

    Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца. Также очень красив в исполнении растительный орнамент. В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец.

    Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.

    Воспитатель: Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.

    Анализ выполненных работ

    Воспитатель: Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.

    Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.

    После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

    Воспитатель: Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся. А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.

    Пожелания для Аленки

    Проходят в избу.

    Дети: Никогда не болей, будь здорова.

    Слушай отца - батюшку да родную матушку.

    Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.

    Пусть живет-поживает, да добра наживает.

    Сюрпризный момент

    Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

    Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Аленушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?

    Воспитатель: Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!

    Частушки:

    На опушке два цветочка

    Голубой да аленький

    Я парнишка удалой,

    Хоть и ростом маленький.

    Знаю, где живет милашка,

    Под железом новый дом.

    Куплю красную рубашку,

    С батькой свататься пойдем!

     

    Накопаю я сирени

    Туго на туго свяжу,

    Величаюсь я Артемом,

    А фамилию не скажу!

    Не ругай меня, маманя

    За помаду и духи.

    Ведь не я их покупаю,

    Покупают женихи!

     У меня на сарафане

    По бокам кармашки,

    А в карманчиках духи,

    Чтоб любили женихи!

    Кузя:

    Запрягу я кошку в дрожки,

    А котенка в тарантас.

    Повезу свою Аленку

    Всем соседям на показ!

    Кузя: Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!

    Воспитатель: Дети, а вам понравился день рождения Аленушки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?

    Дети: Нам понравилось готовить подарки.

    Воспитатель: Подарком может быть не только узоры для одежды, но и красивая, расписная посуда, расписные игрушки. Давайте кследующему дню рождению научимся украшать посуду узорами, орнаментами и вернемся с новыми подарками для Аленушки и Кузи.

                                                                                                 

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).

    Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов....

    Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района

    Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

    Конспект познавательно - игрового мероприятия по БДД с детьми старшей группы «Дорожные правила»

    Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах города.Задачи:Образовательные задачи:Закрепить представление детей о значении дорожных знаков, сигналов светофора.Формировать умение аде...

    Конспект. Познавательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"

    Конспект. Позновательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"  Цель: -Создать условия для ознакомления детей с дос...